Тайна Лазоревого храма или


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «пан Туман» > Тайна Лазоревого храма, или Хороший, плохой, истинно-нейтральный
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Тайна Лазоревого храма, или Хороший, плохой, истинно-нейтральный

Статья написана 28 октября 2012 г. 14:13

«А вот у нас, в маленькой эльфийской деревушке...»

иного эпиграфа здесь и быть не могло


Когда-то давным-давно я уже написал отзыв на эту книгу.  Но, во-первых, это было давно, во-вторых – я тогда ещё не имел должного навыка. Да, сказать по правде,  это был мой первый отзыв. Ну да, самый-самый первый. Мне тогда казалось важным – начать с отзыва на какую-нибудь добрую и хорошую книжку. Вот я и вспомнил про «Паутину Лайгаша» за авторством Дмитрия Юрьевича Браславского.

Второй раз об этой книге я вспомнил пару дней назад. И, после недолгих размышлений, признал её вполне подходящей для возвращения к жизни моей, мягко говоря, изрядно зачахшей колонки. Да и просто – хорошая же книжка, чего скрывать.

Почему хорошая? Давайте разбираться.

На первый взгляд, сюжет книги прост и банален. В Этренском герцогстве усобица – граф Сильвен Беральд повздорил с местным Лазоревым храмом и угодил к монахам в плен.  Талисса — группа наемников  «от меча и магии» — благородного графа спасает, а тот, подтверждая своё благородство, дарит им дедовскую реликвию. Ключ от сокровищницы… того самого Лазоревого храма. Главной на континенте. Представив, что можно отыскать в таком месте и на сколько жизней безбедного существования этого хватит, талисса отправляется в путь.

То, что Лазоревый храм – храм Повелителя Смерти, Бога-Ворона Айригаля их ничуть не смущает. А зря, ведь в этом мире боги привыкли ходить по земле…


Не будет большим преувеличение сказать, что подобный сюжет был весьма традиционным ещё задолго до Конана, а уж после появления игр и новеллизаций D&D обрел то ли статус классики приключенческого фэнтези, то ли просто превратился в колею для ленивых авторов. Как по мне, всё зависит от результата – ведь «если что-то удалось вопреки правилу, забудьте про правило».

Книга Браславского – удалась.

Коль скоро мы вспомнили об одном из самых харизматичных героев фэнтези – я говорю, разумеется, о Конане – то и разговор о «Паутине Лайгаша» предлагаю начать с обсуждения персонажей. Если в двух словах – они живые. Если позволить себе немного больше – пожалуй, перед нами тот редкий случай, когда каждый герой обладает своим характером. Не только главные, но и второстепенные – вроде Бальдра Фейна, возглавляющего передовое охранение Лайгаша,  или предводителя крошечного народа ен’нар. Причем у последнего и роль под стать росту, всего пара реплик, а всё равно эта пара реплик дает свой образ. Что уж говорить о главных героях! Автор рисует их щедрыми мазками, не жалея красок. Вот очаровательная и непосредственная Бэх – жрица… бога войны. Но как далека она от привычных валькирий. А вот паладин Лентал, напротив, близок к классическим представлениям о воинах света, но при этом не лишен ни ума, ни обаяния, ни чувства юмора. Как не лишен его и иерарх мрачного бога Айригаля Веденекос, строго говоря, стоящий совсем по иную сторону баррикад. Или виконт. О, виконт – это совершенно особый разговор…

Примечание Алана тен Годфарноса: на официальном сайте автора, к сожалению, давно забывшему, что такое обновление, с талиссой можно познакомиться поближе. А заодно, узнать много интересного о мире Двэлла.

Без стандартных ролей тоже не обошлось. Как и всякий плут, Макобер – комедийный персонаж, вечно во что-то влипающий сам и втягивающий товарищей. Или вот единственный на всю талиссу гном – Мэтт – разумеется, он оказался на поверхности по самой что ни на есть традиционной для гнома причине. Надо ли говорить, что чаще всего эти двое взаимодействуют в паре – извечный принцип контраста, как внешнего, так и внутреннего. Впрочем, некоторая… типичность ролей не умаляет ни обаяния героев, ни их живости.

Хотелось бы, конечно, остановиться на прорисовке характеров подробней, раз уж оно того стоит, но вот беда – Браславский показывает внутренний мир своих героев динамичным, изменяющимся под действием обстоятельств. А обстоятельства эти зачастую столь неожиданны, что лучше даже вскользь о них не упоминать, чтобы не портить удовольствие. Интриги, они ведь как хорошее вино – быстро выдыхаются на открытом воздухе. Вот и выходит, что, не раскрывая всех тайн (а у героев «Паутины…» их немало), мы можем рассказать разве что о виконте – лучшем из лучших рыцаре Империи, предводителе дружины легендарных… мертвецов на службе у бога смерти. Или о лунном эльфе Терри – о нём и талисса-то мало знает, уж больно скрытен их товарищ. Но в Альдомире он бывал.

О, Альдомир! Что может сравниться с красотой и величием столицы Ольтании? Заносчивый Трумарит? Нет. Тихая и спокойная Катэна, приют Зеантиса? Тоже нет. Славный своими морскими удальцами Мессар или крепкостенный Маркус? Тысячу раз нет. Нет на берегах Эларского моря города прекрасней Альдомира, нет подобного ни в эльфийских землях, ни в далекой Дебокассии. Ибо как Ольтания наследует Арвианской империи, так Альдомир наследует Столице, а всяк, кто думает иначе либо лжец, либо слепец.

К чему весь этот географический пафос? Просто на фоне повального пренебрежения ономастикой современных авторов, Браславский весьма и весьма выделяется — умением давать яркие, звучные, а главное — подходящие имена (неважно, персонажам или городам). Для кого как, а для меня подобное качества у автора — ещё один плюс произведению.

Но вернемся к Терри — внимательному читателю, удастся приподнять полог над тайной немногословного Перворожденного. Внимательность, вообще, вознаграждается. Привыкшим подмечать детали и не пропускать даже, казалось бы, пустяковые мелочи, книга откроет много неожиданных фактов из биографии главных героев, расскажет немало интересного о прошлом, настоящем и даже будущем этого мира. Дело в том, что ближе к середине «Паутина Лайгаша» начинается преображаться, сквозь рассказ о приключениях авантюристов «от меча и магии» начинают проступать контуры совсем другого – масштабного и эпического полотна о древнем противостоянии богов и дерзких магов-богоборцев. Сюжет усложняется, многочисленные интерлюдии вдруг складываются в одну общую мозаику… чтобы вновь рассыпаться ворохом разноцветных осколков, которые придется вставлять в оправу самостоятельно. Для пытливых умов это будет неплохим способом размяться, тем же, что не проявлял должной усидчивости, скорей всего, придется перечитать ряд эпизодов. Но можно, конечно, довольствоваться сказанным в финале самим автором, другой вопрос — стоит ли? Всё же Браславский сохраняет интригу до конца и даже дальше — чтобы в полной мере оценить «Паутину Лайгаша» просто необходимо ознакомиться с её продолжением — «Жезлом Ниерати». Чем лично я собираюсь заняться в самое ближайшее время.

А пока подведем итог. Следует сказать, что «Паутина Лайгаша» – блестящий образец приключенческого фэнтези, с одной стороны выстроенного по всем канонам и классическим схемам  жанра, с другой – воспринимающегося действительно свежо и оригинально, не в последнюю очередь благодаря бойкому языку автора, живым и симпатичным героям, а также доброму юмору (о котором я почему-то не нашёл место упомянуть). Жаль, цикл «Войны магов», куда кроме «Паутины…» вошло её продолжение «Жезл Ниерати» и отдельный роман о хорверкских гномах «Щит королевы»,  не получил у читателей большой известности, а Дмитрий Браславский так и остался известен узкому кругу людей, да и то больше как автор книг-игр.

цитата

В сказках, которые рассказывала мне в детстве нянюшка, в балладах, которые позже доводилось слышать в тавернах, Добро непременно побеждало Зло. Всегда. Не оставляя Злу ни единого шанса. И это казалось столь же естественным, как и многое другое: молитвой душа успокаивается, клевету смывает поединок, фамильный замок переходит по наследству к старшему сыну.

Все было просто и ясно. Ежели колдун почем зря мучает добрых молодцев, на плече у него сидит сова, у ног – черный кот, а в котле варится лягушка – это злой колдун. И раз так, то быть ему битым и убитым. А как же иначе?

Вот ежели на белом коне, в сверкающих доспехах, благословляемый вдовами и сиротами, то, дети, угадайте, кто это? Правильно – настоящий рыцарь. Добрый, ему ведь так и положено – быть добрым. За что, собственно, в итоге ему и позволяют расправиться со злым чародеем.

Именно расправиться – назвать честным боем то, что рыцари проделывали с колдунами, язык не повернется. Злодей мог сколько угодно пыжиться, приумножать грехи свои и даже делать вид, что ничего-то он в этой жизни не боится, да только сразу почему-то становилось ясно, что все это до поры, до времени. До конца сказки или баллады.





209
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх