История о Темной Башне сейчас считается одним из самых выдающихся явлений в фантастике в целом, плюс в фэнтези и мистике в частности. Это одно из самых странных повествований нашего времени, где фантастика переплетается с реальностью.
Эту эпопею нельзя загнать под какие-то определенные рамки отдельного жанра. В ней есть практически все. От “темного фэнтези” , мистики до драмы и вестерна. Это история которая вплетает в себя жанры, а не наоборот .
Нельзя сомневаться, что “ТБ” – самое главное творение в жизни Кинга . И хоть она писалась в течении более чем тридцати лет, в предисловии к “Стрелку” автор говорит о том, что это всего лишь одна небольшая история “под впечатление “ от Властелина Колец.
Первый том – один из самых тяжело читабельных. Кинг сразу бросает нас в происходящее, не объясняя ничего. Глаза путаются в незнакомых словах, сюжет довольно непонятен. Окружающий мир вызывает удивление. Вообще по жанру “Стрелок” это такой вестерн с элементами мистики, происходящий в постъядерном мире. По крайней мере таким это все видится впервые.
Однако главный персонаж сразу бросается в глаза – высокий, статный, уже немолодой Стрелок , бредущий к своей цели. Эдакая машина для убийств с идеальной реакцией. Нам не важно какая цель, почему он туда идет. Сам персонаж внушает уважение и восхищение. Как герой, Роланд – это такой “отзвук романтики” . Он олицетворяет лучшее прошлое, силу , непоколебимость. Но при этом он не идеален, он практически безжалостен, ее сердце охладело, и в душе он бесконечно устал от этого похода, но в течении повествования он изменится благодаря друзьям. Изменится – но не до конца, но сердце у него откроется вновь.
И тем не менее, находя новых героев Роланд так ли иначе помогает им, вселяет в них надежду или спасает от одиночества ( как в случае с Джейком). Но цена путешествия и безжалостность проявляют себя – и вот Роланд жертвует своим другом , но продолжает путь.
Действительно, один из самых сильных факторов Кинга – это персонажи.
Но первый том заканчивается и появляется второй, действие в котором стартует с астрономической скоростью. “Извлечение троих” — это один из двух самых адреналиновых томов в эпопее. Тогда в историю добавляются и новые основные персонажи. И снова Роланд так или иначе спасает их. Будь то Эдди Дин – наркоман, и вечно живущий под незримой пятой своего брата человек.(один из самых лучших образов истории – образ братьев) Или Сюзанна – калека, чье сознание делит между собой две личности . Одна это вежливая и не очень уверенная в себе Одетта и другая – жестокая, злая и бескомпромиссная Детта Уокер. И Стрелок помогает им, излечивая Эдди от зависимости наркотиков и частично от зависимости брата , и приносит равновесие в душу женщины, чье сознание объединяется в одно – Сюзанну. Собственно основная цель тома И Роланда здесь – это собрание нового ка-тета.
Третий том проходит под знамением “Раздвоения личности” и ознаменует собой появление старого героя, и нового – Ыша, зверька из Серединного Мира, благодаря которым ка-тет обретет целостность. Третий том более спокойный ,нежели второй, но экшена тут хватает.
В “Колдуне и Кристалле” мы узнаем о прошлом Роланда и причинах, которые заставили его начать свой путь. Этот том один из самых драматичных из всех – хоть история развивается спокойно, без рывков, но картины прошлого легко ложатся в воображение. А после долго затишья, когда Кинг не знал как лучше продолжить историю он все-таки выпустил пятый том, и за два года дописал эпопею до конца.
Теоретически можно разделить эпопею на три части. Это вступление (“Стрелок” ) , продолжение истории (“Извлечение Троих” , “Бесплодные Земли”, “Колдун и Кристалл” ) и большой финальный отрезок, когда собственно начинается основная дорога к цели (“Волки Кальи” , “Песнь Сюзанны” , “Темная Башня”). Хотя конечно вся история в общей картине целостная и не требует никакого деления на части.
Но загадочными остается еще некоторые части прошлого Стрелка — его события после истории с кристаллом. На этот вопрос должна ответить серия комиксов «Рождение Стрелка» , которую сейчас активно переводят у нас.
Кстати, помимо главных персонажей в истории встречается много других интересных существ. Но что самое главное – Кинг сумел сделать почти из каждого отдельную личность, не скатываясь в рамки клише. Будь то Кэллаган – бывший священник, с дорог, Эрон Дипно и Келвин Тауэр – хранители розы в нашем мире, или полюбившийся читателям старый ка-тет Роланда: весельчак Катберт и рассудительный Ален. И еще потрясающий образ наставника Стрелка –мастера Корта.
Стивен Дискей – отец Роланда, Габриэль Дискейн – мать, многочисленные случайные персонажи – старики с Речного Перекрестка, Джон Каллем, старый приятель Шимми , Тед Бротиген, юный художник ПатрикНу и наконец один из апофеозов персонажей – самы Стивен Кинг, полноправно участвующий в происходящем. Образы противников кА-тета и Роланда в частности тоже удались – Гашер, Тик-Так, Уолтер, мыслящий поезд Блей Моно(!!!), Мордред, Алый Король и многие другие. Причем не все злодеи однозначны по характеру. Особенно это наблюдается в пятом томе.
Все герои и злодей разыгрывают свои роли на полную катушку, в следствии чего возникают интересные и захватывающие ситуации, благодаря которым чтение не надоедает.
Мир выдуманный Кингом, огромен и удивителен. Вначале нам рисуется мир после атомной войны, но затем автор расширяет взгляд и некоторые детали устройства мира становятся понятны. В центре мироздания, как стрежень, находится Башня. Вокруг нее крутится множество миров, но истинных всего несколько – остальное лишь миры-отражения. От Башни отходят лучи, поддерживающие ее. В числе прочих наш мир – один из истинных. В ходе повествования будет множество намеков и отсылок к нашему миру. Названия улиц, домов, известных мест, продуктов, книг, имена актеров, певцов, писателей. Названия фирм и тп. Увы большая часть этих отсылок будет понятна только американскому читателю (но пояснения внизу страниц ,весьма помогают) , однако некоторые поймет и наш читатель. Одно из самых интересных явлений – то, что Кинг фактически выдумал свой новый язык. Проскальзывает много непонятных сначала слов : ка-тет, Ка, дин, сэй, ка-шуме, тахины и доходя до фраз вроде “кА-кам-каммала” , “привествуйте бога-бомбу”, “ скажите аллилуйя” и тд. Это добавляет миру живости и становится легче представлять себе этот мир.
Одним из самых значительных происшествий в жизни Кинга стала автокатастрофа 19 июня 1999 года, и автор отражает это в своей истории двумя способами. Одним – в ходе которого герои пытаются остановить его смерть , и другим – это постоянное упоминание числа 19 и 99. Как к ка-тету, так и к миру и к героям. Эти числа, как совпадения появляются то тут, то там, и являются неким “незримым” , но важным аспектом повествования. Также ТБ по сути точка, где сходятся линии большого количества произведений Кинга. Начиная от появления названий его книг и заканчивая связью героев с этими книгами и участие в истории персонажа из одного из предыдущих творений Кинга. В добавлении к этому автор временами ведет диалог с читателем, при этом присутствуя как персонаж в истории. И много раз упоминает о том, что он не создатель истории – он просто “проводник” через которого история прошла в наш мир. И благодаря этому задумываешься относительно реальности происходящего. Такого эффекта он нынешнего читателя добиться очень тяжело.
Конечно у истории есть минусы, в основном это запутанное мироустройство и сам мир. Тяжело воспринимаемый язык, легкое читерство и местами некоторая затянутось.
Если говорить о финале эпопеи (а Кинг неодобрительно отзывается о тех кто читает ради того, чтобы узнать финал) то он безусловно силен и странен. Кинг делает почти невозможное в наше время – завершает книгу хэппи-эндом и предлагает читателю остановиться на этом и закрыть книгу в одном шаге от тайны Темной Башни. Это предложение – одно из самых издевательских в мире. В хорошем смысле. Кинг честно предупреждает о том, что концовка возможно удивит и расстроит читателя, но честное слово, если кто-то устоит перед концовкой и завершит книгу эпилогом – тому я пожму руку. Ибо это невозможно. Ни один читатель не выдержит (возможно это был психологический ход Кинга, хотя вряд ли) , я честно на десять минут закрыл книгу, что бы потом со вздохом дочитать ее.
Собственно Кинг намекает на концовку на протяжении всей истории, но все равно это одна из самых лучших, грустных и логичных концовок в истории. О чем она – я разумеется не скажу, читайте господа – и посмотрим кто из вас сможет пройти испытание эпилогом. Я – не смог.
Итак заключение – ТБ это величайшая история, апофеоз творения Кинга. Порекомендовать ее можно многим, в основном – любителям фэнтези, триллеров и приключений. Это сложная, комплексная история, с проработанным миром, живыми персонажами , интересным сюжетом ,и наконец со своим украшением – Роландом , последним Стрелком из рода Эльда. Если вы прочтете эту историю вы никогда ее не забудете, она может понравиться, может не понравиться , но запомнится – это уж точно.
У меня же Темная Башня и Стрелок останутся в памяти навсегда.
Кам — кам — каммала , путешествие…. Начинается.