ФантЛабораторная работа


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «fox_mulder» > ФантЛабораторная работа: Разбор полетов, часть 4
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

ФантЛабораторная работа: Разбор полетов, часть 4

Статья написана 28 февраля 2011 г. 22:47

Губители сфер

Удивительное дело, но из шести прочитанных мною рассказов-финалистов, это первый, который можно без всяких оговорок отнести именно к фантастическому жанру. Вроде бы ничего особенного, но на фоне всех предыдущих шуток-прибауток и литературных тестов на политическую ориентацию — уже жирный плюс. Другое дело, что сама идея не нова, а ее исполнение вызывает настолько устойчивые ассоциации, что становится просто страшно, как бы затяжные приступы икоты не нанесли серьезного вреда здоровью дорого нашего Сергея Васильевича Лукьяненко. Конечно, честь открытия виртуальных курортов, притягательных для ценителей всех сортов эскапизма принадлежит вовсе не ему, но в данном конкретном рассказе,стены славного компьютерного города Диптауна выглядывают практически отовсюду — из опрятного литературного слога, из авторских рассуждений, сопровождаемых легкими шлепками по темечку в адрес неприятных самому автору литературных и социальных явлений (так, на постельном ложе, где Сергей Васильевич занимался дружеской поркой своих коллег по российскому фэндому, у автора «Губителей сфер» вольготно расположилась сама Стефани Майер и ее преданная армия любительниц «Сумерек» — очевидно сильно наболело). Однако, автор похоже забыл, что в сочинениях самого Мэтра, идея Глубины раскрывалась на страницах весьма увесистых романов, в то время, как он по условиям конкурса ограничен прутьями клетки куда более тесного жанра, которая своими габаритами не должна превышать 20 000 символов с пробелами. И это ограничение не могло не сказаться на качестве самого произведения: почти треть рассказа занимает чудовищно затянутое вступление, которое бы нормально смотрелось в качестве пролога для длинного-предлинного романа, но в данном контексте оказывает на читателя эффект, схожий с действием таблетки валиума. Зато потом, словно оклемавшись от снотворного, рассказ за считанные секунды набирает сверхсветовую скорость, в которой в темпе детского калейдоскопа мелькают червоточины, сферы, Саши-Гендальфы и прочие персонажи. Идеям и персонажам тесно в оковах данного литературного объема, они явно нуждаются в большей проработке всего-всего, начиная от окружающего мира и заканчивая собственными характерами. Но разве ж все это великолепие получится уместить в жалкие 20 тысяч символов с пробелами?

Если сублимировать все личные впечатления от прочитанного, то рассказ скорее напомнил мне скорее не самостоятельное литературное произведение, а главу (скорее всего — заключительную) большого романа или даже книжного цикла. Впрочем, отдам должное автору: несмотря на явные стилистические параллели с эдаким Лукьяненко-lite, написан рассказ весьма неплохо и из всех оцененных мной к данному моменту финалистов (напомню, что их было пять), пока произвел наиболее благоприятное впечатление.





274
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх