Пара слов о курочке Рябе


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Mierin» > Пара слов о курочке Рябе. Два.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Пара слов о курочке Рябе. Два.

Статья написана 4 апреля 2011 г. 19:42

Продолжу выкладку одной (пока, у меня еще есть, но расшифровывать — морока, хоть и интересно) лекции. Тем более, раз уж понравилось.

                                                                    ***

Дальнейший текст изображает какое-то безумие. То есть, не дальнейший текст, а в тот момент, когда дед и баба стали оплакивать разбитое мышкой яичко, появляется такой текст: птицы все взбесились в этот момент, синица вообще кончила жизнь самоубийством, забор упал, мир стал разваливаться, мост перевернулся. Далее появляется человеческая семья. Это семья священника – две дочери, жена и сам священник. Ведут себя они как безумные. Вот дочери, они несут воду в ведрах на коромыслах, домой. Узнав, что мышка разбила яйцо, что дед и баба плачут, тут же воду наземь вылили, ведра разбили и коромысла поломали. В таком виде они явились домой и сообщили это матери. Попадья, узнав это, она разводила, видимо, для блинов жидкое тесто, она корчагу с тестом опрокинула, разбила и начала тесто втирать в пол. Узнав это, ее муж-священник сделал ряд очень умных действий. Он отрезал себе косу, то есть расстригся, перестал быть священником, порвал церковные книги и поджег церковь. Ну а потом появляется курочка Ряба и говорит деду с бабкой, что снесет им простое яичко. Все радуются. Этот жуткий хаос в природе и безумие в доме у священника выбрасывают обычно из сказки.

Про что сказка? Глупость – чем бы дитя не тешилось, лишь бы оно не плакало. Мы имеем перед собой двух идиотов, полных маразматиков, которые ведут себя абсолютно неадекватно, которые реагируют на явления окружающей их действительности неправильно. Они получают золотое яйцо и пытаются его уничтожить. А когда оно уничтожено – они впадают в ужас. Потом начинается какой-то бред. С этим бредом еще чище – с чего это вся природа начала распадаться и семью священника охватило безумие? И с чего это вдруг, вытворяя такое с золотым яйцом, получив обыкновенное яйцо, они обрадовались? Вывод: это какая-то глупость, путаница, это вообще бессмысленное и смысла никакого иметь не может. Вот знаете, Вильям Шекспир когда-то сказал хорошо: «В любом безумии есть свой метод». Я это всегда и нашим студентам-филологам говорю, потому что мы часто встречаемся с текстами нормальными с точки зрения нормального человека. А порой мы встречаемся с такими текстами, от которых волосы подымаются дыбарём. Ну, например, одно замечательное стихотворение Введенского. Я его, к сожалению, не помню, но я его вам принесу и прочитаю. Это не бред, это стихотворение. Но вы попробуйте сказать, про что. Начинается оно очень хорошо:

Стоял таинственный монах

                                  в пяти шагах,

Жили-были на горе

                      три девицы в Ангаре.

Первая звалась Светло,

                                 а вторая – Помело,

Третьей прозвище Татьяна,

                       так как дочка капитана.

Жили-были, а потом

                         я из них построил дом.

Хорошее стихотворение, дай Бог каждому. Оно довольно длинное. Самое смешное, что оно имеет смысл, работать просто надо. Это я сейчас о безумных текстах. Полно у нас безумных текстов. Хотите, я вам сейчас прочитаю, но это мне тоже надо вспомнить – я человек склеротический, болезненный, но я попытаюсь вам прочитать мое любимое стихотворение Хармса. Оно называется хорошо – «Постоянство веселья и грязи».

Течет вода в реке прохладной

И тени гор ложатся в поле,

И в небе птицы отлетают,

И погружаюсь в сновиденье.

А дворник с черными усами

Стоит себе под воротами

И чешет грязными руками

Под грязной шапкой свой затылок.

А в окнах слышен шум веселый

И топот ног, и звон бутылок.

Проходят дни, потом недели,

Потом года проходят скоро,

И люди стройными рядами

В своих могилах исчезают.

А дворник с черными усами

Стоит всегда под воротами

И чешет грязными руками

Под грязной шапкой свой затылок.

И в окнах слышен шум веселый,

И топот ног, и звон бутылок.

Луна и солнце побледнели,

Созвездья форму изменили,

Движенье сделалось тягучим

И время стало как песок.

А дворник с черными усами

Стоит себе под воротами

И чешет грязными руками

Под грязной шапкой свой затылок.

А в окнах слышен шум веселый,

И топот ног, и звон бутылок.

Анализировать сейчас это стихотворение я не буду… Знаете, кто такой дворник? Бог. Который не метет свой мир. Мир мести надо, потому что там, где обитают люди, называется «место». А место – это знаете, что? Это то, что метут метлой. Так как метла – священное орудие для создания мира, поэтому на ней летать можно. Это я немножко возвращаюсь к сказке.

