FantLab ru

Андрей Лазарчук

Андрей Лазарчук
Страна: Россия
Родился: 6 февраля 1958 г.
Жанры:
Фантастика
65%
ещё >>

Андрей Геннадьевич Лазарчук — русский писатель-фантаст, переводчик. Один из наиболее заметных современных авторов, работающих в области литературной, философской фантастики, турбореализма.

Родился в Красноярске и с 1999 года проживает в Петербурге. Окончил Красноярский медицинский институт; по профессии — врач-травматолог. Литературный дебют Л. состоялся в 1983 г., когда свет увидел рассказ «Экслибрис» (другое название «Кузнечик»). Однако окончательно в профессии писателя-фантаста он утвердился к 1990 г. Тогда были опубликованы фрагменты романа-эпопеи «Опоздавшие к лету» (окончательно, в полном виде, роман издан в 1996 г.). Замысел эпопеи — грандиозная антиутопия о мире, который последовательно погружается в Апокалипсис. Сразу стало заметно тяготение молодого автора к эстетике модернизма. В его произведениях очевиден приоритет психологизма над социальной фантастикой. Принадлежит к так называемой «четвертой волне».

Пришел в литературу с несложными по форме, но глубокими по социально-философской мысли произведениями. Позже, в повести «Мост Ватерлоо» он выступил уже как автор социально-психологической прозы. Затем последовал триллер «Иное небо», который смело можно отнести к «жесткой прозе» (роман получил профессиональную премию «Странник» 1994 г.). Сам автор произведение отнес к жанру «альтернативной истории». Действие романа происходит в 1991 г. В условно-фантастическом мире Л. Россия была завоевана Германией в 1942 г. И вот теперь, во время политического кризиса, европейская Россия откалывается от Рейха и пытается воссоединиться с Сибирью. Военная техника этого мира чрезвычайно развита. Главный герой — Игорь Валеницкий — могущественный человек, который, тем не менее, ощущает себя игрушкой в чьих-то руках. Идет «вечная война», бессмысленная и беспощадная.

В основе «альтернативно-исторической» гипотезы автора — предположение, что мироздание — это некое кольцо, которое может образовывать петли. По времени можно двигаться; попадая в прошлое, изменять будущее; возможны и «параллельные» варианты развития мира, линии истории, берущие начало в одной точке, но впоследствии расходящиеся все дальше и дальше... Эта же концепция положена в основу романа «Транквилиум».

Роман «Солдаты Вавилона» (завершающая часть трикнижья «Опоздавшие к лету») оказался также экспериментальным и по форме, и по концентрированному философски-мировоззренческому содержанию. Это произведение исполнено аллюзий, предполагает множество толкований, представляет собою сугубо интеллектуальный роман.

Структура романа «Солдаты Вавилона» организуется различными самостоятельными сюжетными линиями, которые только в конце сводятся воедино. В романе равновелики и равнозначимы люди и боги, реальность и видения, Сознание и Надсознание. Автор замыкает в единую цепочку понятия: Сознание — Надсознание — Бог — Мир, имея в виду, что Сознание творит Надсознание, Бог — порождение общественного сознания человечества. Бог творит Мир, а в Мире неизбежно появляется свое Сознание... И так без конца.

По Л. Материя и Сознание — суть равноценные величины — и это основной закон мироздания. Для человека основной закон — этика, нравственность. Несовпадение этих двух законов образует трагический конфликт между миром и человеком.

Сам писатель полагает, что его произведения не являются фантастикой как таковой. Определяя собственный художественный метод, он называет его «турбореализмом», утверждая, что «турбореализм чем-то похож на фантастику, но это не есть фантастика в полном смысле этого слова» (из выступлений Л.). Л. мастерски «закручивает» интригу, поэтому ему удается до конца любого произведения держать читателя в напряжении. Вместе с тем «развязки» — это слабое место автора. Они могут быть неадекватны сложным и оригинальным «завязкам», плохо вытекать из характеров и представленных автором ранее ситуаций.


