Вот сейчас напишу последнюю свою мысль на злобу дня, и перестану о ней — о злобе — думать (чего и всем желаю).
Вообще мне сейчас хотелось бы читать дальше «Овидия в изгнании» Романа Шмаракова и писать только о нем, — после «Дома» Петросян и, собственно, Хобо, ничто не захватывало настолько, чтобы жалко было заканчивать книгу и — после Ильфа и Петрова, с одной стороны и гоблиновской озвучки ВК, с другой, не помню ничего настолько смешного. Одновременно манифест муарового письма, однако. Тысяча благодарностей Aryan, от которой в первый раз услышала имя-фамилие и очередное удивление, что под автора такого уровня и масштаба не существует отдельной темы в форуме. Ну да это мы поправим; все своим чередом.
Вместо этого приходится мониторить дурацкие жж-дискуссии ради завершения гештальта.
В результате оказалось, что гештальт уже имелся в наличии — попытка коммерциализации в отечественной фантастики укладываеттся ровно в ту же схему, что массовые неудачи околопрофессиональных доминатрикс в российском садомазохизме. Это очень смешная история, одновременно трагичная и поучительная; рассказываю.
Сначала немного матчасти — кто это уже знает или, наоборот, категорически знать не желает, просто пропускайте.
Интрига с профессиональными доминатрикс в том, что в БДСМ в среднем на десять мужчин приходится одна женщина (статистика по странам и гендерам на профильных международных порталах добывается в один клик) (а здесь совершенно случайно попавшийся сегодняшний же смешной пост на тему о из Славы Сэ) и если в мужском доминировании женщины соответствуют заявленной игровой позиции, то в ФемДоме (female domination) имитации сплошь и рядом (и не потому, что ролевых доминант слишком мало, а потому, что им и так слишком хорошо живется и незачем искать счастья на ролевой сцене). Эрго, рынок профессионального доминирования оперирует внушительными цифрами — час с профессиональной доминатрикс стоит 200-300 евробаксов, при этом о сексуальных услугах речь не идет — уточню, чтобы меня не поняли превратно.
Теперь представьте ситуацию на диком русском рынке.
— девяностые: появляются первые тематические форумы, где присутствует бесконечно малое число домин, которые воспринимаются с огромным энтузиазмом. Профессиональные домины, в отличии от западных, приравниваются к проституткам и если в любительском игровом поле звание мистресс дает исключительно высокий статус, то к профессионалкам отношение сильно отрицательное.
— конец девяностых: в сети появляются странные дневники и объявления о поиске парнеров для игры, в которых не всегда понятно, идет ли речь о глупых проститутках или странных дамах с претензиями; абсолютное непонимание предмета смешано с жаждой бабла.
— начало нулевых: в Тему мигрирует огромное количество девушек с сайтов знакомств, выдающих себя за профессиональных домин
— середина нулевых: рынок насыщается необученными поддельными доминатрикс, которые, чем больше лажаются, тем презрительнее отзываются о партнерах по играм; не-профессионалки, наблюдая за профессионалками — встречаются на одних и тех же сайтах — начинают копировать их поведение; при этом объявляется, что денег они не просят, но подарки и вознаграждения за «потерянное время» является необходимым условием их внимания к презренным червям, не достойным целовать их туфли; непосредственно Тема уже не обсуждается, абсолютное большинство форумных тем посвящено поведению и взаимным претензиям сторон
-десятые: «первое поколение» и истинные ценители наглухо шифруются в интернете и живут своей отдельной жизнью, в интернете же идет разгул товарно-денежных отношений и какой-то шабаш. По-прежнему устраиваются встречи и фетиш-праздники, после которых стоит плач Ярославны (народу опять мало, все какие-то не такие); про сам предмет страсти речь уже не идет, доминатрикс тратят огромное количество сил, чтобы никто не подумал, что они занимаются коммерцией, потенциальные клиенты тоскуют и томятся, а разговоры вращаются вокруг «заплатит-не заплатит», «настоящая доминатрикс или поддельная» и «почему все так плохо».
Заметьте, я не осуждаю этих дам за глупость или за жадность, а только за непрофессионализм. Впрочем, основа непрофессионализма — самодовольство и амбиции; при потенциальной склонности к доминированию и играм выучиться совсем не сложно, что невозможно при этом — зарабатывать в такой специфической области и одновременно сохранять статус высшего существа, властительницы дум.
В каких-то ведических трактатах говорится «изучать традицию можно тремы путями: учась у учителя, читая книги и самостоятельно, путем медитаций и употреблением марихуаны». Наверное, про траву было как-то иначе и может, даже не в Ведах, но будем считать это народной версией.
Так вот что я хочу сказать. Если с учителями и книгами в отечестве все в порядке, то марихуана, по слухам, не слишком хороша. Возможно, поэтому самостоятельный способ овладения традицией, без книг и учителей, в России работает как-то не очень. Но в силу неискоренимого самодовольства околостатусных притязаний этот способ принят более всего. Это я не о искусстве, а о коммерции, если кто не понял.
Мне же не надо расшифровывать параллели и приводить их к общему знаменателю? Все же все поняли, верно?
На всякий случай уточню, что это не критика писателей или там доминатрикс или проституции. Это критика невнятности целей и соответственно отсутствия средств.
Я была бы просто счастлива, если бы на русском рынке появилась коммерческая фантастика. Тогда бы вопрос статуса ушел в область чистой литературы и уступил бы место вопросу качества.
И вот такой долгой дорогой разочарований приходим к вопросу о том, почему нет коммерческой фантастики.
Смотрите, как удивительно. Как есть несколько борхесовских сюжетов, так есть несколько фабул, о которых люди хотят слушать всегда и никогда не пресыщаются. Собственно, их всего только две — Эрос и Танатос, плюс все, что связано с тайной и другой стороной реальности. Стефани Майер, между прочим, или как ее там зовут, идеальный образец комлитры.
Многообразная реальность, философия и всяческие вопросы бытия никогда не были интересны для большинства и вряд ли будут. Даже этические вопросы это уже надстройка, для сугубо комлитры они не нужны, но какие-то надстроечные осколки уже принятый публикой коммерческий писатель вводит потихоньку в субстракт продукта)). Пелевин, кажется, единственный, догадавшийся замаскировать сущностные вопросы танато-эротическим антуражем. Ну так у него умище и цинизм в идеальной пропорции.
А теперь самое интересное и самое загадочное же. Все эти нюансы коммерческой литературы (а их множество) объяснять писателю должен литературный агент. Умение складно составлять слова в текст и усидчивость, самый непременный атрибут ремесла, никак не кореллируют с пониманием рынка; это вообще разные области и разные задачи. Коммерческому писателю вообще говоря не нужен фэндом, а нужна слаженная рабочая команда.
Впрочем, важнее всего способность определить приоритеты и смелость этому определению следовать; тогда становится гораздо яснее, что делать, как и ради чего.
Вернусь на чуть-чуть к профессинальным доминатрикс. На Западе и в Японии техники и общий подход не только изучают на семинарах; гораздо важнее прямое обучение у старшей домины/гейши. Школа барселонского женского доминирования, например, идет от Аманды Лир, любовницы Дали — что означает, что Дали сам вкладывался в формирование ее навыков и постановку роли (ну то есть для тех, кто знает, как происходит взаимообмен в таких парах, это очевидно). Одновременно рядом с ней существуют несколько других линий, которые привезли из других стран. У каждой из четырех значимых домин есть свои ученицы (среди которых могут быть и любительницы, изучающие науку для себя, и профессионалки, обучающиеся ей как ремеслу) и обязательно есть свой менеджер, без которого артистическая натура доминатрикс завела бы их в дебри. И это я не говорю о домах терпимости, называемых красивым испанским словом prostibulo, в которых речь идет не о высоком искусстве, а о банальной проституции — кто во что горазд.
В России, насколько я знаю, таких школ нет или они совершенно засекречены; у потенциально одаренных домин крыша едет со свистом, ради любви к искусству или ради денег — им одинаково приходится проходить через унизительные ситуации. Самое унизительное, однако, сама постановка вопроса — типа, как человек идеи я выше денег, но жить-то надо. И это при том, что у домин, следующих своей натуре и искусству, жизнь налаживается сама собой, для этого всего лишь необходимы терпение, упорство и вера в себя. Прямо напротив — чем больше они себя ломают, с отвращением подстраиваясь к рынку, тем дальше они от искусства и тем больше сил им надо, чтобы это скрыть.
Параллель объяснять незачем, верно?
Существование коммерческой фантастики не упирается в издательства, в них тоже нет профессиональных литературных агентов, которые брали бы себе несколько писателей, проходили бы с ними весь путь и жили бы на свои гонорары в виде процентов от продаж.
Хорошо, нет литературных агентов как класса (и все равно не понимаю — во всем мире есть, а в России нет, вот как это может быть?), почему писатели, которых беспокоит падение тиражей, не создают на них запрос?
Тайна сия велика есть. Тайна есть, а коммерческой фантастики нет. И кстати — ведь на сайтах с фанфиками сидит огромное, невероятное количество подростков, девушек и женщин, которые хотят читать про любовь, смерть, мистику и эротику в одном флаконе и которые образуют самый большой фрагмент ЦА для коммерческой фантастики во всем мире. Я же не ошибаюсь, что именно такая смесь, с сильным упором на любовь и эротику, считается неформатом? Хотя точно не ошибаюсь, что она же является стержневой в коммерческой фантастике.
UPD. Для иллюстрации востребованности таких текстов выношу сюда топ-лист с количеством посещений за восемь часов сегодняшнего дня. Сайты манги и гарепотера содержат именно такого рода тексты — война-борьба с отношениями-любовью-секисом и много-много магии и потустронних существ. Коммерсанты, блин, сами не могут поинтересоваться. Пираты у них виноваты и издательства.
1. МАНГА24 — чтение манги онлайн. 6,053
2. Бесплатная библиотека java-книг. Новинки книг. 3,778
3. Хогвартс Нэт — сайт, посвященный книгам о Гарри Поттере 3,271
4. Библиотека книг ePub. Книги для iPhone и iPad, Android, Symb 2,547
5. Слизеринский форум. Фанфики по ГП и другим фандомам 2,267
6. Электронная библиотека 2,051
7. Сказки, рассказанные перед сном Северусом Снейпом... 1,931
8. Эротические рассказы и истории :: Ero-Story.com 1,262
9. Все русские народные сказки о животных, волшебные, бытовые.
10. Rikudou Sennin Clan. Перевод манги 845
11. Отрезал.РУ — история крылатых фраз 800
12. Электронная библиотека фантастики. 670