Однажды в Америке С


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «sergeigk» > "Однажды в Америке" С. Леоне
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Однажды в Америке» С. Леоне

Статья написана 28 марта 2009 г. 00:02

В начале 60-х годов прошлого века, когда жанр вестерна был на пике популярности, о себе заявил молодой режиссер Серджио Леоне. В первую очередь его имя ассоциируется с достаточно специфическим жанром спагетти-вестерна. «За пригоршню долларов», «На несколько долларов больше» и «Хороший, плохой, злой», эти фильмы не смотрел разве что ленивый, либо человек совсем безразличный к киноискусству. И создавать бы ему эти фильмы на протяжении всей творческой карьеры, но 1971 году, закончив снимать свой очередной вестерн, Леоне оставил свое режиссерское кресло и пересел в кресло продюсера. Где и пребывал до 1983 года, вернувшись с фильмом «Однажды в Америке» (Once Upon A Time In America) в 1984 году.

Когда в 1972 году в свет вышел замечательный фильм Ф.Ф. Копполы, «Крестный отец» по одноименному роману Марио Пьюзо, мир всколыхнул интерес к гангстерской тематике. Впервые это был не обычный боевик про плохих-хороших бандитов, а драма, причем Драма с большой буквы. Фильм собрал кассу в 250 000 000 долларов, в десятки раз окупив свой бюджет и собрав урожай «Оскаров».

Неудивительно, что повторить триумф Копполы, в разное время, мечтали многие.

Не был изгоем и Серджио Леоне, по всей видимости, огорченный последствиями своего недальновидного отказа занять место режиссера, предложенного студией «Парамаунт» первоначально ему, а вовсе не Копполе. Но локти кусать было поздно, к тому же, Леоне удалось выкупить права на автобиографическое произведение Гарри Грея «Гангстеры».

Что же получилось?

Задумайтесь, группа итальянцев-кинематографистов снимает фильм о еврейской мафии под названием «Однажды в Америке».

Пересказ сюжета – дело неблагодарное, особенно, в отношении к подобным кинопроизведениям.

Фильм имеет свою структуру: три временных промежутка, переплетенных между собой в экранном времени. Первоначально, нас знакомят с бытом еврейского района Нью-Йорка, поданного через призму его восприятия юными героями, состоящими в подростковой банде, промышляющей мелким воровством и грабежами, и которой заправляют Дэвид Аронсон, по кличке Лапша и Максимилиан Беркович (Макс). И все бы ничего, но в силу определенных обстоятельств, Лапше приходиться сесть в тюрьму по обвинению в убийстве. На этом эпизоде все самое интересное в четырехчасовом фильме заканчивается.

Далее, вниманию зрителя предлагается проследить отрезок жизненного пути вышедшего из тюрьмы и повзрослевшего Лапши, присоединяющегося к своим друзьям-бутлегерам, промышляющим контрабандой спиртного. Этот временной промежуток худо-бедно смотреть еще можно, хотя и на его протяжении нет-нет, да и накатывает зевота. Эпизоды слабо связаны друг с другом: вот они перевозят спиртное, вот решают профсоюзные «проблемы», вот отдыхают на шезлонгах и обсуждают ограбление банка. Уследить и провести четкую линию повествования нет никакой возможности, а со временем пропадает и желание заниматься этим.

Ну а дальше начинается, простите за просторечное выражение, но другого подобрать невозможно, совсем уж тягомотина. Заунывные блуждания по Нью-Йорку, вернувшегося в «места боевой славы» и серьезно постаревшего Лапши, в 60-х, выглядят, мягко говоря, чрезвычайно нудно. Вялые диалоги, с продолжительными мхатовскими паузами, не несущие никакой смысловой нагрузки, неспешность, а точнее полное отсутствие какого-либо действия, все это приводит к приступу тоски, когда от бессилия начинаешь поглядывать на часы или экранный таймер DVD-плеера, ожидая окончания шедевра.

