Брет Истон Эллис


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «febeerovez» > Брет Истон Эллис. Американский психопат
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Брет Истон Эллис. Американский психопат

Статья написана 7 марта 2011 г. 17:10

Далекая и гордая Америка в свое время подарила миру определение, которое символизировало успех и удачу одновременно. Оно давало надежду и заставляло поверить в свои силы. Определение, подарившее миру образ идеального успешного человека. «Американская Мечта». Но время безжалостно, увы. Одни идеалы уступают место другим, и хотя некоторые определения остаются, меняется суть. Взгляните на обломки в пыли – это то, что осталось от Американской Мечты сегодня.

Главный герой романа Брета Истона Эллиса – типичный яппи, живое воплощение этой мечты, у которого есть все, что считается мерилом успеха – деньги, красивые подружки, отличный вкус, соответствующий времени, прекрасная работа. С точки зрения его, так называемых друзей и коллег он – приемлемый элемент общества, рьяно исполняющий нужные функции. А поскольку герой умело носит маску “идеального гражданина”, то никто не замечает, и не желает замечать, его внутреннюю нестабильность психики и яростные крики души, которые перевоплощаются в убийства.

В какой-то степени «Американский психопат”  книга о том состоянии человека, которое наступает после исполнения всех мечтаний и желаний. Патрик Бэйтмен добился всего, что считалось необходимым для респектабельного члена общества, дошел до предела материального и физического совершенства. Но пока он достигал этой черты, в нем погибли практически все человеческие чувства и эмоции. Он идет по жизни равнодушно, разыскивая лишь новые способы заставить себя что-то почувствовать. В этом плане он наркоман, который ищет все более сильную дозу нового наркотика. Его истинную сущность заставлять раскрыться разве что алкоголь, кокаин, секс и убийства.  По большому счету он и превратился в маньяка только для того, чтобы как-то разбудить свои остывшие чувства. Но так же, как и в случае со всеми предыдущими удовольствиями, убийства однажды перестают дарить ему нужные ощущения, и его “забавы” начинают приобретать все более и более извращенный характер. Все это происходит не потому, что Бэйтмену просто нравится это делать, или потому что он душевнобольной маньяк. Просто для того, чтобы заставить себя ощутить себя живым, ему нужно опускаться все ниже и ниже. При этом Бэйтмен прекрасно осознает степень разложения своей личности, но считает, что поскольку дороги назад нет, то нет и предела, до которого можно опуститься. Пока ты что-то чувствуешь — ты вправе этим заниматься.

Если судить по степени человечности, то в главном герое осталась лишь одна черта, напоминающая о том, что он когда-то был чуть более живым, чем сейчас. Бэйтмен, находясь в постоянных поисках новых удовольствий, смертельно боится потерять статус в обществе или постареть. Однако страх здесь лишь подчеркивает безликость главного героя – Патрик боится этого, потому что все этого боятся. На самом деле, единственной вещью, заставляющей его выйти из рамок “идеального представителя общества” является любовь к музыке. Сцены зверской расправы вполне могут соседствовать с рассуждениями о мотивах одиночества в альбоме такой-то группы, и если со временем Бэйтмен начинает терять ощущения и от убийства, то о музыке он всегда размышляет эмоционально и долго. Автор не стесняется отдавать целые главы на такие рассуждения главного героя, и если поначалу это кажется странным, то потом читатель понимает причину такого большого количества разговоров о музыке. Однако, несмотря на эту человеческую черту, обычная любовь для героя остается непонятным чувством. Правда осознание того факта, что его кто-то любит несколько раз заставляет Бэйтмена остановиться, но это происходит не от большой человечности, а просто потому, что такая эмоция по отношению к нему – это чистый воды шок. Поскольку он не верит в любовь, то его шокирует, что кто-то может кого-то по-настоящему любить.

Еще в какой-то степени, погоня Бэйтмена за удовольствиями, пересекается с постоянным безразличием и равнодушием людей. Так же как и главный герой, многие просто равнодушны к жизни, и “просыпаются” только из-за тех же самых удовольствий, только чуть менее жестоких и извращенных, стараясь при этом не выходить за границы одобренного обществом поведения. На протяжении романа автор не раз иллюстрирует мысль, о том, что положение в обществе обязывает, так сказать, соответствовать своей функции и не выходить за ее рамки. Когда кто-то из героев пытается каким-нибудь образом высказать то, что у него на самом деле на душе – на него смотрят неодобрительно и не понимают. Несколько раз главный герой откровенно признается в том, что он кого-то убил или изнасиловал, но либо его никто не слушает, либо принимают это за шутку. Под конец и сам Патрик уже не очень четко понимает – то ли он действительно убийца, то ли это всего лишь помутнение его психики. И в отличие от одноименного фильма, ответ на этот вопрос, в книге, неоднозначен.

