fantlab ru

Николай Шпанов

Николай Шпанов
Страна: Россия
Родился: 22 июня 1896 г.
Умер: 2 октября 1961 г.

Псевдонимы:

Н. Ш. (Н. Ш.)

Н. Ш. (Н. Ш.)


Жанры:
Реализм
43%
Фантастика
35%
ещё >>

Николай Николаевич Шпанов — советский писатель, сценарист и публицист, автор военной, детективной и фантастической прозы.

Родился в г. Никольск-Уссурийский Приморской губернии (ныне г. Уссурийск Приморского края) в семье железнодорожного служащего. По свидетельству дружившего с писателем А. Д. Морозова, тот происходил из остзейского рода von Schpanoff, потомки которого ввиду бедности были вынуждены во второй половине XIX в. переселиться из родового гнезда в Эстляндии на новоприсоединенный к России Дальний Восток.

Будущий писатель еще в юности начал путешествовать: посетил Китай и Японию. По окончании классической гимназии поступил на кораблестроительный факультет Санкт-Петербургского политехнического института, но в связи с началом Первой мировой войны, перевелся в Военно-инженерное училище. В 1916-ом окончил Высшую офицерскую воздухоплавательную школу (г. Гатчина), после чего принял участие в боях на полях Первой мировой войны в качестве летчика-наблюдателя. В 1918-ом вступил добровольцем в Красную Армию, и около 20 лет (до 1939 года) прослужил в среднем командном составе Военно-воздушных сил.

С 1925 Николай Шпанов регулярно печатался в изданиях обществ «Добролёт» и «Осовиахим», пропагандируя авиацию как наиболее действенное средство укрепления обороноспособности страны. Из-под его пера выходят брошюры «Что сулит нам воздух» (1925), «Мирное применение воздушного флота и воздушный флот в гражданской войне» (1928), «Дирижабль на войне» (1930), «Самолет как средство сообщения» (1925), «Водяные вездеходы: Что такое глиссер и для чего он нужен» (1927), «Советские снегоходы: Что такое аэросани и для чего они нужны» (1927), «Сердце самолета: Как работает и устроен авиационный двигатель» (1927) и др. Кроме того, он создал цикл методических пособий, написанных столь просто и увлекательно, что с их помощью ранее незнакомый с техникой человек к концу восьмимесячного цикла обучения мог чинить авиационные моторы. Его перу принадлежит также учебник для летных училищ «Основы воздушных сообщений» (1930) и написанный в соавторстве технический справочник «Современные авиационные моторы» (1931).

Шпанов был участником нескольких экспедиций. В 1920-х он вошел в состав организованного «Авиахимом» полета на аэростате из Москвы в Коми, что нашло свое отражение в книге «Наш полет в лесные дебри» (1926). Эта 48-страничная книжечка стала первой книжной публикацией художественного произведения Н. Шпанова, переработанный и дополненный вариант которой позднее вышел под названием «Красный камень».

В 1928 году от агентства «ТАСС» и «Известий ЦИК СССР и ВЦИК» он принял участие в походе ледокола «Красин» по спасению экспедиции Умберто Нобиле, во время которого побывал на островах Новая Земля и Колгуеве, после которой написал книги на арктическую тематику «Во льды за «Италией» (1929), «Полярный поход «Красина» (1929), «В страну вечных льдов» (1930) и «Край земли» (1930).

В конце десятилетия Шпанов становится участником агитавтопробега «Автодора» в те же края. Эта поездка была описана Шпановым в книге «По автомобильной Трансевразии: На автомобиле по уссурийскому бездорожью» (1930), ставшей последней книгой автора о путешествиях, в которых он принимал личное участие.

Со своими рассказами для юношества и путевыми очерками писатель регулярно выступает на страницах «Крестьянской газеты», журналов «Всемирный следопыт», «Вестник воздушного флота» и «Самолёт». В последнем, который являлся авиа-техническим журналом ОДВФ (Общество Друзей Воздушного Флота), Н. Шпанов с конца 1923-го и до середины 1925 года работал сначала зав. редакцией, затем — зам. редактора, а позднее -сотрудником журнала. Поэтому несколько своих произведений, опубликованных в «Самолёте», он подписал псевдоним «К. Краспинк» (Коля — Красный Пинкертон). С 1928 по 1937 годы он также был зам. главного редактора журнала «Техника воздушного флота».

