Продолжаю читать цикл «Пандора» Фрэнка Гертерта. Как и с любой книгой Герберта, дело идет нелегко. Это не то произведение. которое можно «проглотить» за вечер и потом забыть содержание. Приходится вчитываться в каждую строчку, искать и обдумывать. Мне не хотелось бы раскрывать понятое. Книга о духовности и человечности — вещах, которые каждый отдельный человек должен прочувствовать и принять самостоятельно, без навязанного извне мнения. Единственно, что скажу: я получила бы большее удовольствие, именно в плане работы своего сознания, если бы читала первым этом роман, а предыдущий, о котором писала несколько дней назад — вторым. Но прочитанного в книгу назад не запихнешь, поэтому давайте погорим о втором романе цикла «Ящик Пандоры»
Фрэнк Герберт. Ящик Пандоры |
Исходя из названия, можно ожидать, что «Ящик Пандоры» перескажет нам древний миф. И внешне это выглядит именно так. Странствия наделенного Разумом, Самосознанием и неизмеримым, почти божественным могуществом безднолета «Землянин» завершаются у планеты Пандора. За века путешествия внешне изменилось само Человечество, несущее память множества Земель — из разных Вселенных и времен. И это Человечество малосимпатично: оно мало, что приобрело в духовном плане за минувшие времена, так и не продвинувшись по пути духовных исканий, чего так хотел от них Корабль. Несмотря на разнообразие форм, внутри это по-прежнему знакомое нам Человечество, несущее через Вселенную свои старые «пандоровские» пороки: зависть, ксенофобию, войну, жажду власти, гордыню и прочее.
Даже у Бога может закончиться терпение: Корабль веками заботился и пестовал Человечество, которое не смогло воспользоваться таким даром для своего развития. Наступает момент, когда людям или придется взять на себя ответственность за свое развитие или погибнуть.
И тут я вновь не могу не сравнить роман с Вселенной Дюны. У меня было впечатление, что в «Пандору» вошло то, что не нашло полного воплощения в Дюне в силу ограничения темы определенными рамками. Хотя бы тема клонов, генетической памяти, вмешательства в природу наследственности человека, которые в Дюне получили достойное, но однобокое воплощение, здесь исследуется с самых разных позиций: научных, экономических, моральных и духовных. Как и тема космических связей всего живого.
Несмотря на то, что действие романа разворачивается на одной единственной планете, здесь присутствует все тот же космический размах, что и в Дюне. Только с материального уровня мы уходим на духовный. Все тот же вселенский масштаб проблем, захватывающий огромный временной и пространственный пласт.
Вообще, в этом романе, несмотря на достаточно занимательный сюжет, замешанный на интригах при колонизации враждебного мира и загадках неизвестной планеты, имеет место зрелая, устоявшаяся и не имеющая каких-либо интерпретаций философия. Это мнение взрослого, имеющего собственные взгляды человека, способного эти взгляды отстаивать с помощью художественного произведения. Размышления о духовности и о душе, о сущности Человека, о соотношении рационального, эмоционального и инстинктивного. Мысли о сущности Творения в той же мере, что и о самом Творце, о том, что значит быть Живым, какую ответственность это налагает на живущего.
Легко ли такое читать? очень нелегко. Приходится многократно возвращаться назад, сравнивать реплики и описания, вчитываться вновь в уже прочитанное и залазить в энциклопедии, чтобы уточнить отсылки к историческим событиям, реальным религиозным текстам и языческой мифологии. Скорее всего, в более раннем возрасте, книга была бы отложена и не дочитана. Для нее необходимо главное: начать самому задумываться над поднятыми вечными вопросами и иметь по ним хоть какое-то оформленное мнение. Если это условие выполнено, то тогда текст воспринимается более на эмоциональном и подсознательном уровне, чем на логическом и сознательном.