Вселенные в


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Olesher» > Вселенные в аренду...
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Вселенные в аренду...

Статья написана 31 мая 2011 г. 17:10

Несколько месяцев назад я просил посетителей жж и фантлаба ответить на опрос, опубликованный в журнале "Если".

Почти тысяча человек сказала свое веское слово. А я написал кратенькое резюме. :)

Соответственно если есть кому что сказать — велком в комменты.

Вселенная в аренду

В последние несколько лет рынок отечественной фантастики штурмуют проекты. То, что на западе уже давно не в диковинку, выскочило в России, как черт из табакерки, и взорвало книжный бизнес.

Истории о бегающих по Припяти сталкерах были лишь первой волной, за которой катился девятый вал серий, циклов и новых авторов. Почти каждое издательство сочло нужным создать свой Проект (а то и не один), и множество авторов совершенно разных весовых категорий встали на этот конвейер, чтобы принять участие в новомодной тенденции, приносящей неплохие тиражи и доход.

В первое время о тему проектов было сломано много копий. Сколько разговоров, постов в блогах, статей в периодике и споров о том нужны ли они, литература ли это, портят ли они фантастику… и прочее, и прочее, и прочее.

Сейчас ажиотаж более-менее поутих – многие из тех, кто когда-то ругал этот сегмент фантастики, успокоились, а некоторые так и вовсе изменили свой взгляд на вопрос, написали в Проект книгу, а то и оказались на капитанском мостике и рулят его дальнейшим развитием. Роман из мира Т.О.Ч.Е.К. получил жанровую литературную премию (да не какую-нибудь, а "Золотой Роскон"). Проекты плотно ассимилировались в фантастике, укрепились, прижились, заняли серьезную долю рынка и большие объемы магазинных полок... Короче стали настолько обыденным явлением, что ими уже никого не удивишь.

И теперь появляется относительно новая тенденция – проекты по популярным мирам топовых писателей, которые, один за другим, стали распахивать двери своих миров перед теми, кто, по мнению авторов (или издательства) кажется достойным, чтобы продолжить полюбившуюся читателям вселенную.

За примерами далеко ходить не надо. За последний год, не напрягая память, я могу вспомнить сразу пять подобных экспериментов разных авторов. У их миров есть потенциал, так как создатели отлично поработали, завоевали аудиторию, "подсадили" читателей – и почему бы теперь авторам, да и издателям, не попробовать нечто новое? Ведь всегда интересно выйти на очередную эволюционную ступень.

Многие относятся к подобному явлению резко негативно. Многие – недоверчиво-настороженно. Многие – пока просто не знают, как к нему относиться…

Скажу честно, идея выдачи делянок на своем поле, на которое придут чужаки-старатели в поисках золота, и, быть может, вытопчут мне любимый газон с ромашками, лично меня никогда не привлекала. Но я постарался быть объективным в своей оценке. И первым делом провел опрос читателей, чтобы выяснить, а что они думают о подобных литературных новшествах – ведь это им предстоит читать подобные книги.

Самый большой процент – составили те, кто считает, что если уж автор отдает свой мир, то по нему должен писать книгу автор такого же высокого уровня, как и тот, кто создал этот мир. Не только по своим возможностям. Но и по известности. И по уже состоявшемуся имени.

На мой взгляд – это настоящая фантастика. Потому что писатель подобного уровня должен быть другим топовым, известным автором. Который изначально желал и умел создавать собственные миры и добился, чтобы его признали. (А это, скажу по секрету, всегда нелегко.) И у этого автора высокого уровня давно полно своих дел, книг, серий и миров. Ему совершенно не интересно что-то писать по чужому миру, быть на вторых ролях, когда вокруг полно желающих написать хоть строчку по его вселенным. И должно произойти нечто действительно невероятное, чтобы он вдруг бросил все свои планы и стал писать книгу по чужому миру, играть вторую скрипку, теряя гораздо больше, чем приобретая.