В 1930-м выходит первый сборник рассказов Шпанова «Загадки Арктики». За ним последовали сборник «Песцы» (1931) и повесть «Лед и фраки» (1932). Затем — несколько книг по истории изобретений в области моторостроения: «Рождение мотора» (1934), «Четыре такта» (1935) и художественных биографий Дени Папена, Этьена Ленуара, Джеймса Уатта, Николая Отто, Евгения Лангена (1934-1936).

В научной фантастике Николай Шпанов дебютировал в 1925 году с рассказом «Льды и крылья», опубликованном в журнале «Самолет». Рассказ с несложным сюжетом, в котором пресловутые американские фашисты пытаются навредить большевикам, автор наводнил многочисленными техническими новинками, часть которых представляет интерес для фантастического жанра. Во-первых, здесь действует пароход «Красная звезда», построенный в Ленинграде и превосходящий в полтора раза «Титаник» и «Лузитанию»; во-вторых, — действие части сюжета проходит на суперсовременном дирижабле, описанным автором следующим образом: «Сaлон воздушного корaбля – гигaнтского дирижaбля Англо-Советского Воздухоплaвaтельного Общества «RA-34» совершaет свой обычный трaнс-aтлaнтический рейс между Мон-Реaлем и Ленингрaдом через Лондон. Сегодня «RA-34» вылетел из Мон-Реaля в 10 чaсов утрa. Сейчaс только что кончился обед. Ночью дирижaбль прибудет в Лондон. Почти все пaссaжиры собрaлись в сaлоне. Это – огромнaя кaбинa, продольные стены которой почти сплошь стеклянные. В конце кaбины – дверь, ведущaя в коридор и в пaссaжирские кaбины. Гигaнт «RA-34» идёт с полной нaгрузкой. Нa его борту помещaется 25 человек комaнды и свыше девяностa пaссaжиров…»

После второго фантастического произведения автора – рассказа «Таинственный взрыв» (1925), в 1930 году в московском журнале «Вокруг света» печатается его фантастический роман под названием «Земля Недоступности» (книжное название «Лед и фраки», 1932). Действие в романе разворачивается в советской части Северного Ледовитого океана. Тема повести – экспедиция к Северному полюсу на подводной лодке «Наутилус», вооруженной всеми средствами современной техники: радио, электричество, сложная система буров, разведочных зондов, платиновых «ножей», прокладывающих дорогу лодке в ледяных пространствах. В книгу включены обильные упоминания о недавних экспедициях, в частности подробный рассказ о спасении шхуны «Нанук», зазимовавшей у Чукотской земли, и т. п. В произведении автор использует часть реальных персонажей из книг «Край земли» и «В полярные льды за «Италией», с которыми автор лично встречался. В рецензии на повесть Е. Тагер, помимо привлекательности произведения, указывает и на существенные недостатки: «В погоне за дешевыми эффектами Шпанов не слишком заботится даже о связи некоторых эпизодов с основными сюжетными линиями романа. Такова, неизвестно к чему приплетенная, загадочная история с сумасшествием русского моряка, таинственно попавшего на «Землю Недоступности» и ставшего жрецом у туземного, затерявшегося среди вечных льдов, племени. Крайне схематизированы и стандартны действующие лица романа: завзятый «янки» Билькинс, верящий только в «здравый смысл» и «математику», антрацитовый король Хармон, в утренней пижаме отдающий распоряжения по телефону, немецкий лейтенант Литке, сухой и лаконичный, с непременным моноклем в глазу; наконец, опустившийся белоэмигрант Маневич, под пьяную руку разглагольствующий о пресловутой «русской душе», – все эти персонажи, как и многие другие, кажутся взятыми из халтурной фильмы, изображающей «разлагающуюся Европу... Итак, следует констатировать, что попытка Шпанова создать советский научно-технический роман окончилась полнейшей неудачей».

