антология
«Мать извела меня, папа сожрал меня»
Есть сказки хорошие, есть плохие, есть добрые, есть страшные — их все, на мой взгляд, объединяет одно маленькое и простое качество. Они представляют необычные, невозможные вещи обыденными, понятными и логичными.
Вот смотрите. Волк съедает бабушку, потом хочет съесть еще и ее внучку, не получается — его разрубают и бабушка вылезает живой и здоровой. С точки зрения обычного рассказа — тут во-первых, нужен очень сильный фантэлемент, который бы объяснил, каким образом волк съел бабушку сразу и всю (даже самые маленькие бабушки весят килограмм сорок-пятьдесят), при средней массе волка 40-45 кило. Ладно бы просто съел, так он еще после этого голодный и хочет еще и внучку съесть. При этом волк и разговаривает и визуально похож на бабушку, что внучка не догадывается о подмене. Потом его убивают, разрубают, а там живая бабушка. Каким образом бабушка сохранилась внутри волка? И как там поместилась целиком, не повредив внутренние органы, ведь габариты волка с бабушкой внутри и отдельно бабушки похожи, как мы помним. Много вопросов, мало ответов. Но это для обычных произведений с их законами.
В сказках же все это органично и понятно. Русалки плавают, звери разговаривают, летают ковры-самолеты и ступа с одной прекрасной девушкой...
Нам всем в детстве родители читали сказки. И самыми известными авторами были Ганс Христиан Андерсен, братья Гримм, Шарль Перро. Авторам произведений в антологии «Мать извела меня, папа сожрал меня» читали те же самые сказки и они написали впечатления о них. Не все из них классические сказки, какими мы привыкли их видеть.
Например, «Дикие лебеди» Майкла Каннингема — не сказка, а зарисовка-продолжение одноименной сказки Андерсена.
Или «Баба-Яга и Пеликаничка» — автор смешал воспоминания из сказки и реальности, замесил из этого тесто, поставил в печь, а что дальше будет читателю не сказал.
Многие авторы пошли простым путем — перенесли действие из прошлого в настоящее, взяли готовый сюжет и написали его в другой стилистике и антураже. Здесь и хардсекс, и хасиды с мексиканцами, и ютуб, и телевизионные шоу.
Далеко не у всех получилось хорошо. Время от времени я задавался вопросом: «А зачем? Зачем автор это делает?!». Но потом я вспоминал, что к сказкам нельзя подходить стандартно и логично, и читал дальше.
Антология получилась очень необычной и пугающей. Тут сказки не заканчиваются «жили долго и счастливо». Трупы, расчлененка, кровь и горе. Все как в классических сказках аля братья Гримм.
Мне сложно сформулировать свое отношение к книге. Есть просто блестящие вещи, как например, заглавная сказка. Есть ужасные вещи со взятым сюжетом и плохо стилизованные непонятно во что. На почти любой вопрос об этой антологии у меня будут три правдивых ответа: да; нет; не знаю.
Резюме:
Читать:
— любителям экспериментов с жанрами и формами;
— поклонникам сказок;
— неувядающим оптимистам (может они хоть приблизятся к реалистам).
Не читать:
— впечатлительным людям (там правда некоторые вещи лучше не визуализировать, если хочется нормально спать по ночам);
— детям;
— находясь под действием алкогольных субстанций;
— ночью, на первом свидании с девушкой.
P.S. Любите сказки, читайте сказки и слушайтесь папу с мамой!