Интересно, что в 2003 году, когда роман только перевели на русский язык, некоторые заявили, что на данный момент он утратил свою актуальность. То есть эти проблемы могли существовать в девяностые, но в поколении нулевых из место заняли другие вещи. Прошло ровно 20 лет, и можно ли говорить о неактуальности романа Эллиса? Критерии, выявляющие “успешного человека” эволюционировали со временем, да, но основные принципы остались неизменными – деньги, погоня за модой, желание стать одной идеальной деталью общества. И если мечты о духовных вещах уступили свое место жажде материального успеха уже тогда, то на данный момент изменились лишь декорации и костюмы – игроки и принципы остались те же.  

Роман Брета Истона Эллиса не просто изобличает сущность общества потребления. Своим произведением автор безжалостно вскрывает скальпелем ту идеальную жизнь, о которой многие наверняка грезили наяву. А благодаря манере повествования от «первого лица», дающего невероятный эффект присутствия, “Американского психопата” можно сравнить с неожиданным ударом в челюсть – ты его не ожидаешь, но свою мысль он доносит прекрасно. Цинично, равнодушно и жестоко – но только так, наверное, можно получить нужный эффект – пронять читателя.

И Эллису это сделать удалось.





839
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение7 марта 2011 г. 17:28
Роман великолепен со всех сторон. Странно, что есть еще люди, которые не в курсе ;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 марта 2011 г. 18:03
Не странно, кстати. Его не издают уже несколько лет. Мне вообще друг дал почитать.
А читать на компьютере для меня — не вариант.
 


Ссылка на сообщение7 марта 2011 г. 19:11
Если поискать, то достать можно. По магазинам столько добра валяется всеми забытого, что аж жуть. Иногда такие раритеты встречаю...
 


Ссылка на сообщение7 марта 2011 г. 19:50
Ищу, пока вот не нашел, купил бы с радость. :-)
 


Ссылка на сообщение7 марта 2011 г. 23:42
..готова подарить ;-)... наверное.. если смогу отыскать в залежах своих плохо организованных книжных полок :-)))
А роман — и вправду совершенно замечательный, спасибо за рецензию :-)
А как вам «Гламорама»? У меня, при всей большой симпатии к American Psyco, она почему-то совсем не пошла.. три раза начинала — ни одного толком не закончила 8:-0
 


Ссылка на сообщение7 марта 2011 г. 23:54

цитата ALLEGORY

..готова подарить

Буду рад и благодарен :-)))

цитата ALLEGORY

спасибо за рецензию

Спасибо за чтение. :beer:

цитата ALLEGORY

А как вам «Гламорама»? У меня, при всей большой симпатии к American Psyco она почему-то совсем не пошла.. три раза начинала — ни одного толком не закончила

А никак вот.:-) Я ее не читал, и вообще больше ничего из Эллиса не читал, просто потому, что это в печатном виде не достать. Сейчас есть только «Информаторы» и «Правила секса» — урвал вторую, буду читать, а то вдруг потом может тоже самое случиться, что и с другими книгами.
 


Ссылка на сообщение8 марта 2011 г. 00:08

цитата febeerovez

«Правила секса» — урвал вторую, буду читать

..мне показалось вполне милой, но решительно не обязательной (в отличие от весьма и весьма выдающегося «..психопата»;-)), вещью. Кстати, её забавно употреблять в паре с одноимённой (или как там она называется? 8:-0) киношкой -- они отличаются по настроению, но зато неплохо взаимодополняют друг друга :-)
 


Ссылка на сообщение8 марта 2011 г. 00:13

цитата ALLEGORY

.мне показалось вполне милой, но решительно не обязательной (в отличие от весьма и весьма выдающегося «..психопата» ), вещью.