Второй по популярности ответ – респонденты считают, что подобные проекты для автора и издательства лишь очередной способ заработать, и никакая это не литература, а книги-однодневки, о которых через год никто и не вспомнит.

Тут я согласен лишь на пятьдесят процентов. Ни для кого не секрет, что издательства (как и любое другое предприятие) могут продолжать работать, только если получают прибыль. Поэтому для них нет ничего более естественного, чем попытка предложить своему потребителю как можно большее разнообразие продукции, которая может его заинтересовать. И в этом смысле – создание новой формы проектов, или новой серии, это естественное для издательств стремление. Это определенный расчет, возможность получить потенциальную прибыль. Но также и желание сделать что-то новое и интересное для читателей. И я не исключаю такой вероятности, что среди авторов подобных проектов могут попадаться действительно талантливые молодые писатели, которые сумеют создать интересные книги, пусть даже и в рамках чужого для них мира, героев и правил. Хотя, конечно, для оригинального творческого развития гораздо важнее реализовывать свои миры, героев и мечты – иначе, завязнув в чужих вселенных мэтров, можно так никогда и не создать свою. И весь талант – так и не раскроется, а настоящее творчество – никогда не начнется.

Третье место в моей статистике заняли респонденты, которые признаются, что им все равно, что читать, и кто это написал, лишь бы книга была интересная.

И, пожалуй, это еще один плюс в копилку доверия к проектам по мирам авторов. Читатель, во всяком случае, купит первую книгу, чтобы понять для себя – интересно это или нет. Значит, здесь автор и издательство не ошибаются в своих расчетах и коммерческом успехе проекта. В какой-то степени их надежды точно оправдаются.

На четвертом месте в процентном соотношении ответивших читателей те, кто считают, что автор делает большую глупость, пуская в свой мир чужака. И дело тут в твердом убеждении этих читателей, что любое вмешательство в созданный определенным автором мир – приводит к тому, что это уже не его мир. Когда любимая книга начинает вдруг жить по чужим законам, появляются какие-то левые герои, события, правила – все это нарушает выстроенную систему, ее четкость, вносит хаос. И она перестает быть интересной.

Этот вариант восприятия близок к моему личному отношению. Когда вселенная переходит в разряд мульти-вселенных, где бродит невесть кто и неизвестно что делает – очень большой вопрос будет ли от этого хорошо автору оригинального мира, читателю, да и самим издателям.

На пятом месте – респонденты, уверенные на все сто процентов, что чужое продолжение всегда хуже оригинала.

На мой взгляд, так в большинстве своем и бывает. Но чудеса иногда случаются, и сегодня я склонен верить в такие чудеса.

И, наконец, лишь на заключительном, шестом месте очень незначительный процент читателей сказали, что с радостью бы прочитали продолжение, не важно, кто его написал и какого оно качества. Если есть знакомые названия и герои – такую книгу они купят обязательно.

Думаю, что так ответили самые фанатичные фанаты разных миров и вселенных. А таких всегда, на самом деле – совсем немного.

Наверное следует подвести итог.

Прежние фанфики (давайте будем называть вещи своими именами), к которым всего лишь несколько лет назад профессиональные писатели относились, мягко говоря, довольно пренебрежительно, не считая литературой и чем-то достойным упоминания – получили зеленый свет. Издательства теперь не отказываются, а целенаправленно ищут тех, кто готов писать по популярным мирам. И отношение к людям, работающим в этом сегменте – также изменилось. Это уже не неизвестный «негр», окучивающий тростник на плантации владельца фазенды, а практически полноценный партнер, приносящий неплохой доход.

Благодаря читательскому отношению к подобным проектам, коммерческий потенциал ранее никому не интересного эксперимента подскочил на высоту Эльбруса, и отказаться штурмовать его в наше время – означает прослыть по меньшей мере чудаком, держащимся за прошлое в тот момент, когда следует двигаться в будущее. Читатель голосует рублем, издатель готов идти на риски, которые всего лишь пару лет назад он счел бы неоправданными, невыгодными и, собственно говоря, никому не интересными.

