Лебединая песня Портала


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «berrgelmir» > Лебединая песня "Портала" Огнанная кровь" Михаила Горожанина
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Лебединая песня «Портала» Огнанная кровь» Михаила Горожанина

Статья написана 26 октября 2013 г. 23:42

Итак, случилось страшное. Я прочел книгу «Огненная кровь» от корки и до корки. Почему страшное? Потому что зависть есть страшный грех. А не завидовать не выходит. Пусть и не всему, а лишь нескольким моментам, но все же, все же…

Не убоявшись спойлеров и, как водится, помня о Ктулху, приступим.

Не так и давно, описывая свое впечатление от прочтений истории о Миладе и ее похождениях, сказал немало хорошего. Противореча самому себе и убеждению в том, что положительный отзыв лишь привлечет негатив, рискну сказать еще кое-что. И кое-что, как водится, будет пространным и не особо легким к восприятию. Но, что поделать, если по-другому не то, что не умею, не-не. По-иному мне не хочется. Потому и скажу, как есть.

Что есть книга Михаила Горожанина, если рассматривать ее и не углубляться? Ничем иным, как еще одним произведением на тему Избранности у нашего с вами стандартного соотечественника нашего же времени. Ну, а как еще? Есть девушка, есть нечто, плавающее в ее крови, и, что же дальше? А, вот тут вы угадали, в определенный момент появляется Морфеус и, как водится, зовет ее прыгнуть в кроличью нору.  То, что вместо Матрицы есть Средний Мир, вместо Сети магия, вместо агентов Смитов Анклав и каркаты… суть ли это? И то, что Морфеус тут бабка, живущая не пойми сколько лет, роли никакой не играет. Но… всегда есть «но».

Скажем, что есть история фильма «Россия 88», как не пересказ «Ромео и Джульетты»? Что являет нам Карл Урбан в римейке «Судьи Дредда», как не перекошенный рот под шлемом, смахивающий на Сталлоне? Для чего смотреть сериал «Интерны», если есть «Клиника», «Анатомия страсти», «Скорая помощь», не говоря про Хауса и волчанку? Как водится, все одновременно и просто и сложно. Прям, как пельмени.

Пельмени можно купить в любом магазине. Или взять и попросить красавицу\маму\друга шеф-повара\себя любимого, сотворить их из теста и фарша. Так и с вышеперечисленными образцами творчества и книгой про Миладу в частности. Потому как даже в фильм о банде правых, каких сейчас и не найдешь, можно вложить толику творчества, а не тупо ремесла. Потому как римейк шаблонного и картонного фильма со Слаем, наполненный замкнутым пространством и Урбаном, так и не выбившимся не первые роли, и Леной Хиди, пожинающей плоды «Игр Престолов», можно сделать стильно и реалистично. Потому что Охлобыстин, крути не крути, хорош, равно как и весь ансамбль песни и свистопляски, задействованный в ТНТ-шном детище, может и умеет развеселить и заставить улыбнуться. А автор Михаил Горожанин, имеющий за спиной немалый жизненный опыт, способен создать из стандартного сюжета, серого, как экзаменационный натюрморт Бугурусланского педколледжа, картинку, подобную иллюстрациям Доре. То есть, если кто не знает, прекрасного образца графики, четкого, красивого, интересного и самобытного.

И книга про очередную Избранную стала… прекрасным дебютом.

Здесь, вот что интересно, заметна работа. Читая черновик еще в 2009-ом, восхитился многими моментами. Остался недоволен другими. И, в целом, как-то отложил свои собственные мысли о книге Мишки в сторону.  Держа же в руке весьма увесистый том, понял, что вот – еще одна мечта воплотилась в реальность. И, что очень важно, ее, эту самую мечту, интересно читать. Как-то так повелось, что знакомых авторов, начписов и просто бумагомарателей, причем порою профессиональных, у меня более чем достаточно. Многих ли могу назвать «своими» авторами? Нет. Я бы сказал, что единицы. А вот Мишку Горожанина, Михакка Гора моих «ЧП: Степь», седого московского орла бывшего бородача, мастера, сплетшего из проволоки более десятка кольчуг и сколотившего-обтянувшего-рахерачившего несколько щитов, таковым назвать могу. Причем, не кривя душой. Потому как, прочитав финальный чистовик книги о дурынде Миладе, мне таки стало интересно продолжение. А это, скажу честно, прямо редкость.

