«Сияние» — третий роман Стивена Кинга (не считая «Ярости»), вышедший в свет в январе 1977-го года, который по-праву может называться классическим произведением Короля Ужасов.
При этом уникальность данной книги подобно яркой, многоцветной мозаике складывается не только из хорошо узнаваемого авторского стиля, способного оживлять и придавать «объем» любому литературному персонажу или событию, и так любимой Кингом темы писательского безумия, которая является одним из основных лейтмотивов его творчества, но и из отголосков его будущих, не менее классических, произведений.
Для того чтобы понять это необходимо всего-навсего ответить на несколько простых вопросов:
Встречался ли вам в какой-либо другой книге Мастера маленький ребенок с паранормальными способностями? Конечно встречался, в «Воспламеняющей взглядом».
А добродушный негр, наделенный не совсем обычной силой? Наверняка, вы видели такого в «Зеленой миле».
Ну а может вы знаете и о снедаемом внутренними демонами писателе, отрезанном от мира в особняке посреди снежных просторов, и о его собрате по ремеслу, одолеваемом призраками в домике на озере «Темный След»? Нет? Тогда «Мизери» и «Мешок с костями» готовы рассказать вам свои мрачные истории...
Но это не значит, что «Сияние» выглядит серо или вторично на фоне перечисленных книг. Совсем наоборот!
Объединяя вместе темы, которые в последующие годы ему только предстоит весьма удачно разрабатывать по отдельности, Кинг замешивает такой густой коктейль из бытовых и психологических аспектов жизни людей в изолированной среде, щедро сдобренный мистическими приправами на любой вкус (тут и духи, и ожившие звери живой изгороди, и наделенные разумом стены старого отеля), что выпить его не всякому окажется под силу.
Однако, если читатель все-таки решится сделать это, его еще долго будет преследовать приятное послевкусие, которое тем не менее может подпортить единственный, на мой взгляд, недостаток романа — «то, о чем все должны были забыть», только вот на деле помнили на протяжении всей книги. Слишком уж сильный акцент сделал на нем автор, отчего финальная сцена получилось несколько «смазанной». С другой стороны, нельзя забывать, что «Сияние» создавал пусть и талантливый, но пока еще молодой автор, поэтому можно простить ему некоторые шероховатости.
Тем более, что этот роман оказался еще и очень личным для него. Бремя отцовства, смерть родной матери и прогрессирующий алкоголизм кого угодно способны погрузить в сильнейшую депрессию. И не всякий человек устно или на бумаге будет способен дать выход собственным демонам.
Кинг отчасти смог это сделать и навсегда похоронить некоторых из них на страницах своего произведения. И если повнимательнее присмотреться к тексту, то можно будет даже увидеть этих чудовищ безмолвно бродящих подобно другим неприкаянным душам по зловещим коридорам «Оверлука», покрытым темно-голубым с черными узорами ковром.
Но бояться их все же не стоит, потому как уверенная рука Мастера не даст читателю сбиться с пути и угодить в их мерзкие лапы и обязательно выведет его к ослепительно сияющему рассвету, который рано или поздно сменяет даже самую долгую и темную ночь.
Оценка: 7/10.
P.S. Думаю, напоследок, не будет лишним сказать пару слов об экранизациях романа.
Естественно, на ум сразу же приходит картина «Сияние» Стэнли Кубрика 1980-го года, которая неизменно возглавляет всевозможные рейтинги самых страшных или самых удачных кино адаптаций произведений Кинга. На мой взгляд, совершенно незаслуженно. Мало того, что атмосфера ужаса в фильме просто никакая, а постепенное погружение главного героя в пучины безумия показано абсолютно неубедительно, так еще и многие события и детали книги были изменены самым грубым образом.
И если замену оживших зверей живой изгороди на лабиринт из кустарников я могу понять, то исправление единицы на тройку в названии злополучного номера отеля у меня просто в голове не укладывается. Собственно, как и актеры, выбранные на главные роли. Джек Николсон, безусловно, молодец и справился лучше других, но одна его харизма не спасает общее печальное положение. Венди в исполнении Шелли Дювалл — это какой-то кошмар, хотя нельзя не признать, что иногда у нее получалось быть убедительной в кадре. Чего не скажешь о Денни Ллойде, игравшем своего тезку из романа. Такого невыразительного и попросту деревянного ребенка надо было еще поискать! Понятно, что на момент съемок ему было от силы лет шесть, но, видит Бог, есть дети, которые могут хорошо лицедействовать и в таком возрасте. Ллойда же выбрали почти из 5000 претендентов!!! Мистика какая-то...
Неудивительно, что Кинг в штыки принял экранизацию Кубрика. Однако, потребовалось целых 17 лет, прежде чем на свет появилась другая версия произошедших в Оверлуке жутких событий от давнего друга Короля Ужасов режиссера Мика Гэрриса.
Данная картина, снятая в формате мини-сериала, также не лишена недостатков, но хотя бы не скатывается в откровенную отсебятину (что логично, ведь сам Кинг и писал ее сценарий). Правда, сюжет все же немного осовременили (видимо, в 1977-м году сообщество Анонимных Алкоголиков было не так широко распространено, как в 1997-м) и изменили, однако не слишком сильно.
Главным же украшением фильма явился, можно сказать, подлинный «Оверлук» — «The Stanley Hotel», который и вдохновил Короля Ужасов на написание романа.
Актеры, в принципе, справились хорошо (в том числе, и Кортленд Мид в роли Денни, даже несмотря на то, что его все время открытый рот ближе к финалу начал дико раздражать).
Музыка, эффекты и грим — стандартные для любого телепроекта того времени. Да и вообще всю картину можно назвать «стандартной». Она вроде бы и оправдывает возложенные на нее ожидания, но по-настоящему не пугает и не увлекает.
Впрочем, надо признать, Гэррис снимал экранизации и похуже...