Не исключено, что этот фильм еще можно было как-то спасти или поднять до минимально достойного уровня, внеся в него романтическую линию, но и здесь режиссер натолкнулся на глухую стену непонимания своей же задумки. История взаимоотношений Лапши и Деборы (Дженнифер Коннелли / Элизабет Макговерн), смотрящаяся органично в «детском» периоде, в последующих, выглядит неясной и, местами, отвратительной. Да и можно ли говорить здесь о любви? Была ли она между этими людьми? Ведь никто не пожелал пожертвовать своими интересами ради счастья другого. Режиссер, искренне желал, чтобы зритель сопереживал героям, но ему это не удалось. Их картонные фигуры, заставляют поверить во что угодно, но только не в искренность чувств и переживаний. Глядя на их, мягко говоря, странноватые отношения, не испытываешь иных чувств,  кроме недоумения. А чего стоит отвратительная сцена изнасилования Деборы. Для чего этот эпизод был вставлен в фильм, что он дает, кроме ощущения мерзости, испытываемого зрителем?

Вялой атмосфере фильма полностью соответствует и игра актеров, но однозначно говорить о неудаче актерского ансамбля нельзя. Правда, запоминается разве что игра Джеймса Вуда, сыгравшего Макса, его персонаж единственный, кто выглядит живым и интересным, а вот идея спекуляции на родинке Роберта Де Ниро (Лапша) явно не нашла своего оправдания. Весь фильм Де Ниро ходит как каменный истукан: иногда улыбается в строго определенных сценарием местах, иногда напускает кислую мину. Глядя на него, не покидает ощущение, что ему на лицо налепили силиконовую маску, скрывающую нормальную мимику. То же самое касается и Элизабет Макговерн, благодаря которой, весь «взрослый» период фильма, Дебора Гелли ходит со странным, отстраненно-мечтательным выражением лица, дающим основание предполагать, что она страдает душевным расстройством.

Но все, что справедливо для «взрослых» актеров, будет абсолютно несправедливым для детей. За их игрой наблюдать действительно интересно, и она кажется более искренней. К сожалению, это единственный плюс «шедевра».

Отдельно нужно сказать о звуковом ряде. Принято считать, что в этом фильме звуки доигрывают за актеров. Что ж, это вполне уместно, учитывая их актерское потуги. Однако и в этом месте не все так гладко: например, телефонный звонок, раздающийся почти в самом начале фильма, может и служит неплохим фоном для происходящих на экране событий, но надоедает значительно более быстро, чем заканчивается сам по себе. «Однажды в Америке» не был бы фильмом Леоне, если бы в нем не звучала музыка Эннио Морриконе. Да, Морриконе – легенда, но в какой-то момент, одна и та же заунывная музыкальная тема, неоднократно повторяющаяся на протяжении всего фильма, начинает утомлять. Иногда создается впечатление, что режиссер просто не знал какие моменты или эпизоды нуждаются в музыкальном сопровождении, а какие нет, и вставлял музыку наобум.

Что получилось, то получилось. Неудивительно, что фильм провалился в американском прокате, окупив лишь 1/5 своего бюджета. Вероятно, столь неприятное стечение обстоятельств и низкое качество конечного продукта могло быть вызвано тем, что первоначальные десять часов отснятого материала сократили до 6 часов, так как по задумке С. Леоне фильм должен быть выпущен в 2-х сериях по 3 часа каждая. Но студийные боссы, из опасасения, что подобная продолжительность отпугнет зрителей, пригласили нового монтажера, который и довел фильм до нынешнего размера и состояния. Хочется верить, что именно из-за этого мы не увидели лучшие моменты в фильме и живую игру актеров, может, не осталось бы той недосказанности, которую ощущаешь, когда вверх по экрану начинают ползти титры. Почему мы не видим, что же произошло с Лапшой, и где он был в течение 35 лет и как Макс стал министром? Что это режиссерская задумка или ножницы монтажера?

