Мысли без фанатизма


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «nik_sana» > Мысли без фанатизма
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Мысли без фанатизма

Статья написана 3 июня 2011 г. 23:42

Само собой, придумать все заново — это устроить читателю мозговую горячку. Мессу заменить массой, библию — тетрадом и так далее — все можно, но вот вопрос: а зачем? лошадь мало кто заменяет иным копытным и травоядным, это непрактично, это сокращает ассоциативный ряд и усложняет описания (на ровном месте). Потому чаще коня «тюнингуют» клыками, шипами и так далее, по мере разумного и не очень полета фантазии... Религия чуть сложнее коня))) И браться за тюнинг — ну, дело не особо простое. Если осознавать это «дело».

Если концепция религии для мира продумывается под его уникальные особенности и важня с точки зрения сюжета / идеи, тогда да, можно и нужно изощряться.

Но если просто мир, средневеково-подобный, то где остановиться? Меня коробит от прямых параллелей именно в религии. Потому что штука тонкая и сложная, выросла на почве нашей реальности, отражает наш баланс чуда и обыденности, бога и безбожия, души и плоти — и так далее. Добавь в мир щепоть магии, и неизбежно религия тоже сделается иной.

Но все же: а как полагаете, стоит ли оставлять привычные названия/понятия?

Я для себя сочла, что можно по общесловарному, так сказать, ряду. То есть священник, духовник, молитва, вера, святое слово...

Но узкоспециальную терминологию — ни-ни. Евхаристия — это уже тонко, это уже избыток. То есть точнее так: это избыток, если сама религия иная, но в неё во имя разных упрощений и умолчаний «впихивают» удобные и красивые слова. А там корни иного языка, и смысл сложный, и вообще — ну зачем? Элемент нечистоплотности в написании, даже иногда и кощунства, неизбежно проявляется. Между тем, каков его смысл, если книга не содержит идеи критики религии? Возникает просто ощущение неграмотности и незнания темы...

Если автор атеист — ну чего копаться в том, что неблизко? А если не атеист, по идее обязан веровать без рассуждений (вот чего я не понимаю в этой игре по имени церковь, так это нежности к фанатикам, ну да Бог с ними, с пастырями и овцами). Перечисленное как-то выводит сам жанр фэнтэзи за скобки... Внести прямое указание на реальную религию — перейти в редим параллельных миров, так я думаю. И перейдя, уже отвечать за рационализм и осмысленность параллелизма. И, блин. учить матчасть, то биль священные тексты.

Резюме: я ленива, я заменяю сложные термины и не парюсь))) А еще я ценю возможность подкрутить винтики под нужный для данного сюжета формат.





155
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение3 июня 2011 г. 23:52

цитата nik_sana

а как полагаете, стоит ли оставлять привычные названия/понятия?

С точки зрения атеистки:-) — конечно, все слова, которые в русском применяются к любой религии: молитва, священнодействие и пр. — вполне себе. Специально христианские и тем более православные термины лучше не употреблять.
А что до церкви — если судить по реакции части ее на «Гарри Поттера», то любой мир с магией — все равно бесовщина, а кто не фанатик, то и не обижается (в крайнем случае, прибавляя «на обиженных богом»);-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 июня 2011 г. 00:13

цитата Galka

то любой мир с магией — все равно бесовщина,

Ну эт для авраамических религий справедливо.
---
Спецтермины — согласен. Лучше того...8:-0
 


Ссылка на сообщение5 июня 2011 г. 00:47
Спасибо, тут мы вроде вполне совпали во взглядах))) Ну и само название религий я как-то не могу дублировать, это тоже. часть траблов мира Поттера ИМХО — именно по причине тождественности мира и самой религии при замене ряда обстоятельств. Хотя мне это в истории и нравится, вообще вся мистика на том стоит, по сути... И вся мистика для официальной религии — ересь страшная)))


Ссылка на сообщение5 июня 2011 г. 00:11
А вот я, атео-агностик:-))), но уже такую религию наконструировал, уж и с историей(важнейшие вехи) и пантеоном, и персонами, стратами внутри жречества, и даже текстами важнейших писменных источников, так теперь панорамно и оглядеть не могу все это полотно:-)))

Другое дело, что эта работа стала больше интересным, увлекательным умствованием, но в сюжет книжицы попадет едва ли четверть ентих умозрений.8:-0
Надо ли оно? Так вопрос не стоял — интересно, и всё тут.

цитата

Меня коробит от прямых параллелей именно в религии

И меня, поэтому пришлось изобретать сызнова, да.;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 июня 2011 г. 00:39

цитата cianid

Надо ли оно?

То-то и оно, путь длинный и тайный))) Мороки пруд пруди, а в текст проникает такая малая толика, что даже абидна(((
ну не могу я назвать в ином мире — исламом или католицизмом то, что там творится, даже при прямом заимствовании национального колорита Европы, и даже конкретной страны... Попробовала сменить название, а оно вроде припарки мертвому, надо строить фундамент, все заново крепить и состыковывать. И позже никто этого не увидит — только следы и намеки. Я так первый раз вляпалась с восьмеричным счетом, когда «Альфа» в лице литреда сказала: не грузи читателя. а я ведь не из-за прихоти, это было (на мой взгляд) логически и цивилизационно необходимо... И что? Срезали даже краткую справку по истории математических воззрений двух рас, а то, что осталось, меня же потом и приводило в ступор.
теперь сижу и думаю: вот я все перелопачу, будет у меня две базовых религии в соприкосновении, будет много чего и после правки останется опять пшик. А тогда уже снова вопрос о подобии делается актуален. Оно хотя бы дает опору... И обманывает. (это я брюзжу, по второму кругу)
 


Ссылка на сообщение5 июня 2011 г. 00:47

цитата nik_sana

Попробовала сменить название, а оно вроде припарки мертвому, надо строить фундамент, все заново крепить и состыковывать.

Надо, да.

А редактыр — сволочь (даже если защищать будете). Коммерция хватает творца за глотку и это есть данность, понятная, рационально обонованная, но оттого не менее обыдная автору.


⇑ Наверх