Мал золотник да


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Мисс Марпл» > Мал золотник, да дорог
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Мал золотник, да дорог

Статья написана 26 мая 2011 г. 18:51

Сара Дюнан, «В компании куртизанки/Жизнь венецианского карлика»

Всегда интересно наблюдать за развитием творчества талантливого, но еще не до конца раскрывшегося автора. Ведь если иные писатели соревнуются друг с другом, то для многих главная борьба — сражение с самим собой. Сара Дюнан начала как автор детективов, но по-настоящему прорвалась в более-менее приличную лигу только с выходом её первого исторического романа, «Рождения Венеры». При всех его достоинствах и несомненных способностях автора, томик был несбалансированным и невыдержанным. Тем более интересно прочесть следующий роман Дюнан, в котором она снова обратилась к жанру, сделавшему её знаменитой.

Скажу сразу, «В компании куртизанки» — качественный шаг вперед. Дюнан сумела отточить свой слог, а и так достойное воссоздание эпохи Возрождения только похорошело за счет смены декораций. Ведь теперь мы по воле автора переносимся в Венецию — город гладких вод и утренних туманов, пышущих жаром сладостей и бесконечных карнавалов, роскошных паллаццо и темных переулков, интеллектуальной утонченности и суеверного невежества. Главные герои — прекрасная и умная куртизанка Фьяметта Бьякини и её верный друг и, сейчас бы сказали, менеджер-агент, карлик Бучино. Причем повествование в нетипичной для дамского костюмного романа манере ведется от лица последнего.

Они же, куртизанка и её партнер, красавица и уродец, независимая девушка и её друг — основные козыри романа. Обаянию Бучино может позавидовать сам Тирион Ланнистер, а Фьяметта довольно далека от традиционного образа куртизанки в литературе. Она не жертва каких-то там слезливых или, наоборот, социально значимых обстоятельств и уж точно не роковая красотка, развратная падшая женщина, наслаждающаяся своим родом занятий. Она и Бучино — вполне честные предприниматели, по сходной цене в роскошный образ жизни, хорошую еду и мягчайшую постель продающие молодость и красоту девушки. При всем при этом такое отношение к жизни не сделало их черствыми и излишне циничными, оба могут вполне искренне переживать и любить, а уж отношения между ними, дружба-партнерство, что глубже и сильней любой страсти, так вообще — главное украшение книги.

Персонажи «Рождения Венеры» запомнились тем, что читатель искренне за них переживал и страстно желал счастливого для них финала. Дюнан удалось сохранить это редкое качество, избавившись от некой шаблонности, свойственной героям её предыдущей книги.

В плане композиции прогресс тоже налицо (или, правильнее сказать, «настраницу»). Начать роман развязкой — интересный прием, но несколько затертый, а вот то, что приготовила нам Дюнан на этот раз, используется чуть реже. «В компании куртизанки» — подсмотренная из-за плеча чужая жизнь, события романа — повседневная реальность карлика и куртизанки. Конечно, так называемый сюжет есть, да и начало выбрано на редкость удачно, придавая потоку ежедневного художественный замысел. Но в целом, конфликт как таковой обитает где-то на периферии, автора же больше интересует каждодневность, позволяющая ей крутить-вертеть персонажей и так, и эдак, время от времени с озорством Венеры Урбинской ехидничая над жанровыми тенденциями (как же, героиню обязательно должен написать великий художник!). К сожалению, такой подход делает выбор концовки довольно сложным, ведь единственный логичный и бесповоротный финал огорчил бы и автора, и читателей, привыкших к живым и привлекательным героям. Дюнан поставила точку на редкость неизящно, призвав под конец конфликт с комфортной периферии себе на помощь и изрядно опошлив тонкий и остроумный роман. Излишне мелодраматическая концовка чуть получше откровенного пшика «Рождения Венеры», но такой роман нуждается в совершенно ином завершении.

Итог: Очаровательный роман, почти все недостатки которого окупаются стилистическим и психологическим мастерством автора. Несмотря на одинаковую итоговую оценку — качественный шаг вперед, заставляющий с определенным предвкушением ждать попадания в мои руки «Священных сердец». В качестве неглупой жанровой беллетристики — абсолютный зачет. В конце концов, ведь она и писалась?

Рекомендация: За счет излишне мелодраматичного финала — только достаточная, увы.

Моя оценка: 7/10





223
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх