Анонс рецензии Игоря


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Мартин» > "Анонс" рецензии Игоря Черного на первый том "Внука Персея"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Анонс» рецензии Игоря Черного на первый том «Внука Персея»

Статья написана 11 августа 2011 г. 13:54

цитата

В Тиринфе умирает легендарный герой, сын земной женщины Данаи и громовержца Зевса, Персей. Его двенадцатилетний внук Амфитрион вспоминает основные эпизоды биографии деда, пытаясь понять характер предка и ответить на ряд непростых вопросов, связанных с обстоятельствами жизни Персея, в которой было немало тайн и загадок.

Кажется, лишь недавно Олди закончили научно-фантастический «женский» роман-эпопею о мире Ойкумены, как перед нами новое произведение. На сей раз чисто «мужское». Иначе и быть не могло, потому как действие его происходит в седой древности, в давно знакомой и обжитой харьковским писательским тандемом Древней Греции. А античность – это исключительно «мужской» мир, где в центре культуры стоял свободный, социально активный человек. Такой, каковым является главный герой «Внука Персея» и окружающие его люди.

Итак, несмотря на уверения дуэта, что гигантский цикл «Люди, боги и я» завершен, мы получили очередное сочинение, дополняющее этот внушительный проект. Дилогия «Внук Персея» логически завершает/начинает ряд «античных» романов Олди, повествуя о временах, предшествующих событиям книг «Герой должен быть один» и «Одиссей, сын Лаэрта». Легендарный крито-микенский период, когда лишь зарождалось то, что будет впоследствии зваться гордым и вызывающим неизменное восхищение словом Эллада.

В обыденном восприятии Древняя Греция – это величественные храмы со стройными колоннами, прекрасные мраморные статуи, Олимпийские игры, поэмы Гомера, амфитеатры с состязаниями драматургов, чернофигурная и краснофигурная керамика... Олди же пишут о тех временах, когда всего этого и в помине не было. Но как же можно обмануть чаяния читательской аудитории, настроенной на очередную сказку, чарующий миф о героях Эллады? Естественно, фантасты не могли себе этого позволить. Поэтому мы и получили от них то, чего желали. Пусть это местами и не совсем соответствует исторической истине. Ну, не было во времена строительства циклопических стен Микен храмов, украшенных рельефами, мраморных статуй, исполненных эротизма, и драматических представлений. Все это относится уже к классическому, а кое-что и к эллинистическому периодам. Авторам это хорошо известно. Не раз и не два оговариваются они в сносках, что допускают анахронизм. И ладно, главное, чтобы картинка красивой получилась. А она и впрямь красива и правдоподобна, поскольку перед нами не чистый исторический роман, а историко-мифологический, имеющий свои жанровые законы.

Уже эпиграфы из Плутарха Херонейского дают ключ к пониманию основного конфликта дилогии. Речь идет об истинной вере и суевериях, а точнее, о явлении нового божества. В центре первой книги – противостояние двух братьев по отцу, Персея и Диониса. Один выбрал стезю героя, второй захотел любой ценой стать богом, потеснив олимпийскую дюжину. И ради этой цели вся Эллада, вернее, ее женская половина ввергнута в пучину безумия. Факт, кстати, вполне реальный, подтвержденный историками. Знаменитый Орфей лечил массовые истерии, овладевшие тогда прекрасным полом Греции, с помощью своей волшебной арфы. Персей действует более радикально, не психотерапевтическими, а хирургическими методами, повергая в шок не только подданных, но и близких. Юный Амфитрион старается найти оправдание дедовой жестокости и долго не может этого сделать.

Сын Зевса и Данаи напоминает героев советской литературы 30-40-х годов прошлого века. Этакий себе «комиссар в пыльном шлеме», неумолимый к окружающим и самому себе. Гидра капитализма (дионисийский культ) должна быть уничтожена. Зачем, почему? Это понятно только самому Персею. Так лучше будет, успокаивает он соратников. И верно, стало лучше. Но кому? Мы практически не понимаем, отчего скончался Персей. Он ведь еще так крепок и силен (если не духом, то телом). Герой сходит со сцены, почувствовав себя лишним. Он сделал все, что мог. Настает время иных героев, иных конфликтов, иных раскладов.

Его оппонент менее понятен, как и положено «нормальному» богу. У Диониса есть что-то общее с героем «Черного Баламута» Кришной. Тот тоже по трупам врагов, приверженцев, друзей и родственников шел к обретению божественной сущности. В то же время сын Семелы похож и на иудео-христианского обольстителя сатану. Не случайно оргии и вакханалии станут впоследствии прообразом христианских представлений о шабашах ведьм. Его поступки не поддаются логическому объяснению. Он парадоксален.

Вся эта запутанная история передается через восприятие ребенка, Амфитриона, в грядущем отца великого героя Геракла. Олди в очередной раз показали себя знатоками и мастерами воссоздания детской и подростковой психологии. А еще им удалось показать процесс раннего духовного взросления, возмужания персонажа. Любопытно все же, чем удивят читателя авторы, повествуя о зрелом периоде жизни Амфитриона.  

Как всегда у Олди, чарующая, трагическая и возвышенная история о любви и ненависти, славе и гордыне, вере и безверии, в которой полно сюрпризов и разгадок ряда тайн истории.

Полностью — в «Мире Фантастики».

ЖЖ критика





177
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение11 августа 2011 г. 14:09
Роман в продаже или еще нет?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 августа 2011 г. 14:14
Пока еще нет.


Ссылка на сообщение11 августа 2011 г. 18:55
Линия «Дионис» — «Кришна» невероятно интригует. Надеюсь, тема дионисийских культов будет раскрыта.


⇑ Наверх