Несмотря ни на что, Серждио Леоне был очень доволен своим детищем. Но получилось скучно и нелепо. Было бы лучше для всех, если бы он снял очередной вестерн с участием Клинта Иствуда. Никто ведь не спорит, что именно это у него получается лучше всех.

Что же мы имеем в итоге?

Лживый фильм, пропагандирующий разгульный образ жизни и наркотики. Романтизация преступного образа жизни, где главный герой не вызывает ничего, кроме отвращения и порицания, а режиссер – этот певец криминальной романтики, под музыку легендарного Морриконе – очевидно, предлагает сопереживать ему. Но кому нам предлагается сопереживать? Совершенно аморальному типу, убийце и насильнику, с примитивной системой координат.

Некоторые, воинствующие эстеты, высказывают мнение, что фильм о дружбе. Если это и так, то речь идет о каком-то извращенном понятии дружбы, и уж точно не о том, о котором мы читали у классиков.

На протяжении всего фильма мы видим беспомощность режиссера, идущего на поводу у вкусов толпы, насаждая стереотипы и смакуя насилие.  По всему видно, что это бездарная поделка, к тому же имеющая некоторый антисемитский подтекст, не достойная затраченного на просмотр времени.




Мнение, изложенное в данной рецензии, не совпадает с мнением автора рецензии.




759
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение28 марта 2009 г. 01:23

цитата

Мнение, изложенное в данной рецензии, не совпадает с мнением автора рецензии.

Переводится так: «Рецензия моя, но мнение не моё» — это так сказать если перевести более менее объективно. Интересно знать, а каково мнение автора рецензии о фильме? :-)

Фильм кстати культовый, прошедший проверку временем. У каждого фильма есть недостатки, но вот судя по рецензии, фильм предстаёт совершенно никаким. Есть суждения с которыми можно согласиться (убедили), а есть те, с которыми согласится никак не получается. К примеру в концовке (последние три абзаца), не согласен.

А к фильму у меня неоднозначное отношение и восторженных выкриков никогда не было, но я признаю, что это отличный и качественный фильм, одна из лучших гангстерских саг. :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 марта 2009 г. 19:19
Автор рецензии просто тащится от этого фильма. :-)
Как я впервые посмотрел его лет в 16, так и считаю его одним лучших фильмов, которые существуют в мировом кинематографе. Как тяжело было по крупицам искать что-то негативное в этом фильме, а потом это все воспроизводить, как того теребовал общий тон сочинения. :-)
 


Ссылка на сообщение28 марта 2009 г. 19:42
Сергей, а негативное искать не надо было как раз, вам же фильм нравится. Нужно было рассказать о фильме с вашей личной точки зрения, вы же автор. Рецензия — это личной взгляд завёрнутый в формат. В рецензии не обязательна должна быть доля критики, чтобы она была выигрышной. :-)

Критика, к примеру, зачастую больше ценится в массах, но лучше к ней прибегать, когда фильм действительного заслуживает или автор знает какие точные примеры привести. Вот ей богу, не хочу вас учить писать, не поймите меня неправильно, но хочется чтобы следующий раз ваше мнение читалось, будь то отзыв, какой-то обзор или рецензия. :-)


Ссылка на сообщение28 марта 2009 г. 14:38

цитата sergeigk

Мнение, изложенное в данной рецензии, не совпадает с мнением автора рецензии.

