Жизнь это не


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Мэлькор» > Жизнь - это не игра
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Жизнь — это не игра

Статья написана 21 июня 2013 г. 11:02

Владимир Набоков

"Защита Лужина"

"Этот мальчишка выхватил пистолет и одним выстрелом уложил всех стариков, в том числе и меня…"

Иван Бунин

Шахматная доска. Старт. Партия началась. Страсти постепенно разгораются, игра уже в самом разгаре. Какой же фигурой сходить? Конём? Нет, там стоит ферзь, он меня "съест". Ладьёй? Пожалуй, если бы не тот офицер... Что уже конец партии? Мы же только начали! Извините, месье, но уже ночь, завтра закончите, вы обязательно выиграете. Ну, раз так... Ночью снилась доска. Фигуры ходили сами, без чьей либо руки, а я был всего лишь наблюдателем. Вот, пал мой (или противника? нет, всё же мой, я всегда играю чёрными) конь, одним за другим белые рубят пешки и вот уже шах сделан королю. Нет, я не позволю! Дайте мне вмешаться, я спасу вас. Невозможно? Преувеличиваете! Так дайте же...

Сон слетел.

Лужин — известный гроссмейстер, победитель множества турниров, человек, покинувший свою родину после революции, нет, не человек, гораздо больше... Легенда. Улавливаете разницу? Но наш шахматный гений, хоть и весьма гордится своими титулами, однако ж, как ребёнок совсем ничего не знает о жизни. Для него фраза "работа — моё призвание жизни" не пустой звук, он живёт шахматами. В его наивном мозгу постоянно происходят сравнения шахматной доски с реальной жизнью. И всё было бы по-обычному, если бы не женщина, которая меняет всё...

Вот, как вы думаете, если человека лишить его хобби, призвания, увлечения — не суть, что будет? Что будет с человеком? Понятное дело ничего хорошего. И когда Лужина лишили его призвания, основы жизни, он ломается. Ему уже не переучиться, он немолод, да, с ним рядом женщина, которая поможет ему. Или же наоборот воспрепятствует его призванию? Тогда, как насчёт возвращения на старую дорожку? Нет смысла. Ведь этим тренерам, организаторам и прочим личностям ты, как человек не нужен, нужно только бабло, которое на тебе можно срубить.

Набоков — писатель очень "русский", вобравший в стилистику своего письма и подачи материала — всё лучшее, что наша литература наработала за время до его прихода. Наверное, именно поэтому создаётся ощущение, что роман написан в XIX веке с его трагедиями маленьких людей, у которых с удивлением обнаруживаешь — тоже есть чувства, страдания и радости, смотрящиеся намного ярче и живее, чем таковые у аристократии.

Помимо атмосферы традиционного русского романа в книге можно найти и безупречный авторский язык, тот редкий случай, когда удовольствие получаешь от самого процесса чтения, от красоты и грациозности, с которыми писатель с лёгкостью выписывает настолько живые полотна, достойные висеть разве что в музеях искусств. И, несмотря на практически полное отсутствие диалогов, а то, что есть, подано прямой речью — это не производит впечатление скуки, или утомления. Нет, здесь всё работает на автора.

И жаль, что книга коротка, и в то же время понятно, что ничего лишнего в ней не сказано, концовка очень правильная и жизненная.

Резюме: работа настоящего Мастера, к прочтению активно рекомендуется.





176
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение21 июня 2013 г. 13:01
Хороший отзыв — книгу захотелось перечитать. :beer: Единственное, спорно вот это изречение:

цитата Мэлькор

роман написан в XIX веке с его трагедиями маленьких людей, у которых с удивлением обнаруживаешь — тоже есть чувства, страдания и радости, смотрящиеся намного ярче и живее, чем таковые у аристократии.

По-моему, Лужина «маленьким человеком» никак не назовёшь. Попытался мысленно провести параллели между ним и Акакием Акакиевичем. Не получилось. Лужин как раз-таки аристократ. Аристократ духа. Его уместнее было бы сравнить с толстовским Пьером Безуховым. Хотя это тоже не совсем корректно, конечно, но правдоподобнее.

Несколько досадных ошибок портят удовольствие от прочтения:

цитата Мэлькор

Лужин — известный гроссмейстер, победитель множества конкурсов и турниров

Шахматные конкурсы? Не сталкивался.

цитата Мэлькор

В его наивном мозгу

Не знаю даже почему, но мне эта фраза категорически не нравится. Возникают неправильные ассоциации. :-)))

цитата Мэлькор

И всё было бы по-обычному

цитата Мэлькор

Вот, как вы думаете, если человека лишить своего хобби

цитата Мэлькор

хобби, призвания, увлечения

Если человека лишить увлечения ничего плохого не случится. Ты в один ряд поставил совершенно различные понятия. Для Лужина шахматы — именно призвание.

цитата Мэлькор

Ему уже не переучиться, он немолод, да, с ним рядом женщина, которая поможет ему.

Что-то со знаками препинания.

Ну и ещё по мелочи — мне лень всё выписывать.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 июня 2013 г. 13:31

цитата Кечуа

Хороший отзыв — книгу захотелось перечитать.
Ты читал что ли?

цитата Кечуа

Лужин как раз-таки аристократ. Аристократ духа. Его уместнее было бы сравнить с толстовским Пьером Безуховым. Хотя это тоже не совсем корректно, конечно, но правдоподобнее.
Подумал, подумал и предыдущий вопрос снимается. Он не аристократ, в душе то он как раз маленький человек.

цитата Кечуа

Если человека лишить увлечения ничего плохого не случится.
А давай тебя лишим увлечения читать книги? С тобой всё в порядке будет? Если ты действительно книги любишь, тебе плохо будет.:-)

цитата Кечуа

Что-то со знаками препинания.
Всё окей.
 


Ссылка на сообщение21 июня 2013 г. 13:45

цитата Мэлькор

Ты читал что ли?

Да, читал. Но очень давно.

цитата Мэлькор

Он не аристократ, в душе то он как раз маленький человек.

По-моему ты не прав, ну да ладно. То, что ты прочитал книгу совсем недавно придаёт твоим слова весу.

цитата Мэлькор

А давай тебя лишим увлечения читать книги? С тобой всё в порядке будет? Если ты действительно книги любишь, тебе плохо будет.

Удар ниже пояса. :-))) И всё же, в силу необходимости я на время оставил шахматы. Живу покамест. Так что не, не согласен.

цитата Мэлькор

Всё окей.

Оставляю это на твоей совести.
 


Ссылка на сообщение21 июня 2013 г. 13:50

цитата Кечуа

Да, читал. Но очень давно.
Я вот удивляюсь, как ты такие книги во столько младые года. И Достоевского прочёл и Толстого.:-)))

цитата Кечуа

И всё же, в силу необходимости я на время оставил шахматы. Живу покамест. Так что не, не согласен.
Тут скорее следует уточнить, является ли твоё учение основным. У каждого оно своё. К тому же ты сам сделал такой выбор, тебя никто от этого насильно не отгонял, следовательно это немного другая ситуация.:-)))

цитата Кечуа

Шахматные конкурсы?
Кстати, да, прокол. Поправлю.:beer:
 


Ссылка на сообщение21 июня 2013 г. 13:54

цитата Мэлькор

Я вот удивляюсь, как ты такие книги во столько младые года. И Достоевского прочёл и Толстого.

А что тебя смущает?

цитата Мэлькор

следовательно это немного другая ситуация.

Ну так если хочешь это показать, не надо употреблять слова «хобби» и «увлечение». ;-)

цитата Мэлькор

Поправлю.

А остальное?
 


Ссылка на сообщение21 июня 2013 г. 13:56

цитата Кечуа

А остальное?
Оставлю.

цитата Кечуа

А что тебя смущает?
Ничего, я же удивляюсь, а не смущаюсь!:-)))
 


Ссылка на сообщение21 июня 2013 г. 13:57

цитата Мэлькор

Оставлю.

Даже эту нелепость:

цитата Мэлькор

Вот, как вы думаете, если человека лишить своего хобби


цитата Мэлькор

Ничего, я же удивляюсь, а не смущаюсь!

Тебе, кстати, Толстой понравится.
 


Ссылка на сообщение21 июня 2013 г. 14:00

цитата Кечуа

Даже эту нелепость:
Эту может и удалю.

цитата Кечуа

Тебе, кстати, Толстой понравится.
Не факт. Я читал Севастопольские рассказы, если честно ещё та фигня.
 


Ссылка на сообщение21 июня 2013 г. 14:03

цитата Мэлькор

Эту может и удалю.

А «по-обычному» ?

цитата Мэлькор

Не факт.

Я о «Войне и мире» говорю.
 


Ссылка на сообщение21 июня 2013 г. 14:05

цитата Кечуа


Я о «Войне и мире» говорю.
Я понял. И отвечаю, что есть сомнения. Много сомнений.


⇑ Наверх