Если честно, при всем моем отрицательном отношении к сдаче вселенных в аренду, я не вижу в этом ничего катастрофичного для фантастической литературы. Подобные стандартные коммерческие отношения между автором, издательством и читателем на западе практикуются с давних пор, и никто не кричит о гибели литературы, авторов и фантастики. Это определенный сегмент, отдельная ячейка, ориентированная на тех, кто любит оригинальные произведения топовых писателей и готов почитать еще хоть что-то из любимого мира. Проекты развиваются, идут дальше, и к чему это все приведет – покажет время. А пока авторы и издательства могут только надеяться, что подобное развитие фантастической литературы в России и через несколько лет будет интересно читателю.





455
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение31 мая 2011 г. 17:28
Честно говоря, все Т.О.Ч.К.И. и прочие З.О.Н.А., М.Е.С.Т.О. это мелкие резервации по сранению с метапроектами вроде «вампиры», «попаданцы», «квест-фентези» итп..
Проекты давно уже тут. Просто начали из насыщенного раствора к.р.и.с.т.а.л.л.а.м.и. выпадать.


Ссылка на сообщение31 мая 2011 г. 19:39
Первое, что возникает в ответ на текст — слово «франшиза». Никто не может сказать, хорошо это или плохо. Индивидуальность уходит, системность и бренд образуются. Чем грамотнее выстроены правила игры, тем в среднем эффективнее бизнес.
И да, в ваших мирах трудно повторять, точно возьмут щепоть сумасшедшинки не из той алхимической колбы)))


Ссылка на сообщение31 мая 2011 г. 20:07
А насколько Вы готовы отдать на растерзание свои миры?;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 мая 2011 г. 20:55
На 0 процентов где-то.
 


Ссылка на сообщение31 мая 2011 г. 21:22
Меня, как читателя, это очень радует.:-)
 


Ссылка на сообщение1 июня 2011 г. 14:30
что не может не радовать))


Ссылка на сообщение31 мая 2011 г. 21:47

цитата Olesher

Самый большой процент — составили те, кто считает, что если уж автор отдает свой мир, то по нему должен писать книгу автор такого же высокого уровня, как и тот, кто создал этот мир. Не только по своим возможностям. Но и по известности. И по уже состоявшемуся имени.
На мой взгляд — это настоящая фантастика. Потому что писатель подобного уровня должен быть другим топовым, известным автором. Который изначально желал и умел создавать собственные миры и добился, чтобы его признали. (А это, скажу по секрету, всегда нелегко.) И у этого автора высокого уровня давно полно своих дел, книг, серий и миров. Ему совершенно не интересно что-то писать по чужому миру, быть на вторых ролях, когда вокруг полно желающих написать хоть строчку по его вселенным. И должно произойти нечто действительно невероятное, чтобы он вдруг бросил все свои планы и стал писать книгу по чужому миру, играть вторую скрипку, теряя гораздо больше, чем приобретая.


Есть и такие примеры. Самый яркий -- «Песни Умирающей Земли» с беспрецедентным составом авторов. И это не согласие «играть вторую скрипку», а попытка отдать должное писателю, который повлиял на несколько поколений своих коллег.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 мая 2011 г. 22:48
Это несколько иная область. Как и Мир воров и Дикие карты.
 


Ссылка на сообщение31 мая 2011 г. 23:05
«Дикие карты» и «Мир воров» -- безусловно да, другой коленкор. А вот в текстах «Песен» появляются герои Вэнса, действие происходит в его мире, который изначально был сольным, авторским проектом и не предназначался для «расшаривания». Случилось это по инициативе Мартина и Дозуа, однако с ведома и согласия Вэнса. Здесь не было и строгой концепции, как в «Картах» или «Санктуарии»: к примеру, действие рассказа Геймана происходит не только в мире «Умирающей Земли».
 