что-то я подозреваю, что скоро последует статья по тому же фильму, но в противоположной тональности :-)

А это, видимо, была попытка взглянуть на любимый фильм с холодной головой, с наиболее жесткой позиции. Потому что вот этот, в частности, пассаж (а конкретнее те же последние 3 абзаца) уже затерт до предела, и потому всерьез не воспринимается:

цитата sergeigk

Лживый фильм, пропагандирующий разгульный образ жизни и наркотики. Романтизация преступного образа жизни


Тем более, можно вспомнить, чем все завершилось для каждого из друзей. По-моему, это не романтизированная бандитская баллада, а просто честная история дворовой компании из трущоб, рассказанная с уместным пафосом и размахом и еще на фоне общественных метаморфоз (депрессия, сухой закон и т.п.). Еще важно отметить, насколько точно фильм выдержан в стилевом отношении — с долгими задумчивыми планами, то и дело прорывающимися нотами пробирающей главной мелодии (мне она за фильм не успела надоесть :-)), наконец, изобретательным монтажом — в начале ты вообще не понимаешь, что происходит; начинаешь врубаться только в сценах детства (поэтому фильм, безусловно, надо внимательно пересматривать и переосмысливать). Сразу чувствуется, что это фильм из начала 80-х.

Все это формирует такую широко-душевную, лирическую атмосферу, которую легко можно и не воспринять, не поймать настроение фильма. Тогда-то фильм и покажется скучным и затянутым, тут-то и распадается он на технические элементы, каждый из которых в отдельности вполне можно покритиковать. То же и с актерами — игра лицом не есть показатель хорошей или плохой актерской игры, все дело в образе, который нужно построить. И, кажется, с этой задачей все вполне успешно справились. Впрочем, для более аргументированного спора именно по фактике (сейчас в памяти осталось больше эмоциональных впечатлений, чем сухих фактов) нужно бы мне фильм пересмотреть.

Я вот открыл жанр эпик-гангстер-муви как раз посмотрев «Однажды в Америке», так что, конечно, в киносуд последней инстанции меня на это дело не возьмут.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 марта 2009 г. 19:43

цитата

что-то я подозреваю, что скоро последует статья по тому же фильму, но в противоположной тональности


Не совсем. Просто, ради веселого эксперимента, товарищ Малдер, назвал 3 самых лучших на его взгляд фильма, на один из которых я обязался написать уничижительную рецензию-отзыв. Самое страшное в том, что фильм, сам по себе, бесспорный шедевр, очень любимый мною.

цитата

А это, видимо, была попытка взглянуть на любимый фильм с холодной головой, с наиболее жесткой позиции. Потому что вот этот, в частности, пассаж (а конкретнее те же последние 3 абзаца) уже затерт до предела, и потому всерьез не воспринимается:


Специально проводил опрос на форуме интернет-портала города, в котором я проживаю,, и просил людей придумать и высказать негативное отношение к фильму, используя штампы кинокритиков. Вот их общая концентрация и представилась в трех последних абзацах.

Также, были следующие замечательные варианты, которые, предлагали наделенные чувством юмором, форумчане. Извиняюсь, что в некоторых отсутствует политкорректность и используются нехорошие слова, но ради смеха, так сказать, ну и... все права соблюдены:-):

— Тупое бездуховное зрелище для толпы рабов.
— Я не знаю, что курила Британская киноакадемия, когда назвала «Однажды в америке» фильмом года.
— Фильм снят плохо, актеры играют плохо, всё плохо
— В среде «настоящих интеллигентов» принято данный шедевер хвалить, что не удивительно: богоизбранные любят хвалить всякое говно сговорившись, чтобы потом хихикать, как быдло дружно повелось
— тема сисек не раскрыта!
— Мост, который все время показывают в фильме- Манхэттенский, а не Бруклинский!!!!!!!
— В фильме отсутствуют негры, т.е. афроамериканцы, однозначно он пропагандирует расизм и дискриминацию по половому признаку
— Пожалуй ,единственным положительным моментом , в этой картине , является полностью развенчанная, продажная политическая система, разлогающегося капеталистического монстра, где рэкет, коррупция , подлог и сиссистема двойных стандартов — это норма. И это в государстве, которое кичится своей демократией...не удивительно, что именно благодаря такой системе разрозился КРИЗИС!!!!
 