Что важно лично мне, как читателю? Да не так уж и многое. Чтобы герои были живыми и разными. Чтобы атмосфера была своя, неповторимая и запоминающаяся. Чтобы говорили персонажи так, как люди говорят. А вот именно этого немногого сейчас вокруг очень мало. Почему?

Я не сноб, и никогда им не был. Моими любимыми книгами в детстве стали «Айвенго» и «Остров сокровищ», «Волшебник Изумрудного города» и «Гекльберри Финн», «Гаргантюа и Пантагрюэль» и «Петр Первый». Не говоря о «Великом Моурави».  Когда вырос, то мимо прошли и Пелевин, и Ларссон, и оба Мураками и много, очень много других, куда как модных авторов, включая Брауна. А вот весьма штампованные Пикуль, Акунин, Точинов, Шолохов, Кинг и Паланик оказались на книжной полке. Рядом с совсем уж немодными Аль Атоми и Мичуриным. Как сделает вывод любой читающий человек – люблю художественную литературу для широких масс. Пусть и не всю. Так вот, к чему все это сказано…

Книги моего детства и теперь уже зрелости интересны языком. Тем, как автор подает мне свою точку зрения. Свой взгляд на жизнь и события в нем, даже если он, события, вымышлены. И тут мне важна настоящая сторона героев, их подлинность и реалистичность. И очень часто, читая очередной том макулатуры, хорошо, что взятый в библиотеке, плююсь и убираю в сторону. И чувство возникает лишь одно: жалость к себе. Потому как этот самый том мне потом назад нести, а книжка, как водится, сколько-то, да весит.

Михаил Горожанин, тот, что не мой товарищ, друг, неоднозначная личность эт цетера, а именно автор – хорош. Хорош тем, что персонажи «Огненной крови» живые и четко ощутимые. В каждом из них, не всегда важном, заметен подход и проработка. Пусть и хватает статистов, вписанных исключительно прозвищами или именами. Таких тоже достаточно, взять хотя бы всех тех, кому помогла Рябинушка и, порой, Милада. Или с кем пересеклась девушка в, скажем, метро или офисе. Но большая часть, все же, явственно живые. Это радует, это заставляет радоваться за автора и за читателей.

У каждого свой жизненный опыт, и каждый автор пользуется им так, как хочет или может. Автор Горожанин использует свою биографию правильно, давая читающим видеть что-то настоящее. Пусть это и отражается порой в негативе или чрезмерном радостном мимишении. Ходить далеко не надо. Есть, к примеру, сотрудники на работе героини и ее же товарищи реканы. Две совершенно разные по своей гамме стороны современной жизни. Сотрудники офиса описываются искренне неодобрительно, с мелкими противными чертами, в отличие от реконструкторов. Что поделать, такова селя ви, и таков авторский взгляд. Современная жизнь накладывает отпечаток на многое, а уж на восприятие людей тем более.

Вот и получается, что Отсос у Горожанина четок не менее чем пьяные в грибы реканы перед ожидаемым бугуртом. И это, как не сложно понять, хорошо. Потому что есть это не что иное, как честный авторский взгляд. Такой же, как на Хача Танатовича …. Мага, некроманта, владельца кладбища и прочая, и прочая. Ну, не пугает автора Горожанина то, что нагнетается в обществе атмосфера ксенофобии, не пугает, и все тут. Он, автор, честно говорит, люди есть разные. И это правильно. Так же правильно, как не скрывать точек зрения оборотней, явно облизывающихся на обеих героинь женского пола с одним единственным желанием – отодрать. Причем именно так, без всякой романтики и «сумеречности». И это, опять же, прекрасно.

Прекрасно хотя бы тем, что уровень романтичности в современных книгах зашкаливает. И уж особенно в тех случаях, когда дело касается обычного и нормального секса. Нет-нет, его-то в книге и нет, есть лишь намерения. Но подано-то все верно и правильно. Без соплей и слюней, с красивыми видами и правильными словами героев. А то, понимаешь, в последнее время куда не ткни, так желание романтически попердолиться стало явно манией. И причем не просто романтически, а так, чтобы с восхищением.  Или глупо. Ну, навроде вот этого:

«- Отпусти, — она стискивает зубы, пытаясь справиться с собственным телом, которому невероятно нравятся прикосновения Шигео.