Почитаем-с :-)

цитата ALLEGORY

Кстати, её забавно употреблять в паре с одноимённой (или как там она называется? ) киношкой -- они отличаются по настроению, но зато неплохо взаимодополняют друг друга

Спасибо за совет, попробую. :beer:
 


Ссылка на сообщение8 марта 2011 г. 06:31
«Информаторы» крайне мутными показались, не понял я их. Те же мысли, что и в «Психопате», поданные немного в другой упаковке.


Ссылка на сообщение31 марта 2011 г. 16:21
Ой не знаю насчет American Psycho... Читала, читала, страниц 80 проползла и уснула от скуки. Так, про оффисный планктон, помещавшийся на брендах и топорах... Если уж что-то интересное по искажениям психики читать, так лучше книжки ФБР профайлеров — профессионалов. Куда интереснее — и сюжеты и персонажи. Там такие истории попадаются — Эллису в очень страшном сне не приснилось бы.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 марта 2011 г. 16:31

цитата Aryan

Так, про оффисный планктон, помещавшийся на брендах и топорах...

Суть то не в топорах и искажениях психики. Суть во взгляде на идеального представителя общества потребления, который так же как и все не смог обойтись без отступления от определенных, навязанных обществом, рамок. Патрик даже не человек, а элемент, единица множества.

«Психопат» это сатира — жесткая и бескомпромиссная, а от того и эффективная.


Ссылка на сообщение31 марта 2011 г. 17:10
Каких рамок? Никаких рамок нет. Общество ничего навязать не может. Как у Дикинсон «Плен — это сознание, свобода — тоже». Демонизация мелкого персонажа и бесконечные описания зубных паст. Сатира на общество потребления? По-моему, мелковатый предмет для сатиры вообще. Но отличный способ написать крепко и грамотно написанный абсолютно коммерческий текст. Как хорошо сделанный ремесленный продукт, очень даже ничего. Но это все. что в этой книге есть.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 марта 2011 г. 17:34

цитата Aryan

Каких рамок? Никаких рамок нет. Общество ничего навязать не может. Как у Дикинсон «Плен — это сознание, свобода — тоже». Демонизация мелкого персонажа и бесконечные описания зубных паст. Сатира на общество потребления? По-моему, мелковатый предмет для сатиры вообще. Но отличный способ написать крепко и грамотно написанный абсолютно коммерческий текст. Как хорошо сделанный ремесленный продукт, очень даже ничего. Но это все. что в этой книге есть.


И это вы говорите по прочтении 80 страниц ?

Рамок нет ? Ммм — культурные рамки например. Здесь по большей части они. Общество может навязать мнение — что включает в себя понятие «выглядеть хорошо», где нужно есть, с кем спать, где работать, какую иметь квартиру, чем пользоваться в ванне. Не следуешь правилам — ты ментально исключаешься из общества. Как например в сцене ужина где-то в начале книги, когда чья-та там подружка пригласила странную парочку за стол.

Описания зубно пасты и иже с ней нужны для нескольких вещей — для того, чтобы показать насколько «идеален» этот элемент в рамках общества, в том плане что он делает, все как надо, и пользуется «тем» и «этим» и «этим». И чтобы показать, что для него это важно, и насколько абсурдно такое поведение и такой поток мыслей. Убийствами автор не демонизирует персонажа — для Бэйтмана убийства это способ почувстовать себя живым, выплеснуть свои настоящие эмоции, а не показывать маску, которую он являет при выходе в свет.
 


Ссылка на сообщение31 марта 2011 г. 23:27
Чтобы понять, твое или не твое, нравится или не нравится, мне лично и 80 стр-то обычно не нужно. Я просто пыталась заставить себя понять, чем же эта книга многих так восхитила... Не удалось. Я понимаю вашу точку зрения, просто мне все это крайне неинтересно. Я всю жизнь считала одной из самых умных фраз «Не плыви по течению, не плыви против течения — плыви туда, куда тебе нужно» (Козьма Прутков) , причем ТЕБЕ — крупными буквами. Мне гораздо интереснее реальный психопат (они обычно не подводят философские базы под свои деяния — просто получают удовольствие от них), а метания заскучавшего оффисного планктона как-то вот не задевают... Если у человека за душой ничего нет — а у него нет — то чем мне-то может быть интересна его душа (или отсутствие оной) или его жизнь? Пожалуй, вы правы и книга потрясающе талантливая — это надо ж так написать про маньяка-убийцу, чтобы от скуки зубы сводило... :-D
 


Ссылка на сообщение31 марта 2011 г. 23:36
Пардон, забыла про общество (не в первый раз, впрочем). Все эти рамки относительны и работают только против тех, кто из признает. Как во многих фэнтези про магию — если ты в нее веришь, то она на тебя действует. Не веришь — плевать тебе на эту волшебную палочку, которую какой-то там маг на тебя направил. И эмоций у Бэйтмена нет никаких — так чем же человек этот может быть интересен? Чем может быть интересно пустое место? Интереса он не вызывает, только желание поскорее от него отделаться.
 