Примечание к биографии:

Страница Андрея Лазарчука на Facebook

Страница Андрея Лазарчука вконтакте

Сайты и ссылки:

lazandr.lib.ru (официальный сайт)

Андрей Лазарчук зарегистрирован на сайте:   Lazarhuk

Награды и премии:


лауреат
АБС-премия, 2018 // Художественное произведение
Весь этот джакч

лауреат
Интерпресскон, 2018 // Крупная форма (роман) (трилогия)
Весь этот джакч

лауреат
Зиланткон, 2015 // Большой Зилант
Соль Саракша (2016)

лауреат
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2014 // Лучшая сетевая публикация. Крупная форма
Весь этот джакч

лауреат
Странник, 2010 // Образ Будущего
Абориген (2009)

лауреат
Аэлита, 2010 // Премия «Аэлита»

лауреат
РосКон, 2007 // Повесть, рассказ. 3 место («Бронзовый РОСКОН»)
Мы, урус-хаи (2006)

лауреат
Странник, 2005
Опоздавшие к лету

лауреат
Бронзовая Улитка, 2003 // Малая форма
У кошки четыре ноги... (2002)

лауреат
Странник, 2003 // Перевод Роберта Хайнлайн "Пройдя долиной смертной тени"

Похожие авторы:

Сортировка:

Андрей Лазарчук. Планы автора

 
?
Посредник. Книга 2 (роман, не закончен, не опубликован)  
 
 
?
Рай там, где трава (не закончено, не опубликовано)  
 

Андрей Лазарчук. Циклы произведений

  Посмотри в глаза чудовищ // Соавтор: Михаил Успенский  
8.22 (437)
-
11 отз.
8.19 (1133)
-
53 отз.
7.76 (701)
-
20 отз.
7.09 (470)
-
24 отз.
  Космополиты // Соавтор: Ирина Андронати  
7.35 (175)
-
6 отз.
7.32 (353)
-
13 отз.
7.02 (256)
-
4 отз.
7.18 (205)
-
4 отз.
  Забытые царства // Соавтор: Юсуп Бахшиев  
5.75 (4)
-
5.35 (17)
-
1 отз.
5.38 (8)
-

Андрей Лазарчук. Романы-эпопеи

8.23 (524)
-
26 отз.
7.38 (551)
-
18 отз.
8.10 (670)
-
31 отз.
7.72 (437)
-
10 отз.
7.88 (392)
-
10 отз.
7.88 (367)
-
5 отз.
8.03 (452)
-
13 отз.
7.86 (461)
-
16 отз.
8.00 (1)
-
7.58 (31)
-
6 отз.
 

Андрей Лазарчук. Участие в межавторских проектах

  Секретные материалы / X-Files // межавторский цикл  
7.38 (265)
-
12 отз.
  • Произведения российских авторов
7.32 (142)
-
4 отз.
6.99 (91)
-
1 отз.
6.86 (86)
-
2 отз.
7.15 (77)
-
7.17 (79)
-
6.92 (71)
-
1 отз.
7.24 (76)
-
7.49 (67)
-
  Рассказы о Ленине // межавторский цикл  
5.50 (20)
-
7.40 (372)
-
19 отз.
  S.T.A.L.K.E.R. // межавторский цикл  
7.14 (724)
-
47 отз.
6.53 (130)
-
10 отз.
  Буриме // межавторский цикл  
7.94 (17)
-
  • Циклы // межавторский цикл
8.27 (101)
-
5 отз.
7.55 (333)
-
34 отз.
7.28 (38)
-
  • Романы
6.88 (8)
-
8.67 (3)
-
8.33 (3)
-
6.83 (97)
-
3 отз.
7.14 (168)
-
5 отз.
6.88 (153)
-
7.20 (181)
-
3 отз.
7.37 (229)
-
7 отз.
6.22 (92)
-
1 отз.
6.71 (138)
-
3 отз.
5.66 (50)
-
6 отз.
7.68 (89)
-
7 отз.
7.63 (156)
-
9 отз.
7.68 (119)
-
2 отз.
7.38 (63)
-
2 отз.
7.40 (189)
-
2 отз.
  • Произведения, противоречащие канону // межавторский цикл
6.94 (228)
-
29 отз.
  Тёмный мир // межавторский цикл  
6.60 (30)
-
6.41 (74)
-
6 отз.
  Постэпидемия // межавторский цикл  
4.51 (86)
-
24 отз.
4.77 (71)
-
6 отз.