  — Отпущу, — обещает он, но его руки только сильнее притягивают ее к нему.

  — Шигео! — она делает попытку вырваться, но он легко ее удерживает.

  — Не стоило мне пить, — стоном срывается с его губ невероятно тихо, но девушка успевает услышать и замереть, так и не нанеся ему запланированного удара. — Прости, — он выигрывает борьбу с самим собой и ослабляет объятья, а затем телепортируется с ней прямо в гостиную покоев Амизи.

  Анита едва успела моргнуть, как оказалась в роскошно и пышно обставленной комнате и чуть поморщилась от обилия розового и золотого — это было уж слишком вычурно, как на ее вкус. Мужчина заставил себя разжать руки и отойти на шаг от нее.

  — Амизи, — позвал он.

  — Шигео! — полный радости вскрик и ему на шею бросилась в вихре полупрозрачной ткани высокая белокурая красавица, появившаяся на его зов из другой комнаты. Она прильнула к его губам и удивленно застыла, когда он отстранил ее.

  Такеши чуть не выругался вслух, встретившись с насмешливым взглядом Аниты, он слишком поздно понял, что нужно было иначе организовать эту встречу, но уже было слишком поздно что-либо пытаться изменить.

  — Амизи, я хочу тебя кое с кем познакомить, — он говорил спокойно, помня, что выпало на ее долю в последнее время.

  — Я больше тебе не нужна, — огромные прозрачно-серебристые глаза наполнились слезами. — Она моя замена... — всхлип, красавица падает на колени и хватается за ноги Темного Императора. — Умоляю, не прогоняй меня... Я сделаю все, что ты захочешь, только не прогоняй»

  

Михаил Горожанин чем-то подобным не грешит. Есть красавцы оборотни и милые девчушки?  Есть у них потаенное желание? Так и да. Так он так и пишет, правда, не так откровенно, и куда красивее.  Возможно, что как раз это не привлечет к его книге многих любительниц новых «Анжелика и дракон-супермаг», но так он на это и не нацеливался.  

А нацеливался автор Горожанин на любителей городского фентези, Дозоров, мистики и триллеров. И оно получилось. Вплоть до весьма хорошо продуманного мира, где живут и действуют герои. История противостояния между Анклавом и магическими сущностями показана настолько убедительно и хорошо, что огрехи, вроде того, что слишком уж откровенно проходят многие операции, отходят в сторону.  Слепцы и каркаты, серебро и сталь, всего понемногу, хорошенько взболтать и подавать в горячем виде. Именно так Горожанин и поступил.

В результате вышло то, что вышло. Городское фентези с элементами триллера, вкусно и обильно сдобренное хорошими находками, коим я таки и завидую. Потому как есть моменты, коих не избежать в собственном творчестве и каждый раз думаешь – а как бы… поинтереснее?

Написать «живой мертвец решил прокусить горло» может каждый. Сделать этого самого упыря страшным – нет. Горожанин, какое-то время считаемый мною автором чего-то эпичного и немного слащавого, за три года написания книги вырос в хорошего и добротного мастера неожиданного взгляда на хоррор. Некоторые нюансы книги «Огненная кровь»  страшны своей необычностью с элементами сюрреализма настолько, что просто мама не горюй. Главная их изюминка в подаче. Подача же у Горожанина всякий раз оказывается именно той, что надо. Существо Пластилин, к примеру, напомнило мне какой-то момент из вселенной Сайлент-Хилла, но так, что в его оригинальности нисколько и не усомнился. Эпизод с сержантом Лаймом в подвале какого-то задрипанного американского отеля восхитил еще при первом прочтении, но тогда он ярко выделялся на общем фоне стандартной городской фентезятины. Сейчас же, после долгой упорной шлифовки текста, он стал одним из нескольких, восхитивших и заставивших позавидовать.

В книге есть главное, заставившее меня прочитать ее полностью. В ней есть душа и желание показать мир, тот, что сам по себе возник в голове автора. А это, и тут каждый принимает так, как хочет, есть главное в фантастике. Даже если и покажется, что это уже где-то и кем-то было написано.  Так что, всем, доверяющим моему мнению, советую.

И да пребудет с нами Сила.

DIXI.





118
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх