Помимо прочего «Фантлаб» хорош как бихевиористический полигон, позволяющий отслеживать типовые реакции разных групп на схожие события. Самая красота наступает, когда собеседники меняются местами.
Например, критик и подвижник А страшно увлекается производством малотиражных релизов — к удовольствию довольно заметного отряда единомышленников. На представление очередной книжки (автор прекрасный, макет спорный, но миленький) к А заявляется критик и подвижник Б, который решительно рассекает всеобщие восторги и просьбы отложить экземплярчик сообщением: "А, вы бы хоть какие-нибудь курсы верстальщиков, что ли, посетили. И самоучитель редактора какой-нибудь прочли».
А откликается практически толстовским: «Ошибки? Замечательно, исправим!» — но Б мужчина серьезный, он отрезает: «Для этого их надо видеть. А вы видите, например, верстальную ошибку на странице 202?»
И дальше пытается давать крутого прост-таки не вынимая, просит «слово «кернинг» употреблять по делу», а завершает поучение красивейшей моралью: «Есть такое понятие — «культура издания». И за ним — нескольковековой опыт изготовления печатных книг. Когда я выбираю печатные книги для своей библиотеки, я настаиваю, чтобы они были сделаны хорошо, с соблюдением известных требований (вполне выполнимых, кстати, ничего экстравагантного). Потому что с самими текстами я могу и в электронном виде ознакомиться — с читалки. А книга — предмет материальной культуры. Мне интересны тексты Покровского. И мне лично жаль, что это издание сделано некачественно, и потому я его не куплю. Тираж же тут совершенно не при чем.»
А, что характерно, в дискуссию не вступает, «Сам добейся!» не кричит — и даже не выражает восторгов в связи с инновационным написанием оборота «ни при чем».
Девять месяцев спустя мать-природа берет свое, как бы намекая на то, что отмалчивался А не просто так, и уже Б объявляет о выпуске в продажу малотиражной книжки (автор заметный, макет непрофессиональный). Несколько активистов немедленно заявляют бурное «фи» в связи с цветом обложки, подбором шрифтов и всего прочего. Б объясняет. что ему зато нравится, а уродство в глазах смотрящего. И тут появляется А.
Вселенная замирает в ожидании адекватной и заслуженной ответки. Но А сообщает: «Так, недовольные, в кои то веки выходит на русском языке работа по фантастиковедению, и мне вот все равно какая обложка, я куплю и читать буду а не любоваться». И бежит пиарить издание в соседние форумы.
И Б, посрамлен Б, плакаси горько? Не уверен.
Но все равно — занавес.