Про космос


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Beksultan» > Про космос...
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Про космос...

Статья написана 20 января 2012 г. 09:57

После написания отзыва на рассказ Уильяма Тенна «Проект Тсс» и пары комментариев в авторской колонке Соболева вспомнилось несколько примечательных моментов, которые решил записать для памяти.

Во-первых, по поводу разделения астронавтов США по родам войск. Удивительно, но в отличие от Советского Союза, где космонавты из военных были преимущественно летчиками, американцы не обидели почти никого, астронавты набирались практически из всех родов войск, даже из Береговой Охраны США. Правда, астронавты из армейцев и Береговой Охраны (типа наших пограничников) полетели только на шатлах. А например, Джон Гленн, первый американец, совершивший орбитальный полет, был морским пехотинцем. Алан Шепард, первый американец в суборбитальном полете, сумевший подскочить до границы космоса, был военным моряком. Совершивший после этого тоже суборбитальный полет, Вирджил Гриссом был из ВВС США.

Также интересно разделение астронавтов при покорении Луны. Первый экипаж, сумевший на «Аполлоне-11» прилуниться на поверхности нашего естественного спутника, был полностью из офицеров ВВС США — командир Нил Армстронг, пилот командного модуля Майкл Коллинз, пилот лунного модуля Эдвин Олдрин.

А вот вторыми покорителями Луны оказались военные моряки. Экипаж «Аполлона-12» полностью был из ВМС США — командир Чарльз Конрад, пилот командного модуля Ричард Гордон, пилот лунного модуля — Алан Бин. Что сказалось на эмблеме миссии и позывных экипажа. Эмблема полёта — парусник (клипер), несущийся по лунной орбите. Для командного модуля астронавты выбрали позывной «Янки Клипер», для лунного модуля — «Интрепид». Это названия кораблей американского военно-морского флота, отличившихся в боях. Случилось это все в ноябре 1969-го года.

Эмблема миссии «Аполлон-12». Четвертая звездочка на эмблеме (каждая звездочка — это астронавт) в память о Клифтоне Уильямсе, который был в первоначальном составе экипажа, но погиб в авиакатастрофе. Его заменил Алан Бин.

Экипаж «Аполлона-12», слева направо Чарльз «Пит» Конрад, Ричард Гордон и Алан Бин. Пилота командного модуля Ричарда Гордона можно легко отличить от напарников, высаживавшихся на Луне, по отсутствию на торсе скафандра разъема для системы жидкостного охлаждения (самый верхний ряд разъемов, соседний разъем, который есть у всех астронавтов — это  электрический разъем системы биотелеметрии и радиосвязи), одному набору кислородных разъемов вместо двух и отсутствию клапана сброса давления, который размещался на левом рукаве у астронавтов, выходивших на лунную поверхность (циферблат на правом рукаве — это не часы, как можно было бы подумать, а манометр внутреннего давления).

И как раз о бравых морячках с «Аполлона-12» и пойдет речь.

По этой ссылке можно посмотреть pdf-файл со сканом реального полетного мануала по селенологии, который облетел вокруг Луны на «Аполлоне-12».

Полетные инструкции, «Аполлон-12»

Особо прошу обратить внимание на 6-ую и 11-ую страницы этого документа. :-) Подписи под фотографиями, кстати, тоже в тему. :-)))

Все это непотребство обнаружил пилот командного модуля Ричард Гордон, оставшийся в одиночестве на лунной орбите, пока его товарищи гуляли по Луне. Гордон должен был фотографировать при облете Луны лунную поверхность в районе Океана Бурь для лучшей ориентации будущих экспедиций. Тут-то ему и пригодилась инструкция с красавицами из «Playboy». Следует заметить, что лакомые дополнения в строгий документ оказались не единственной находкой обалдевшего от неожиданности Гордона. Несмотря на всю привлекательность содержания, у фотографий в мануале хромала форма — они были черно-белыми. Как сказал Курт Воннегут однажды — «Грубая фактура — сажа и мел...». А морская душа вдали от дома жаждала ярких красок. И это нашлось. Резервный состав (который и ухитрился сделать допечатку селенологического руководства) помимо этого пронес на борт корабля еще и цветной календарь с моделью Диди Линд — «девушкой месяца» в августе 1967 года, замаскировав её пометкой «Map of a heavenly body». Поэтично, не правда ли? :-D

Что может быть лучше цвета?..

Все же отмечу, что поступок резервного состава оказался в некотором роде милосердным. Каждый может представить чувства одинокого пилота на лунной орбите, пока остальные бродят на Луне... А так приятная находка, наверное, немало развеселила и ободрила Гордона.

И уж конечно моряки не были бы моряками, если бы не учудили нечто подобное. Куда уж этим скучным летчикам из ВВС, которые во время первого визита на Луну, не придумали ничего лучше, чем унылая церковная служба с причастием. Причем причащался сам отправляющий службу Эдвин Олдрин. Второй землянин, находящийся в этот момент на Луне, Нил Армстронг от причастия отказался, так как был неверующим.

В ходе написания этой заметки я побродил по онлайн-архивам НАСА и наткнулся там на подтверждение одной легендарной истории, которая долгое время гуляла из уст в уста в качестве байки. Не могу не привести, так как во всяческих негласных рейтингах космических шуток и розыгрышей эта история занимает неизменно первое место.

Раздел на сайте НАСА, где помимо прочего упоминается наша нижеследующая история

Итак, место действия — американская орбитальная станция «Скайлэб». Время действия — вторая экспедиция посещения станции SL-3 (запуск самой станции считался первой экспедицией, от этого и такая  нумерация), попавшая на станцию 28 июля 1973 года и проведшая на орбите 59 дней. Участники — наземный персонал центра управления полетами и экипаж экспедиции. Состав в этот раз был смешанным, на борту оказались пилот корабля, морпех Джек Лусма, командир корабля, моряк Алан Бин (в предыдущей истории он ломал на Луне вместе с Чарльзом Конрадом автоматическую станцию «Сервейер-3», пока на лунной орбите Ричард Гордон любовался на неодетых девушек) и гражданский специалист (получивший правда подготовку в ВВС на реактивных самолетах), ученый Оуэн Гэрриот. Прошу обратить особое внимание, что все трое были мужчинами.

На связь с Хьюстоном станция выходила часто и докладывали о малейших деталях — таков был порядок. И вот в очередной сеанс голосовой связи диспетчер Роберт Криппен на Земле слышит… женский голос:

— Хелло, Хьюстон! Это Скайлэб.

Длительное молчание Хьюстона.

— Хьюстон, вы слышите? Это Скайлэб!

Вне всякого сомнения это был женский голос. Но можно представить, что чувствовал в этот момент диспетчер.

— Слышу, но не могу распознать голос. — неуверенно ответил диспетчер — Кто на связи?

— Хьюстон, Роджер. Я не говорила с тобой так долго, Боб. Это Хелен, жена Оуэна. Мальчики так долго не кушали домашнюю еду, что я решила им принести горяченького.

Вокруг Криппена уже собрались ошеломленные сотрудники центра управления.

— Роджер, Скайлэб. Мне нужно, чтобы кто-то меня ущипнул за ногу. Хелен, это действительно ты?!

— Да, мы недавно пролетали над лесными пожарами в Калифорнии. Дым покрывает много территории. И, да, Боб, восходы просто восхитительны.

Внезапно тон женского голоса изменился:

— Ой, ой, я должна отключиться! Я вижу, мальчики подлетают к командному модулю, мне нельзя с тобой говорить. Увидимся позже, Боб!

Совершенно дезориентированный диспетчер тем не менее сумел выдавить:

— Пока, пока...

И услышал громкий взрыв хохота трех астронавтов «Скайлэба». Но и после этого Криппен не скоро понял в чем дело. А объяснилось все просто. Перед стартом Оуэн Гэрриот попросил жену надиктовать на диктофон несколько заранее заготовленных фраз. И в нужный момент просто включал диктофон перед микрофоном, пока его напарники, с огромным трудом сдерживая распиравший их смех, стояли рядом.

Примечание: Непонятный Роджер, которого поминают жена астронавта и диспетчер — это сигнал R, в радиопереговорах обозначающий «Я понял всё, что вы передали», «Всё понял», «Вас понял». При передаче голосом произносится как «Роджер». Кстати, именно Оуэн Гэрриот впервые в истории космонавтики во время именно этого полета провёл с борта космического корабля несколько сеансов радиолюбительской связи (позывной W5LFL).

Вот она эта троица, на «Скайлэб», слева направо — Оуэн Гэрриот, Джек Лусма и Алан Бин. По фотографии можно судить насколько просторно было внутри станции. Кстати, девизом этого экипажа была как нельзя подходящая им фраза «Никогда не терять чувство юмора». :-D

Эмблема экспедиции. Заметно, что витрувианского человека Леонардо да Винчи подвергли ретуши, замазав гениталии. Кстати, по инициативе жен астронавтов, были изготовлены альтернативные эмблемы, где вместо имен астронавтов были написаны имена их жен. Более того, эти эмблемы были наклеены на шкафчиках в командном модуле, где их и обнаружили удивленные пилоты после выхода на орбиту.

Эмблема «экипажа жен». Наверху, там где на официальной эмблеме были фамилии астронавтов, написаны имена жен астронавтов — Сью (Бин), Хелен-Мэри (Гэрриот) и Грэйша (Лусма).

Сами жены астронавтов вместе с художницей, нарисовавшей эмблему. Слева направо —  Хелен-Мэри Гэрриот, Сью Бин, художница Ардис Шэнкс и Грэйша Лусма.

Астронавты со своими женами после возвращения на Землю. Можно разглядеть эмблему «экипажа жен» на автомобиле.



Тэги: заметки


225
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение20 января 2012 г. 10:10
Спасибо, прочитал с удовольствием! :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 января 2012 г. 11:13
Не за что. Сам писал в охотку, очень люблю все связанное с покорителями космоса. Настоящие герои! Низкий поклон этим стальным людям. То что они в тяжелейших условиях и при непрерывной невероятной опасности умудрялись шутить — восхищает.
 


Ссылка на сообщение20 января 2012 г. 14:34
так самое место шутить :) лучше лёгкая шутка ,чем сначала серьёзность и потом надлом и срыв.

Да и не мешали они юмор и серьёзное отношение к работе (это тут за меня КО писал)


Ссылка на сообщение20 января 2012 г. 17:22

цитата Beksultan

Удивительно, но в отличие от Советского Союза, где космонавты из военных были преимущественно летчиками, американцы не обидели почти никого, астронавты набирались практически из всех родов войск, даже из Береговой Охраны США. Правда, астронавты из армейцев и Береговой Охраны (типа наших пограничников) полетели только на шатлах. А например, Джон Гленн, первый американец, совершивший орбитальный полет, был морским пехотинцем. Алан Шепард, первый американец в суборбитальном полете, сумевший подскочить до границы космоса, был военным моряком. Совершивший после этого тоже суборбитальный полет, Вирджил Гриссом был из ВВС США.

Коллега, Вы просто немного «не в теме».

У американцев сложнейшая система разделения видов Воружённых сил и родов войск. И сколько бы не было разговоров об излишних затратах на существующую организацию, в США более 50 лет существуют несколько военных авиаций: ВВС, авиация ВМС, авиация МП, авиация БОхр, авиация СВ. И ещё ВВС Национальной гвардии, у которой ещё более сложная самоидентификация.

И все они сохраняют видовую принадлежность на протяжении всей военной карьеры.

Если бы такая система существовала в СССР, то Ю.Гагарин шёл бы с развязанным шнурком по Красной площади в воено-морской форме — как пилот истребителя МиГ-15 ВВС СФ ВМФ. Но, как только его забрали в отряд космонавтов в Москву, тут же переодели назад в «зелёное» и о его военно-морском прошлом знают только единицы специалистов.