Тексты, фольклорные тексты, они иногда оказываются таким бредом. То, к чему мы привыкли, что кажется нормальным, в сказках, простых сказках, таких, как, извините, «Колобок» или «Курочка Ряба». Вообще для маленьких детей. Это тайна есть, почему полный бред.

Я немножко отступила, теперь возвращаюсь. Давайте попытаемся выяснить – глупость и бред это или нет. Возвращаемся к курочке Рябе. Давайте ее будем анализировать не так, как обычно анализируют сказку в школе, ища там нравственные какие-то критерии. Кстати, очень часто в школе пытаются, и вы это запомнили, к сожалению, и пронесли через всю жизнь, нравственные качества героев изучать. Какие нравственные качества свойственны Ивану-Царевичу?! Да никакие им не свойственны нравственные качества! Они вообще не герои. Они функции! Иван-Царевич и Василий-Королевич, и Иван-Дурак, и Емеля  – у них у всех одна судьба. Они из дому выходят, путь какой-то проходят, препятствия преодолевают (уж как – это их дело), из своего мира попадают в другой, там совершают какие-то подвиги определенные, добывают волшебные предметы и невесту и возвращаются обратно другой дорогой.

Почитайте волшебные сказки. Герой перся-перся, через избушки Бабы Яги прорывался-прорывался. Так? Обратно он возвращается – никогда не встречает тех, кто встретился ему по дороге туда. Откуда он идет? Хоть в одной сказке герой начинает возвращаться? Никогда. Он всегда идет из своего мира в тридевятое царство, тридесятое государство. Двадцать седьмое, тридцатое… Я вам попытаюсь объяснить, почему двадцать седьмое (тридевятое) и тридцатое (тридесятое), это совершенно четкое место. Я вам попытаюсь объяснить, почему у Бабы Яги одна нога костяна, а другая говняна и почему у нее нос в потолок врос. И почему она так странно себя ведет — все время грозится: съем, поуродую, покатаюся-поваляюся… Никогда, никого – я спорю на сотню… рублей, рублей, других денег у меня нет – найдите мне хоть одну сказку, где Баба Яга кого-то съела. Никогда! Причем, если она грозится это сделать детям, она даже погибает. Если грозится это сделать взрослым парням – то они ее живой оставляют и даже прощаются с ней довольно нежно. И ничего плохого она им не делает, а поит, кормит и в бане парит. Иногда коня дарит. Особенно, когда их коня съедает.

Мы возвращаемся к анализу. Конечно, анализировать образы героев и накручивать их качество – как школьники сидят: смелость, решительность… Да нет ничего! Поведение героя сказки – это функционер, он выполняет одну функцию. Обычно в движении, обычно по прямой, которая потом оказывается кругом. Например, есть функция такая: положительный герой. Это может быть девочка, мальчик, кто угодно. Они путешествуют. Есть лже-герои. Это обычно братья, такие сволочи, которые так и норовят или подсунуть неприятность молодому человеку, или воспользоваться результатами его побед. Они иногда даже убивают его, отнимая добычу и невесту. Или это девушки совершенно поганого характера, которые мешают положительной героине. Но они всегда погибают. В древнейших вариантах – всегда погибают. Потому что делают все не так. Они непосвященные. В самых древних вариантах они никогда не бывают ни злыми, ни ленивыми. Они такие же функционеры.

Герой сказки обычно имеет помощника. Вот ему за что-то кто-то на границе миров что-то дает. Ну, я не знаю, коня, меч, скатерть-самобранку, добрые советы. Есть герой-советчик, герой-помощник, герой-даритель. Есть враги героя. Есть два мира. И все это функционально, все это действует как машинка. И герои сказки действуют по одному закону: сказано – сделано. Что сказано, то и сделано. Герои начнут упираться рогом только в былинах. Там они будут делать все наоборот. Потому что герои сказки – они не личности. Абсолютно. Они, кстати, и не индивидуальности.