Ссылка на сообщение28 марта 2009 г. 23:30
ну я ж так и знал, что это тончайший троллинг :-)))

поздравляю, получилось аккуратно и достоверно) но можно состряпать нечто подобное еще и в откровенно пародийном ключе, в стилистике:

цитата sergeigk

— тема сисек не раскрыта!
— Мост, который все время показывают в фильме- Манхэттенский, а не Бруклинский!!!!!!!
 


Ссылка на сообщение29 марта 2009 г. 09:27
Спасибо!
Кстати, действительно раздумывал в какой манере писать: пародийной или серьезной. Выбрал серьезную, для чистоты эксперимента. :-)
 


Ссылка на сообщение29 марта 2009 г. 00:21

цитата

В некоторых отсутствует политкорректность и используются нехорошие слова, но ради смеха, так сказать, ну и... все права соблюдены

А вообще идея писать от критиков весьма хорошая и у вас практически получилось, если бы не последние абзацы... Над критиками интересно пожурить. :-)
Критиков недолюбливаю в основном из-за одного — под критикой зачастую скрывается то же самое имхо зрителя, имхо которое они пытаются выдать за правду и объективность.
 


Ссылка на сообщение29 марта 2009 г. 09:31
за недолюбливание критиков! Последние абзацы писал из вредности. :-), чтобы все видели как я фильм «ненавижу», ну и народ постарался, выдумывал, писал. Как можно было их пропустить :-)


Ссылка на сообщение31 марта 2009 г. 08:45
Все, что написано в рецензии, конечно же, не очень справедливо. Фильм хорош, а то, что Америка не приняла его, это их дело.
Я пытался показать, что если заниматься «копательством», то при написании критической статьи, можно испортить любой фильм. Абсолютно. Несомненно, в критике призведения, загнанной в рамки такого специфического публицистического жанра, как рецензия, всегда будет прослеживаться лично мнение автора. Но, мне не по себе от того, что авторы всевозможных подобных нравоучений, даже не пытаются быть немного объективными.

Неужели они столь уверены в идеальности своего вкуса?

Все кругом расхваливают «Темного рыцаря» и «Хранителей», не спорю, фильмы хорошие, качественные, но не более того. «Хранители», например безбожно растянуты. Актерская игра? Чья? А после просмотра «Темного рыцаря», в памяти остается только кривляющийся Джокер. Сюжеты и в том и другом не блещут оригинальностью и замысловатыми поворотами. Но вот принято их хвалить и все тут, более того, некоторые, занимаеются поиском второго смысла, глубокого и истинного... По-моему, это, всего лишь, неплохие фантастические боевички. Очень достойные, но на один раз.


Ссылка на сообщение1 апреля 2009 г. 00:07

цитата sergeigk

Но, мне не по себе от того, что авторы всевозможных подобных нравоучений, даже не пытаются быть немного объективными.

Это видимо опять ко мне.:-(((

цитата sergeigk

Я пытался показать, что если заниматься «копательством», то при написании критической статьи, можно испортить любой фильм. Абсолютно
А Вы его не испортили, а просто поставили себя на место человека, никогда в жизни ничего продолжительнее и структурно сложнее «Ералаша» не смотревшего.;-) Это не разбор, это просто забавные придирки не более. Вы немного путаете понятия: придраться можно к любому фильму, найти недостатки можно где угодно. Но вот разорвать на клочки туалетной бумаги получается лишь в отношении полного ширпотреба, по крайней мере у меня с этим дело обстоит именно так. 8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 апреля 2009 г. 08:13
Нет, не о Вас.

Придираться? Именно этим и занимаются авторы «объективных и единственно верных» рецензий, когда им либо фильм не пришелся по вкусу, либо их попросили это сделать.

Не буду повторяться, к тому же мы уже обсудили все это в другой теме.

Надеюсь, у Вас «вопросов по существу» более не возникнет.


⇑ Наверх