Андрей Лазарчук. Романы

8.10 (670)
-
31 отз.
8.24 (308)
-
4 отз.
7.86 (461)
-
16 отз.
7.78 (379)
-
15 отз.
8.15 (482)
-
25 отз.
  1997 Посмотри в глаза чудовищ // Соавтор: Михаил Успенский  
8.19 (1133)
-
53 отз.
7.31 (266)
-
14 отз.
  1999 Гиперборейская чума // Соавтор: Михаил Успенский  
7.76 (701)
-
20 отз.
  2000 Штурмфогель  [= Командос верхнего мира]  
7.37 (360)
-
14 отз.
  2002 За право летать // Соавтор: Ирина Андронати  
7.32 (353)
-
13 отз.
  2003 Сироты небесные // Соавтор: Ирина Андронати  
7.02 (256)
-
4 отз.
  2005 Малой кровью // Соавтор: Ирина Андронати  
7.18 (205)
-
4 отз.
  2006 Жара  
5.46 (41)
-
2 отз.
  2006 Марш Экклезиастов // Соавторы: Михаил Успенский, Ирина Андронати  
7.09 (470)
-
24 отз.
6.43 (225)
-
14 отз.
  2009 Абориген  
7.14 (215)
-
25 отз.
6.90 (110)
-
14 отз.
  2010 Тёмный мир. Будет сложно остаться собой // Соавтор: Ирина Андронати  
6.41 (74)
-
6 отз.
  2011 Спираль  
6.53 (130)
-
10 отз.
  2016 Любовь и свобода // Соавтор: Михаил Успенский  
7.68 (119)
-
2 отз.
  2016 Соль Саракша // Соавтор: Михаил Успенский  
7.63 (156)
-
9 отз.
  2017 Дочь Белого Меча // Соавтор: Юсуп Бахшиев  
5.35 (17)
-
1 отз.
  2017 Стеклянный меч // Соавтор: Михаил Успенский  
7.38 (63)
-
2 отз.
  2018 Стальная метель // Соавтор: Юсуп Бахшиев  
5.38 (8)
-
  2018 Целое лето (сетевая публикация)  
7.58 (31)
-
6 отз.

Андрей Лазарчук. Повести

7.88 (392)
-
10 отз.
7.72 (437)
-
10 отз.
  1990 Зеркала  
8.02 (162)
-
12 отз.
7.45 (137)
-
7 отз.
7.81 (233)
-
9 отз.
7.88 (367)
-
5 отз.
7.37 (229)
-
7 отз.
8.03 (452)
-
13 отз.
7.62 (189)
-
6 отз.
7.32 (142)
-
4 отз.
6.99 (91)
-
1 отз.
6.86 (86)
-
2 отз.
7.15 (77)
-
7.17 (79)
-
6.92 (71)
-
1 отз.
7.24 (76)
-
7.49 (67)
-
  2007 §78 [Журнальный вариант]  
7.09 (23)
-
1 отз.

Андрей Лазарчук. Рассказы

  1983 Кузнечик  [= Экслибрис]  
7.56 (198)
-
13 отз.
8.00 (11)
-
6.79 (68)
-
6 отз.
6.67 (186)
-
12 отз.
  1986 Монетка  
7.37 (85)
-
4 отз.
  1988 Деревянный меч [фрагмент романа "Солдаты Вавилона"]  
7.46 (78)
-
3 отз.
6.60 (191)
-
12 отз.
6.88 (221)
-
12 отз.
  1990 Колдун  
7.38 (551)
-
18 отз.
  1991 Мумия  
7.40 (372)
-
19 отз.
  1993 Нигде и никогда  [= Станция назначения]  
7.02 (58)
-
2 отз.
7.14 (29)
-
3 отз.
  1997 Жёлтая подводная лодка «Комсомолец Мордовии» // Соавтор: Михаил Успенский  
7.56 (425)
-
20 отз.
  1998 Годзилла вышел не из моря... Первоапрельский прикол // Соавтор: Михаил Успенский  
6.89 (80)
-
1 отз.
7.86 (7)
-
6.71 (138)
-
3 отз.
6.01 (115)
-
6 отз.
6.94 (228)
-
29 отз.
  2007 Заяц белый, куда бегал... // Соавтор: Ирина Андронати  
6.51 (82)
-
9 отз.
7.60 (15)
-
1 отз.
  2007 Черевычки // Соавтор: Ирина Андронати  
5.30 (27)
-
2 отз.
  2008 Аська // Соавтор: Ирина Андронати  
6.36 (218)
-
16 отз.
  2008 Триггер 2Б // Соавтор: Ирина Андронати  
5.49 (180)
-
10 отз.
  2020 Монтана  
4.77 (71)
-
6 отз.
  2020 Сопутствующие потери (сетевая публикация)  
6.56 (9)
-
1 отз.
  2021 Кем на самом деле был Дон Жуан [Рассказ-реконструкция] (сетевая публикация) // Соавтор: Ирина Андронати  
7.00 (1)
-
4.67 (15)
-
-