В 1936 году газета «Комсомольская права» опубликовала отрывки из новой «повести о будущей войне» Шпанова «Двенадцать часов войны», а в 1938 году на экраны страны вышел художественный фильм «Глубокий рейд», поставленный режиссером П. Малаховым по сценарию Николая Шпанова. Фильм рассказывал о том, как в ответ на вражеское нападение три советские эскадрильи подвергли разрушительной бомбардировке столицу и военно-промышленные центры противника, включая город Форт. Советские сухопутные силы, используя успехи авиации, прорывают фронт и наносят поражение вражеской армии. На фильм последовали похвальные отклики в газетах «Правда» и «Кино». Окрыленный успехом, Шпанов попытался опубликовать полный вариант повести «Двенадцать часов войны», послужившей основой для киносценария. Из фильма в повесть переносятся название вражеского города Форт, бомбардируемого советской авиацией, сцены уничтожения вражеского дирижабля и наземный таран, которым автор закрывал тему гибели советских солдат. В таком виде рукопись и была предложена нескольким издательствам и везде – неудачно. По утверждению писателя повесть 14 раз подвергалась запрещению, а готовый набор повести в издательстве «Советский писатель» был рассыпан. Только в журнале «Знамя» удалось опубликовать большой отрывок из нее. И лишь после существенной переработки рукописи по настоянию Вс. Вишневского, практически новый вариант произведения уже под названием «Первый удар» удалось опубликовать в 1939 году в журнале «Знамя» усилиями все того же В. Вишневского.

Совершенно неожиданно для самого писателя повесть имела оглушительный успех, в короткий срок вышло 5 книжных изданий огромными тиражами. Повесть Шпанова, как заметил К. Симонов, «твердой рукой поддержана сверху». Роман был рекомендован к изучению всем трудящимся, красноармейцам. Извещение о его выходе со специальной аннотацией было дано в журнале политического Управления РККА «Политучеба красноармейца», а первое издание книги вышло в серии «Библиотека командира». Как показали исследования архивных материалов, этой «рукой» оказался И. Сталин, который лично ее читал и оставил карандашные заметки.

Интересно также, что после подписания 23 августа 1939 года советско-германского договора о ненападении (пакт Молтова – Риббентропа) повесть на некоторое время была изъята из продажи. Впрочем, запрет был аннулирован после нападения Германии на Советский Союз 22 июня 1941 года.

В 1939 году Николая Шпанова принимают в Союз писателей СССР и он становится профессиональным писателем. В том же году в качестве корреспондента он принимает участие в боевых действиях у реки Халхин-Гол и публикует ряд очерков, посвященных военному конфликту с 6-й отдельной армией Японии на территории Монголии.

В 1941 году, в первые месяцы Великой Отечественной войны Шпанов посетил театр боевых действий. И, как следует из воспоминаний Лидии Чуковской, в сентябре с ужасом и горечью рассказывал ей о том, что в действительности происходит на фронте, насколько реальность отличается от описанных им в «Первом ударе» лихих победах советской армии. В годы Великой Отечественной войны Н. Шпанов опубликовал биографический очерк «Майор Кошевой» (1941), отрывки из повести «Истребители» (1941), биографическую повесть о Герое Советского Союза, летчике Н. Ф. Гастелло «Мальчик из Полесья» (1942) и сборник рассказов «Горячее сердце» (1942).

В 1943-44 гг. был опубликован также и целый ряд его фантастико-приключенческих произведений: роман «Тайна профессора Бураго» (1943-44) в виде шестикнижья (переизданы в 1945 году в Абакане в 3 томиках), повести «Происшествие на «Клариссе» (1943), «Пленники острова Туманов» (1943) и «Война невидимок» (1944). Все эти произведение после войны автор переработал и объединил в большой авантюрный роман «Война невидимок» (1958), в котором действуют все традиционные штампы того времени развлекательной литературы: гениальный изобретатель, коварные шпионы, проницательные контрразведчики, беспечные начальники и бдительные простые советские люди.

В 1949-1951 годах написаны два самых крупных произведения Николая Шпанова – романы «Поджигатели» (1949) и «Заговорщики» (1951), в которых Вторая мировая война была представлена как результат сговора американских империалистов с германскими фашистами, а послевоенные события раскрывают технологию развязывания новой мировой войны империалистическими хищниками с помощью предателей из социалистического лагеря. Романы были непривычны для советского читателя. Наряду с обширным цитированием совершенно секретных документов (авторская фантазия), книги выглядели с одной стороны многоплановыми, а с другой — имели довольно занимательный авантюрный сюжет. Следует отметить, что отрицательные персонажи в романах были выписаны автором с большей тщательностью, чем достаточно однообразные в своих добродетелях коммунисты и борцы за мир. Эта своеобразная дилогия была написана в ключе тогдашней официальной доктрины СССР и не удивительно, что за короткий срок выдержала более десятка переизданий, принеся значительную прибыль не только автору, но и многим областным издательствам.

После 1955 года эти романы при жизни автора более не переиздавались, а книга «Заговорщики», имевшая особую политическую направленность (в романе, например, Иосип Броз Тито был описан как агент ЦРУ), подлежала изъятию из библиотек и книготорговой сети, так же как и памфлет автора «Дипломаты «плаща и кинжала» (1952). Памфлет содержал очерки об организованных советской госбезопасностью в социалистических странах на рубеже 1940-50-х однотипных политических процессах по обвинению кардинала Мидсенти, Т. Костова, Л. Райка, Р. Сланского и др. в сотрудничестве с американскими «поджигателями войны» и их подручными из рядов «мирового сионизма».

В 1955 году выходит отдельным тиражом повесть «Связная Цзинь Фын», предварительно опубликованная в журнале «Смена» в 1951 году как главы из третьей книги романа «Поджигатели», но в связи с вышеописанными событиями, так и оставшейся незавершенной. Он почти не принимает участия в литературной и общественной жизни, а вскоре оказался в изоляции от основного направления советской литературы, претерпевшей изменение после известного ХХ съезда КПСС.

С конца 1950-х Николай Шпанов переключается на произведения детективного жанра, в которых преимущественно ловят шпионов и предателей. Наряду с майором Прониным, вышедшего из под пера писателя Льва Овалова, в цикле повестей «Похождения Нила Кручинина» Шпанов создал один из первых в советской литературе образ сыщика, являющегося сквозным героем нескольких произведений. Своеобразными аналогами литературных героев А. Конана Дойла – Шерлока Холмса и доктора Ватсона – Шпанов делает героев своих произведений Нила Платоновича Кручинина и его верного друга Сурена Грачика.

В 1958 году вышел его фантастический роман «Война невидимок», рассказывающий о борьбе советских ученых и разведчиков против фашизма. Роман был написан на основе печатавшихся во время войны отдельных повестей «Тайна профессора Бураго» (1943) и «Война невидимок» (1944). «Тайна профессора Бураго» вышла в виде шести небольших книжечек и стала первой половиной романа, а вторая, напечатанная и не законченная в журнале «Огонек», в романе стала его 13 и 14 главами. Но надо заметить, что автор свой роман значительно переработал, так что повести не всегда идентичны книге 1958 года. Эта книга была напечатана тиражом 225 000 экземпляров и вызвала жестокие нападки критиков, которые перешли в откровенную травлю Шпанова.

Последние годы жизни Николай Шпанов тяжело болел и жил на хуторе Эсберг Ракверского р-на Эстонской ССР, где работал над посвященной современности завершающей частью трилогии, начатой «Поджигателями» и «Заговорщиками» – романом «Вне закона». Перед самой кончиной была опубликована последняя книга автора – антиамериканский фантастический роман-памфлет «Ураган» (1961), который остался практически незамеченным ни критикой, ни читателями. В этой книге автор высказал смелую идею подавлять водородные и атомные бомбы противника прямо на земле или в воздухе.

Собственно, и смерть Николая Шпанова осталась незамеченной. Писатель скончался в Москве в возрасте 65 лет и на его похороны не пришел ни один человек, кроме ответственного за церемониал чиновника Литфонда.

Вклад Николая Шпанова в фантастическую литературу ограничивается (без учета многочисленных переработок и дополнений им собственных произведений) шестью названиями: рассказы «Льды и крылья» и «Таинственный взрыв» (оба — 1925), повесть «Первый удар» (1939), а также романы «Земля Недоступности» («Лёд и фраки» — 1930), «Война невидимок» (1958) и «Ураган» (1961). Несмотря на неоднозначность творческого наследия Шпанова, его взлеты и падения, в фантастике критиками принято пренебрежительно отзываться о его книгах. «Шпанов как фантаст, на мой взгляд, превосходил всех массолитовских писателей, — писал в своей монографии «Как стать фантастом» Кир Булычев. — Он казался мне человеком, которому судьба подарила самородок. Вот он вытащил из тайги этот самородок – свой талант – и принялся, суетясь, отщипывать, отбивать, откалывать от него куски, пока весь самородок не промотал».

Впрочем, в работоспособности Шпанову отказать нельзя. Как бы то ни было, — «Учись у Шпанова!» — советовал маститый Юлиан Семёнов молодому автору Геннадию Прашкевичу.

Сортировка:

Николай Шпанов. Циклы произведений

7.00 (6)
-
8.33 (6)
-
6.60 (5)
-
  • Смерть Джимми  [= Джимми; Вторая смерть Джимми; Вторая смерть Джимми (Записано со слов Майкла О’Керни)] (1937)  
7.50 (6)
-
7.17 (6)
-
6.67 (3)
-
7.33 (3)
-
  • Спор  [= Спор, оставшийся нерешенным] (1942)  
8.00 (1)
-
7.00 (3)
-
7.00 (3)
-
7.50 (6)
-
7.50 (2)
-
7.50 (2)
-
7.50 (2)
-
7.00 (2)
-
7.70 (20)
-
7.36 (36)
-
1 отз.
7.60 (20)
-
7.27 (15)
-
7.57 (14)
-
7.71 (14)
-
7.75 (8)
-
7.80 (5)
-
7.20 (5)
-
7.17 (6)
-
  • Егеря  [= Домик у пролива] (1939)  
7.83 (6)
-
7.83 (6)
-
8.67 (6)
-
7.71 (7)
-
5.56 (16)
-
1 отз.
5.86 (29)
-
6.00 (28)
-
5.80 (25)
-
7.08 (24)
-
1 отз.
5.75 (4)
-
6.54 (24)
-
1 отз.
7.67 (15)
-
7.07 (28)
-
6.70 (20)
-
7.00 (1)
-
6.71 (7)
-
5.50 (4)
-
 
8.00 (2)
-
8.00 (1)
-
  • Дени Папен  [= История одного великого неудачника; История страданий, смерти и бессмертия бакалавра Дени Папена] (1934)  
7.00 (2)
-
-
7.00 (2)
-
7.50 (2)
-

Николай Шпанов. Романы

  1930 Земля недоступности  [= Лёд и фраки]  
6.00 (11)
-
7.07 (28)
-
6.70 (20)
-
6.54 (24)
-
1 отз.
  1958 Война «невидимок»  [= Тайна профессора Бураго]  
7.36 (36)
-
1 отз.
  1961 Ураган  
5.83 (18)
-
1 отз.

Николай Шпанов. Повести

  1926 Красный камень  [= Наш полёт в лесные дебри]  
8.00 (5)
-
7.33 (3)
-
  1939 Егеря  [= Домик у пролива]  
7.83 (6)
-
  1939 Первый удар (Повесть о будущей войне)  [= Двенадцать часов войны]  
6.30 (36)
-
2 отз.
  1942 Мальчик из Полесья  [= Николай Гастелло; За жизнь]  
7.00 (1)
-
7.60 (20)
-
7.57 (14)
-
7.27 (15)
-
7.71 (14)
-
  1945 В новогоднюю ночь  [= Похождения Нила Кручинина]  
5.86 (29)
-
  1945 Дело Оле Ансена  [= Тайна трех; Это было на Севере; Дело Ансена]  
6.00 (28)
-
  1946 Личное счастье Нила Кручинина  [= Жёлтые перчатки]  
5.80 (25)
-
5.75 (4)
-
  1955 Последний медвежатник  [= "Медвежатник"]  
7.08 (24)
-
1 отз.
6.71 (7)
-

