Праздник в нынешнем году
Андрей САЛОМАТОВ. ПРОДЕЛКИ ДЖИННА: Повести, рассказы. — М.: Вече, 2003. — 416 с. — («Параллельный мир»). 5 000 экз. (п). ISBN 5-94538-283-3
Я долго ждал эту необычную книгу. Думаю, что её ждал не только я. Наконец, хоть какая-то часть пронзительной, горькой, «странной» прозы писателя Андрея Саломатова собрана под одной обложкой. Произведения зазвучали аккордом, резонируя друг с другом, взаимно усиливая своё воздействие на читателя. Cборник повестей и рассказов разных лет талантливого московского автора издательство «Вече» выпустило в фантастической серии «Параллельный мир». Надо сказать, что «чистым» фантастом Саломатов себя не считает, но хорошо известно, что в фантастических журналах и антологиях он печатается регулярно (именно в них были впервые опубликованы все вещи из этого сборника, за исключением нигде ранее не выходившего рассказа «Кокаиновый сад»), в фантастических конференциях участвует, от фантастических премий не отказывается. Для себя я давно зачислил этого самобытного и оригинального автора в когорту писателей-нереалистов, которые делают фантастику неотъемлемой частью большой литературы без всяких скидок на жанровую принадлежность. «Странные» произведения А.Саломатова не устаревают, не теряют своей актуальности, ведь проблемы и конфликты, рассматриваемые в них, не зависят от политической и литературной конъюнктуры, имеют универсальную, «вечную» природу…
Во «взрослой» прозе А.Саломатова, (автор, ко всему прочему, много пишет для детей), практически нет отрицательных и положительных персонажей в прямолинейном понимании. Писателю интересны слабые и несчастные индивидуумы, «маленькие» люди, попавшие в непредсказуемые капканы фатума, которых более чем достаточно на жизненном пути каждого человека. Таковы кудияровцы, подземные «богоносцы» из повести «Время Божьего гнева», неспособные объективно оценить мир, в котором влачат своё «ползучее» существование. Таков, по большому счёту, главный герой этой повести Алексей Зайцев, волею случая оказавшийся в кошмарном сюрреалистическом «андеграунде». Кстати, по сравнению с вышедшим в 2000-м году в журнале «Если» вариантом, в настоящем издании концовка повести принципиально изменена. Таков и недалёкий Саша Дыболь из повести «Проделки джинна, или в будущем году я буду лучше», отправленный чужою волей в путешествие по аллегорическим мирам своих неясных желаний. Таков, наконец, безответный Нечайкин из рассказа «Мыс Дохлой Собаки». Было бы нечестно обвинять героев Саломатова в том, что они неправильно живут, исповедуют не ту религию, верят в несостоятельные идеалы. Ведь большинство из них — это жертвы судьбы, задавленные страхом перед завтрашним днём, одиночеством и непостижимостью окружающего мира. Фатальная безысходность многих вещей А.Саломатова («Кузнечик», «Г», «Посторонним вход воспрещён», «Праздник») не есть признак глубокого пессимизма автора. Писатель выступает, скорее, как некий наблюдатель, свидетель, сочувственно рассматривающий своих персонажей, помещенных роковым стечением обстоятельств в дикие условия. Автор успешно работает и в области сатирической абсурдистской фантастики. Яркие её образцы, представленные в данном сборнике — памфлет на гипсово-бронзовый соцреализм «Големиада» и рассказ «Кокаиновый сад» о непримиримых идеологических противоречиях пациентов психушки.
Ассоциации, аналогии и аллюзии, возникающие при чтении повестей и рассказов Саломатова тем отчётливее и глубже, чем выше интеллект читающего. Но совсем не обязательно досконально «въезжать» в весь многоуровневый подтекст конструктов писателя. Прозу Андрея Саломатова интересно читать на любом уровне. Этому замечательно способствует лёгкий, афористичный, стилистически отточенный язык автора. А непонятое умом — читатель поймёт сердцем.
© Владимир ЛАРИОНОВ
Опубликовано в газете «Книжное обозрение» #6 (1912) от 17 февраля 2003 г.