Кстати, по утверждению работников музея ВВС СФ в селе* Сафоново, после полёта первого человека в космос, когда фото ЮАГ печатали многомиллионными тиражами новостные агентства всех стран, особисты СФ откровенно лютовали, изымая из личных архивов его бывших сослуживцев все фотографии Юрия Алексеевича в военно-морской форме. К настоящему времени их сохранились буквально единицы.
-------------------------
* — после недавней реорганизации градостроительного кодекса РФ, посёлок Сафоново должен официально именоваться селом. Жители села бесятся.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 января 2012 г. 17:45
Я действительно в военных реалиях не разбираюсь. В СССР разве авиация не считалась единой? Кстати, после ваших слов вспоминаю, что после приземления Гагарина вообще много импровизировали, так как выяснилось, что ему элементарно нечего надеть после снятия скафандра. Фуражку ему на голову надел кто-то из окружающих, сняв со своей головы. И Гагарин чуть не вышел на Красную площадь в артиллерийской фуражке с околышем другого цвета. Но в Москве его одели в новехонькую летную форму, содрав ее с кого-то из молодых офицеров подходящей комплекции.
 


Ссылка на сообщение20 января 2012 г. 18:05

цитата Beksultan

В СССР разве авиация не считалась единой?

Очень сложно сказать что-то определённое в ответ на Ваш вопрос. Условно считалось, что авиационная школа в Саках (под Севастополем) готовила пилотов преимущественно для ВМФ. При этом я могу Вам привести десятки примеров, когда пилоты, послужившие в морской авиации, уходили в ВВС, проклиная флотский бардак, а лётчики ВВС рвались на флот, но так и не могли добиться этого.

Не представляю себе Апакидзе в генеральской зелёной форме. Он был был оголтелым фанатом палубной авиации.

Возвращаясь к американцам. Привлечение к полётам пилотов других видов ВС не простая прихоть и не только уступка ситеме сдержек и противовесов (ВВС банально «не потянули» космическую программу, министры других видов ВС соглашались взять на себя долю финансирования только в обмен на участие своих лётчиков). Как это не было прискорбно для ВВС, специалисты НАСА по результатам тестов на тренажёрах определии, что при прочих равных условиях, управляя тренажёром лунного модуля, вертолётчики армейской авиации, способные зависнуть над клочком ровной поверхности, и пилоты палубной авиации, привычные к посадке на палубу авианосца, более решительно маневрируют и быстрее принимают решения, чем пилоты ВВС, расслабившиеся со своими многокилометровыми бетонками аэродромов. То, что ВВС финансировало львиную долю программы определило первенство их пилотов в лунной программе. Но они всё-таки были вынуждены уступить часть лавров другим видам ВС.
 


Ссылка на сообщение20 января 2012 г. 18:37
Интересно. Но первый человек, посадивший корабль на Луну (причем эту операцию, которую до него никто не делал, говорят, проделал мастерски), не был вертолетчиком и не был пилотом палубной авиации, а был фронтовым летчиком-истребителем ВВС США — Базз Олдрин. Читал, что это был на редкость удачный выбор — хладнокровием, говорят, обладал просто ледяным.
 


Ссылка на сообщение20 января 2012 г. 20:12

цитата Beksultan

это был на редкость удачный выбор — хладнокровием, говорят, обладал просто ледяным.

А я и не спорю по поводу лично Базза. Я говорю, что, «ан масс», сравнение на тренажёрах оказалось не в пользу ВВС и заставило руководство этого ведомства сделать определённые выводы.

Ох, полная и правдивая история противостояния военных ведомств США не написана до сих пор, и вряд ли когда-нибудьт будет написана. Но разных примеров этому явлению не счесть...
 


Ссылка на сообщение20 января 2012 г. 17:47

цитата Крафт

авиация МП

Вот ведь, про мобильную пехоту сразу подумал :-))).
 


Ссылка на сообщение20 января 2012 г. 17:49
Меньше читайте фонтастеги, коллега:-)))


⇑ Наверх