Ссылка на сообщение31 мая 2011 г. 23:10
На русский это переводили?
 


Ссылка на сообщение31 мая 2011 г. 23:38
К сожалению, нет; и, насколько знаю, не планируется. Может, пару-тройку рассказов удастся пробить для публикации в периодике, но не уверен.


Ссылка на сообщение1 июня 2011 г. 12:21
Честно говоря, не могу себе представить, чтобы кто-нибудь из топовых авторов отдал свой мир в аренду. Тем они и ценны. Лично я бы не стал продолжать читать книги такого рода вселенной. В первую очередь интересен сам автор и даже на подсознательном уровне я буду понимать, что герои уже не те. Думаю люди переболеют этой болезнью и со временем интерес к таким идеям будет сходить по наклонной (опрос тому подтверждение).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 июня 2011 г. 12:44
Панов -- «Мир анклавов». «Обитаемый остров» Стругацких. Маккэфри и Нортон (первая -- в соавторстве с сыном). И т.д.
 


Ссылка на сообщение2 июня 2011 г. 20:39

цитата

Панов -- «Мир анклавов»

Первый раз слышу, чтобы Панов отдал свой мир в аренду. Если так, то это просто очень печально.


Ссылка на сообщение1 июня 2011 г. 14:33
Еще раз повторюсь, лучше меньше да лучше.
Жду продолжений книг только от любимых авторов)


Ссылка на сообщение1 июня 2011 г. 17:46

цитата Olesher

Самый большой процент — составили те, кто считает, что если уж автор отдает свой мир, то по нему должен писать книгу автор такого же высокого уровня, как и тот, кто создал этот мир. Не только по своим возможностям. Но и по известности. И по уже состоявшемуся имени.
:beer:

Только так.

Иначе — косвенное разочарование в авторском мире со всеми вытекающими.


Ссылка на сообщение1 июня 2011 г. 17:49

цитата Olesher

Если честно, при всем моем отрицательном отношении к сдаче вселенных в аренду, я не вижу в этом ничего катастрофичного для фантастической литературы. Подобные стандартные коммерческие отношения между автором, издательством и читателем на западе практикуются с давних пор, и никто не кричит о гибели литературы, авторов и фантастики.
— следует ли расценивать такое заявление как признание Пехова в том, что такой проект возможен по его вселенным? ;-)


Ссылка на сообщение24 июня 2016 г. 19:46
Интересно, регламентируется ли данная проблема авторским правом? Интересуются ли желающие воспользоваться чужим миром мнением автора? Что от подобного «сотрудничества» приобретает автор?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 июня 2016 г. 23:25

цитата DESHIVA

Что от подобного «сотрудничества» приобретает автор?


Ну, ежли б автор ничего не приобретал — не было б такого количества таких проектов и серий...
А вот что — мне приходят в голову два варианта:
какие-то деньги за использование брэнда
поддержание интереса читателей к исходному материалу — к своим книгам.
Впрочем, насчёт последнего — не уверен, а были ль настолько популярные проекты...


Ссылка на сообщение26 июня 2016 г. 00:11

цитата ЯэтоЯ

а были ль настолько популярные проекты...

Много написано в серии S.T.A.L.K.E.R. и «Метро2033». Я, правда, не читал ничего из этих серий.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 июня 2016 г. 09:59
Это — изначально межавторские проекты. А в этой статье речь идёт об изначально авторских.
Я из такого могу несколько вспомнить: два по Панову — несколько сборников было по Тайному городу и продолжения Анклавов, Миры Круза — точного названия не помню, Дозоры Лукьяненко, по Белянину — не помню название цикла, ну и серию про Саракш.
Читал из всего этого только первый сборник про Тайный город.
А были ль они успешными и популярными...
Страницы: 12

⇑ Наверх