Ссылка на сообщение31 марта 2011 г. 23:53

цитата Aryan

Пардон, забыла про общество (не в первый раз, впрочем). Все эти рамки относительны и работают только против тех, кто из признает. Как во многих фэнтези про магию — если ты в нее веришь, то она на тебя действует. Не веришь — плевать тебе на эту волшебную палочку, которую какой-то там маг на тебя направил. И эмоций у Бэйтмена нет никаких — так чем же человек этот может быть интересен? Чем может быть интересно пустое место? Интереса он не вызывает, только желание поскорее от него отделаться.


Интересно, правда ? А ведь ваши эмоции — это на самом деле желаемый эффект. Во-первых все герои признают рамки общества, и подчиняются им, так же как и большая часть человечества. Обычно если ты выбиваешься за рамки, то на тебя странно смотрят.
Во-вторых — смысл и был в том, чтобы показать насколько пуст герой, насколько бессмысленна его жизнь, так же впрочем, как и погоня за обществом. Плюс отдельной строкой про то, а насколько такой человек вообще может считаться живым, но это уже несколько другая тема.

цитата Aryan

Чтобы понять, твое или не твое, нравится или не нравится, мне лично и 80 стр-то обычно не нужно. Я просто пыталась заставить себя понять, чем же эта книга многих так восхитила... Не удалось. Я понимаю вашу точку зрения, просто мне все это крайне неинтересно. Я всю жизнь считала одной из самых умных фраз «Не плыви по течению, не плыви против течения — плыви туда, куда тебе нужно» (Козьма Прутков) , причем ТЕБЕ — крупными буквами. Мне гораздо интереснее реальный психопат (они обычно не подводят философские базы под свои деяния — просто получают удовольствие от них), а метания заскучавшего оффисного планктона как-то вот не задевают... Если у человека за душой ничего нет — а у него нет — то чем мне-то может быть интересна его душа (или отсутствие оной) или его жизнь?

Что-то я не припомню, чтобы Бэйтмен или автор подводили философские базы конкретно под убийства. Для Бэйтмана — это как раз простое удовольствие, для автора — способ показать что для персонажа является моментом «ощущения жизни». Не знаю в чем может быть интерес читать про маньяка, без подтекста — так уж действительно сводки спецслужб лучше читать. Но 'Психопат» это художественная литература, а не документалистика.

Про офисный планктон — я вообще не понимаю, почему вы так окрестили героя. Офисный планктон в моем понимании — это клерк среднего звена, прозябающий всю жизнь в офисе. Во-первых Бэйтман работает по всей видимости на какой-то высокой должности, да еще и на Уолл Стрит, а во-вторых, и что более важно — приходит на работу постольку-поскольку. И не одному планктону не хватит месячной зарплаты, чтобы жить в тех условиях, в которых живет герой. Здесь даже работа то не важна, что подчеркивает Эллис не раз. Там Патрик как-то даже сам не может объяснить, а что он на работе делает — деньги идут и идут.

цитата Aryan

Пожалуй, вы правы и книга потрясающе талантливая — это надо ж так написать про маньяка-убийцу, чтобы от скуки зубы сводило...

Мне вас не переубедить видимо, но это действительно талантливая книга, с интересными мыслями и идеями, хорошей претензионностью, и написаная легким ненапрягающим языком.
 


Ссылка на сообщение1 апреля 2011 г. 00:40
Все понимаю, но переубедить точно не удастся. Скучала я на этой книге смертельно. Эмоций она как раз не вызвала никаких — я вот и не понимаю, чем может быть интересен человек, который ничем не интересен (самому себе тоже не очень).

Планктон — совсем не обязательно клерк среднего уровня, полным полно вицев, к которым это вполне относится. Это состояние души, а не кошелька. Видала я их немерянно.

У меня создалось впечетление, что это такая бук-экстрим для среднего класса. Как горные лыжи, сноуборды, кайт-серфинг — как правило, рискованными видами спорта занимаются те, кому в повседневной жизни адреналина не хватает. И тут после унылого дня в оффисе (гараже, кухне — подставить нужное) садится человек почитать и с наслаждением поежиться от деяний Бейтмена...Такой безопасный «экстрим трип» в мягкой обложке.
 


Ссылка на сообщение1 апреля 2011 г. 00:52

цитата Aryan

чем может быть интересен человек, который ничем не интересен (самому себе тоже не очень).

Глубиной эмоционального падения, в попытке почувствовать биение жизни.

цитата Aryan

У меня создалось впечетление, что это такая бук-экстрим для среднего класса. Как горные лыжи, сноуборды, кайт-серфинг — как правило, рискованными видами спорта занимаются те, кому в повседневной жизни адреналина не хватает. И тут после унылого дня в оффисе (гараже, кухне — подставить нужное) садится человек почитать и с наслаждением поежиться от деяний Бейтмена...Такой безопасный «экстрим трип» в мягкой обложке.


Нет, это не так. Человеку после тяжелого дня будет неприятно читать про Бэйтмана, потому что он внезапно может понять, что он чем-то на него похож.
 


Ссылка на сообщение1 апреля 2011 г. 01:45
Не знаю, я подозреваю, мы настолько разные люди, что в нашем споре истина не родится, а скорее тихо испустит дух. Я человек логический и очень практичный — в убийстве не вижу никакого эмоционально падения, оно только может быть полезным или бессмысленным. Как давно известно профессионалам, исследовать психику реального маньяка очень полезно — но исключительно с практической стороны, для применения в последующих расследованиях. А с точки зрения эмоций и человеческих ощущений, нет никакого смысла, поскольку их там нет. Это очень похоже на выступления сердобольных дам, протестующих против показов сериалов БиБиСи про хищников: Зачем нужно показывать, как эта ужасная гиена убивает прелестного невинного олененка!» Проблема в том, что гиена вове не ужасная — это ее натура, а олененок вовсе не прелестный невинный зверек — быть съеденным, это тоже его натура. Никто же не пишет книжки про эмоциональное падение крокодила, съевшего антилопу... Убийства Бейтмена абсолютно бессмыслены, но какое падение — откуда? Падают, когда есть какая-то высота, а я что-то ее там не заметила.
 


Ссылка на сообщение1 апреля 2011 г. 13:22
Мне кажется вы не читаете, что я пишу. Убийства для Бэйтмена — способ выхода эмоций, так как в остальном времени он не чувствует себя живым. Но со вренеменем он теряет ощущения и от убийства, и ему требуется все более и более извращенные методы, для того чтобы получить некие ощущения. Вы видите в убийстве цель, но это способ. Падение, как это не иронично, туда, что лежит «ниже нуля». В минус, проще говоря. У Бэйтмена и не может быть никакой высоты, потому что по большому счету он безликий элемент.
 


Ссылка на сообщение1 апреля 2011 г. 14:43
Да я читаю, читаю... Просто мы по-разному видим и мыслим. Я пытаюсь объяснить, почему мне лично скучно про него читать (я,кстати, точно также тихо засыпала от скуки над маркизом Де Садом). Все объяснения, почуму психопат стал психопатом, бессмыссленны — ничего человеческого там нет, эмоционально или социально соотносить не с чем, поэтому у меня над этой книгой возникло ощущение, что это тупо потраченное время. Психопата нужно просто поймать и уничтожить — детективы на эту тему я читаю с удовольствием.


Ссылка на сообщение1 апреля 2011 г. 00:48

цитата febeerovez

Во-вторых — смысл и был в том, чтобы показать насколько пуст герой, насколько бессмысленна его жизнь, так же впрочем, как и погоня за обществом. Плюс отдельной строкой про то, а насколько такой человек вообще может считаться живым, но это уже несколько другая тема.


Теодора Старджона на него нет — а жаль. Он бы всю эту книгу уместил в 11 страниц гениального рассказа, причем она не только не потеряла бы ничего, а только выиграла бы. Я помню, у меня эта мысль проскочила, когда я продиралась сквозь зубные пасты и одеколоны... Я все же как-то предпочитаю читать про титанов, я не про слизь болотную (сказано со всем уважением к реальной слизи болотной...)


⇑ Наверх