Между прочим, с героями сказки вообще сложно. Я вольно-невольно вываливаюсь туда, но ничего. С героем сказки вообще сложно. Вот например: вы когда-нибудь задумывались – Царевна-лягушка, она молодая или как? Вот, к сожалению, вы «Илиаду» и «Одиссею» не читали… Читали? Слушайте, ну я вас полюблять начинаю. Серьезно читали? Или только фильм смотрели этого, одного из троих, которые по России ползут? Ну ладно, сделаем вид, что читали. Там есть такая героиня – Прекрасная Елена. Вот Прекрасная Елена, жена Менелая, ее похищает Шурик, то есть Александр по кличке Парис. Парис – это кликуха, а вообще-то его зовут Александр. Он ее увозит, война длится десять лет, Менелай свою жену отвоевывает обратно и увозит. Через десять еще лет, то есть всего через двадцать, Телемах, сын Одиссея, попадает к ним в гости. Она еще сверкает красотой. Ну ладно, двадцать лет. Но любопытно другое – биография Прекрасной Елены та еще. Дело в том, что до того, как она вышла замуж за Менелая, ее Тезей похищал. А Тезей жил где-то за три поколения до Агамемнона, Менелая, Одиссея и всех этих ребят. Сколько лет этой особе? Вообще ужас. Тогда женщина вид человеческий в тридцать лет могла иметь только будучи гетерой. Только гетеры производили впечатление вполне женщин в тридцать лет. И даже в сорок некоторые были очаровательны. Потому что приличные женщины выходили замуж лет в 11-12 и к тридцати, если они были живы, смотреть там было не на что. А свою сексуальную жизнь гетеры начинали в восемнадцать, двадцать, а некоторые даже в 25 лет. Потому что на гетеру нужно было долго учиться. Вот быть дамой приличной – это учиться не надо, а на гетеру долго учились. Будущие гетеры как в монастыре были.

А сколько лет нашей красотке? А нисколько! Она – мифологическое существо. Потому что она понимается не как женщина, а как земное, человеческое воплощение Венеры. Тот же вопрос возникает насчет Царевны-лягушки. Вот Царевна-лягушка. Ну-ка, попробуйте ее разбирать, по системе Станиславского, что обычно делают учителя в школе. Сколько ей лет? Сколько она была лягушкой? Про Ивана-Царевича все ясно – он молодой мужик. А она? Кто ее мама и папа? Они что – умерли? Она сирота? Не-а.

А вы заметили, что в сказках почти нет героев, у которых одна мать? Заметили, да? У них обычно один отец. Вот, например, такая Варвара-краса, длинная коса – совсем настоящая девушка. Красавица, между прочим. Папа у нее, извините за грубость, чудо-юдо. И чудо-юдо когда-то овдовело, у него кто-то был, кто ему это родил. Кстати, есть вариант сказки (его обычно детям не показывают), и кстати, этот вариант очень любил Пушкин. Если у нас будет время, мы попытаемся с этим вариантом сказки о Кощее встретиться. Потому что у Пушкина есть замечательная повесть «Станционный смотритель», где работают две вещи: притча и сказка. Это сказка о Кощее. Знаете, как зовут героя, станционного смотрителя самого? Вырин его фамилия. Знаете, что такое Вырин по-русски? Если перевести на греческий язык – это будет Аид. Это Кощей по-нашему. Кощей – не в сказке, а в мифе славянском – назывался не Кощей, он назывался Вырин. Потому что он был хозяином Вырея или Ирея – славянского царства мертвых.

Это добрейший Самсон Вырин. Да какой он Кощей? А просто есть сюжет сказки… Вы знаете в основном какой сюжет? У молодого человека жена или невеста, ну лягушка. Иногда просто невеста, но чаще всего все-таки лягушка. То есть она мифологическое существо, о каких родителях можно говорить? Она сама по себе. Какой возраст? Это воплощение божества.

И вот. Ее похищает Кощей. А Кощей ведет себя всегда так же, как и Аид. Если вы бы знали древнегреческую мифологию, у древних греков есть замечательный миф… Кстати, я сейчас зарываюсь очень далеко – вы помните ход моей мысли, потому что, если я запутаюсь, вы будете меня вытаскивать, некому больше. Поэтому, хоть как-то, хоть схематически записывайте. И еще огромная просьба на полях: не принимайте меня за то, за что меня обычно принимают. Помните Фонвизина? Меня обычно принимают за ту скотницу, которая истории рассказывает. Помните, когда у Митрофанушки спрашивают, как у него с историей? С историей, говорит, все в порядке. У нас скотница есть, она такие истории рассказывает! Я не эта скотница. Я про науку вам говорю.

Продолжение следует...





1227
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение4 апреля 2011 г. 19:56
Пардон, но остаюсь при своих. Возможно на семинарах и в дальнейшем все это будет поинтересней. Но пока.
У меня знакомый, начитавшись Пелевина (перевод на Ницше на бандитский жаргон) очень похоже, прибаутками, пересказывал Фуко и Левинаса, но он то делал это для друзей-коллег.
Это не популяризация науки, это какой-то поп-арт на тему. Считайте меня ригористом.

Хотя читаю все равно с интересом.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 апреля 2011 г. 22:30
Мне тоже так показалось. :-(


Ссылка на сообщение4 апреля 2011 г. 19:58
:-D Это никогда не кончится...


Ссылка на сообщение4 апреля 2011 г. 22:02
Как и прежде, с нетерпением жду продолжения!
ЗЫ: Хармсятинка чудесная! :cool!:


Ссылка на сообщение5 апреля 2011 г. 14:02
Оочень увлекательно! С нетерпением жду продолжения!


Ссылка на сообщение7 апреля 2011 г. 10:19
первая часть была интересной..а сейчас я совсем запуталась(


⇑ Наверх