Андрей Лазарчук. Микрорассказы

6.96 (28)
-

Андрей Лазарчук. Поэзия

7.00 (8)
-

Андрей Лазарчук. Киносценарии

  2005 Ведьма с проспекта Большевиков // Соавтор: Ирина Андронати  
7.64 (14)
-
2 отз.

Андрей Лазарчук. Статьи

9.00 (2)
-
  2002 Предисловие [переводчика к роману Хайнлайна "Пройдя дорогой смертной тени"]  
-
  2007 От составителя [предисловие к антологии «Предчувствие «шестой волны»]  
6.25 (16)
-
1 отз.
  2012 Предисловие к русскому изданию [к роману Грэя Ф. Грина "Кетополис. Киты и броненосцы"]  
7.28 (38)
-
-
5.00 (1)
-

Андрей Лазарчук. Эссе

7.88 (70)
-
2 отз.
  2021 На самом деле Дон Жуан был... (доступно в сети) // Соавтор: Ирина Андронати  
-

Андрей Лазарчук. Сборники

8.55 (20)
-
7.96 (49)
-
2 отз.

Андрей Лазарчук. Отрывки

8.67 (3)
-
8.33 (3)
-

Андрей Лазарчук. Интервью

  1992 Андрей Лазарчук: На гребне новой волны [интервью; под псевдонимом А.Привалов] // Соавтор: Сергей Бережной  
7.75 (4)
-
  1993 Андрей Лазарчук: Держать улыбку! // Соавтор: Владимир Борисов  
10.00 (1)
-
  1993 Борис Стругацкий: «Будущее, в котором нам хотелось бы жить, невозможно. Но стремиться к нему человек должен»  [= Интервью, март 1993 года] // Соавторы: Борис Стругацкий, Михаил Успенский  
7.82 (11)
-
  2000 Фантастика, как литература влияющая на умы, ушла навсегда // Соавтор: Дмитрий Сергеевич Захаров  
-
  2001 [Интервью] [под псевдонимом Юрий Астров-Зацарицынский] // Соавтор: Юрий Астров  
5.00 (1)
-
  2002 Работать вдвоем интереснее (Интервью с Андреем Лазарчуком и Ирой Андронати) // Соавторы: Владимир Ларионов, Ирина Андронати  
-
  2017 «Писать «под кино» очень непросто» [беседа с Андреем Лазарчуком] // Соавтор: Борис Невский  
6.21 (19)
-
  2020 «Он был... преимущественно прекрасным» // Соавтор: Галина Якубовская  
-
-

Андрей Лазарчук. Антологии

6.71 (24)
-
1 отз.

Андрей Лазарчук. Прочие произведения

-
-
8.00 (1)
-

Андрей Лазарчук. Неопубликованное

  1994 «В определённой мере я писал утопию...» (интервью, не опубликовано)  
 


  Формат рейтинга


  Библиографы

  • Составители библиографии — Lucy, suhan_ilich

  • Куратор библиографии — Ny



  •   Лингвистический профиль Андрея Лазарчука

    Словарный запас автора — чуть выше среднего. Длина предложений — средняя. Диалоги используются чуть реже среднего. Процент прилагательных и глаголов сбалансирован, оба показателя близки к средним. Причастия и деепричастия автор использует в умеренном количестве. Служебные слова (местоимения, предлоги, союзы, междометия, частицы и вводные слова) — крайне редко.

    ⇑ Наверх