Николай Шпанов. Рассказы

  1925 Льды и крылья [Под псевдонимом «К. Краспинк»]  
5.14 (7)
-
1 отз.
  1925 Над ночной Москвой [под псевдонимом К. Краспинк]  
-
  1925 Таинственный взрыв  [= Записка Анке] [Вторая публикация под псевдонимом К. Краспинк]  
6.47 (32)
-
2 отз.
  1926 Загадка Арктики  [= Над полюсом] [первая публикация под псевдонимом К. Краспинк]  
6.60 (5)
-
8.25 (4)
-
7.20 (5)
-
  1926 Шварц  [= Летчик Шварц ]  
7.33 (3)
-
6.60 (5)
-
5.50 (4)
-
4.83 (18)
-
  1930 Номер не пройдет  [= Номер, который не пройдет]  
7.50 (2)
-
8.00 (1)
-
8.50 (2)
-
  1931 Песцы  
8.50 (2)
-
  1931 Поход Гренмальма  [= Поход Гренмальма: Памяти отважного шведа Финна Мальмгрен]  
8.50 (2)
-
9.50 (2)
-
8.50 (2)
-
  1931 Сделка господина Энгельс  [= Сделка господина Энгель]  
8.33 (3)
-
  1937 Смерть Джимми  [= Джимми; Вторая смерть Джимми; Вторая смерть Джимми (Записано со слов Майкла О’Керни)]  
7.50 (6)
-
9.00 (2)
-
8.33 (6)
-
8.50 (2)
-
7.00 (1)
-
8.00 (1)
-
7.33 (3)
-
  1942 Адъютант  
7.50 (2)
-
7.00 (3)
-
  1942 Музыкант  
7.50 (6)
-
7.50 (2)
-
  1942 Слепень  
7.00 (3)
-
  1942 Спор  [= Спор, оставшийся нерешенным]  
8.00 (1)
-
7.50 (2)
-
7.00 (2)
-
8.67 (6)
-
7.17 (6)
-
7.71 (7)
-
  1956 Чувель  [= Егерь Чувель]  
7.83 (6)
-
7.17 (6)
-
7.80 (5)
-

Николай Шпанов. Документальные произведения

7.00 (2)
-
  1934 Дени Папен  [= История одного великого неудачника; История страданий, смерти и бессмертия бакалавра Дени Папена]  
7.00 (2)
-
8.00 (1)
-
7.00 (1)
-
  1936 Джеймс Уатт  [= Джемс Уатт]  
7.50 (2)
-

Николай Шпанов. Пьесы

  1944 Бутылка рома [одноактная пьеса] // Соавтор: Лев Владимирович Рубинштейн  
8.00 (1)
-

Николай Шпанов. Учебные издания

8.00 (1)
-

Николай Шпанов. Статьи

7.00 (1)
-
6.00 (1)
-
  1926 Трактор  
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
6.00 (1)
-
7.00 (1)
-
  1930 Предисловие [к сборнику"Край земли"]  
9.00 (1)
-
8.00 (1)
-
  1949 Страница великой жизни [О болгарском революционере Г. М. Димитрове]  
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
8.00 (1)
-

Николай Шпанов. Очерки

-
-
-
-
-
-
-
-
-
-
  1928 Эпопея «Красина» [Очерк участника похода ]  
9.50 (2)
-
7.33 (3)
-
-
7.00 (1)
-
1 отз.
-
-
-
-
-
-
-
-
  1940 Летчики в бою [Из походной тетради]  
-
-
  1940 Пленные [Из походной тетради]  
-
  1940 У берегов далекой реки [Из походной тетради]  
-

Николай Шпанов. Энциклопедии и справочники

  1931 Современные авиационные моторы // Соавторы: М.А. Дзиган, Л.Т. Шереметев  
-

Николай Шпанов. Сборники

-
-
  1931 Песцы  
9.00 (1)
-
9.00 (1)
-
7.00 (1)
-
7.00 (1)
-
-
6.50 (4)
-
-
7.00 (1)
-
6.00 (1)
-
10.00 (1)
-

Николай Шпанов. Отрывки

8.00 (1)
-
  1935 Конец Дени Папена [Отрывки из повести "История одного великого неудачника"]  
-
  1936 Гибель Сафара [Главы из научно-фантастической повести «Двенадцать часов войны»]  
6.00 (1)
-
  1936 Поединок [Главы из научно-фантастической повести «Двенадцать часов войны»]  
-
  1937 Двенадцать часов войны [Из романа]  
-
  1941 Большой парад [Отрывок из одноименного романа]  
-
  1941 В гитлеровском застенке [Отрывок из романа «Большой парад»]  
-
  1941 В полях Елисейских [Отрывок из романа «Большой парад»]  
-
  1941 Возвращение с разведки [Отрывок из повести «Истребители» ]  
-
  1941 Истребители [Фрагмент повести]  
-
  1950 Заговорщики [Отрывок из одноименного романа]  
7.00 (1)
-
  1951 Связная Цзинь Фын [Главы из III книги романа «Поджигатели»]  
5.50 (4)
-
  1960 Да или нет? [отрывок из романа "Ураган"]  
6.75 (4)
-
1 отз.
  1960 Ураган [Отрывок из романа]  
6.37 (19)
-

Николай Шпанов. Рецензии

  1939 «Истребитель 2Z» [на роман С. Беляева «Истребитель 2Z»]  
-

Николай Шпанов. Прочие произведения

-
-
  1926 Наш полет в лесные дебри  [= Полет в лесные дебри]  
8.00 (1)
-
-
-
-
-
-
5.00 (1)
-
-
-
-
-
  1933 Петр Ионович Баранов [Некролог]  
-
-
-

Николай Шпанов. Неопубликованное

  1941 Морской ястреб (киносценарий, не опубликован) // Соавтор: Андрей Михайловский  
 
  Большой парад (роман, не опубликован)  
 
  Вне закона (роман, не опубликован)  
 
  Оборотень (роман, не опубликован)  
 
  Глубокий рейд (повесть, не опубликована)  
 
  Извозчик (рассказ, не опубликован)  
 
  Мельник (рассказ, не опубликован)  
 
  Случай на погосте (рассказ, не опубликован)  
 
  Фультон аэронавтики (рассказ, не опубликован)  
 
  Западная граница (пьеса, не опубликована) // Соавтор: Иосиф Прут  
 
  Инженеры  [= Инженерка] (пьеса, не опубликована) // Соавтор: Илья Кремлёв-Свен  
 
  Медальон (пьеса, не опубликована)  
 
  Офицерская честь (пьеса, не опубликована)  
 
  Пансион «Роза» (пьеса, не опубликована)  
 
  Слово чести (пьеса, не опубликована)  
 
  Тайна профессора Бураго (пьеса, не опубликована)  
 
  У себя дома [Драма в 3 действиях] (пьеса, не опубликована) // Соавтор: Андрей Михайловский  
 
  Вне закона [либретто литературного сценария] (киносценарий, не опубликован)  
 
  Генерал и маргаритки (киносценарий, не опубликован) // Соавтор: Александр Филимонов  
 
  Глубокий рейд (киносценарий, не опубликован)  
 
1 отз.
  Непобедимый флот  [= «Чайка»] (киносценарий, не опубликован) // Соавтор: Андрей Михайловский  
 
  Николай Гастелло (киносценарий, не опубликован) // Соавтор: Иосиф Прут  
 
  Чудесная скрипка (киносценарий, не опубликован) // Соавтор: Евгений Габрилович  
 
  Под сводами старого дома (сборник, не опубликован) // Соавтор: Исаак Ермашев  
 
  Вот как это началось [Памфлет] (не опубликовано) // Соавтор: Исаак Ермашев  
 
  Желтая папка и привидение, которое возвращается [Памфлет] (не опубликовано) // Соавтор: Исаак Ермашев  
 
  Короли и лакеи [Памфлет] (не опубликовано) // Соавтор: Исаак Ермашев  
 
  Мистер Икс [Памфлет] (не опубликовано) // Соавтор: Исаак Ермашев  
 
  Под сводами старого дома [Памфлет] (не опубликовано) // Соавтор: Исаак Ермашев  
 
  Столпы общества [Памфлет] (не опубликовано) // Соавтор: Исаак Ермашев  
 
  Человек и его тень [Памфлет] (не опубликовано) // Соавтор: Исаак Ермашев  
 


  Формат рейтинга


  Библиографы

  • Составители библиографии — ermolaev, archivsf, milgunv

  • Куратор библиографии — milgunv



  • ⇑ Наверх