Симфония одиночества


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Музыкальная рубрика» > Симфония одиночества
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Симфония одиночества

Статья написана 5 мая 2014 г. 02:36
Размещена:



Группа: The The
Альбом: Dusk
Жанр: Alternative Rock
Год: 1993

Спонтанно переслушал эту работу и внезапно захотелось что-нибудь о ней написать. Результат — перед вами.

Пятый альбом Мэтта Джонсона и его команды (из которой, правда, ни один человек не является постоянным участником группы, по сути, Джонсон – это и есть The The). Очередная смена тематики, стилистики, и общего подхода. Да, конечно, Мэтту далеко в этом плане до такого хамелеона, как тот же Дэвид Боуи. Но лидер группы The The не изобретает себя заново. Он в себе копается, в себе и в мире. И от этого, его повороты выглядят совершенно разумными и обоснованными.



Here they come! The dogs of lust
Out of my mind, into my life
Somebody should be here to hold me
Somebody should be here to show me, show me!

When you're lustful, when you're lonely
And the heat is rising slowly.

Та же история и с Dusk. На предыдущем альбоме, шедевральном Mind Bomb, Джонсон сотоварищи играл арт-поп, но играл его совершенно не так, как его тогда играли другие знаковые представители стиля, вроде Кейт Буш или Питера Гэбриела. Отчасти это заслуга богатых аранжировок, в которых нашлось место и саксофонным соло, и гитарным запилам. Отчасти – заслуга именно человека с электрогитарой, Джонни Марра из Smiths. Отчасти – повлияла и тематика альбома. Мэтт там копает две богатые темы. Первая – любовь. Любовь, которая безответная, безнадежная, болезненная… вообщем, совершенно не коммерческий материал. Вторая – взаимоотношение человека с Богом, с религиями, и с власть предержащими. Более подробно на эту тему говорить не буду, вдруг когда-нибудь сподоблюсь написать про Mind Bomb, но настоятельно советую ознакомиться с альбомом, да и с текстами, если знание языка позволяет. Взгляды Джонсона не банальны и актуальны даже сейчас, спустя 25 лет после выхода альбома.

На Dusk он забросил тему религии и политики в дальний угол, тему любви начал эксплуатировать больше и немного в другом ракурсе, но и она не является центральной на альбоме:



So, don't ask me about
War, Religion, or God
Love, Sex, or Death
Because....

Everybody knows what's going wrong with the world
But I don't even know what's going on in myself.

В этих строчках Мэтт растолковывает практически все, что он хотел сказать. Это альбом, в первую очередь об одиночестве, о том, что мы одни всегда, даже в толпе, даже среди друзей и близких – мы всегда одни. Альбом практически исповедальный, такой последний крик о помощи от тонущего человека.



I watch the sun go down on London town
I wait for the night voices to sound
I smell the pain upon the breath of the lost & lonely
I hear the thoughts that whisper in the hearts of all men.

I'm the helpline operator and I'll spare you the time.
I'm the intimate stranger, your problems will be mine.

В связи с этим, очень уместно смотрится уход от арт-попа, в сторону экспериментов с разными формами альт-рока. Например, открывающая альбом True Happiness This Way Lies – записана в форме разговора Мэтта со слушателями, в ней он играет роль такого себе блюзмена. Love is Stronger Than Death – это такая баллада, которая слишком хороша и проникновенна, чтоб ее крутили по радио. Dogs of Lust – мощный заезд на блюз-роковую территорию, песня – эквивалент разорвавшейся бомбы. Мощнейший рифф на губной гармошке (не шучу), который достойно поддерживает Марр со своими гитарными кружевами и сам Джонсон, который выкладывается в вокальном плане по полной. Атмосфера у этой песни вообще эталонная – абсолютное отчаяние и одиночество, пропитанное желанием и страстью.

У следующей на альбоме песни, This is Night – настроение меняется на разочарованное раскаяние, а вместо атомного блюз-рока, группа выдает практически госпельную балладу, с прекраснейшим тоном Фендер-Родеса. Slow Emotion Replay – практически так же хитова, как и Dogs of Lust. В ней нет такого нерва, но Джонсон и компания звучат настолько исповедально, что этого как-то и не замечаешь. Helpline Operator – это уже возвращение именно к настроению Dogs of Lust, хотя сама песня от блюз-рока далека. Это такой себе прифанкованный рок, в котором все решает плавающий ритм гитары, которая звучит настолько чувственно и… черт, да даже откровенно сексуально, что на все остальное внимание обращаешь уже только потом. Это вот именно рок-н-ролл, не по жанровым признакам, а именно по подходу – down and dirty.



And someday, someday, someday, you'll come my way.
But when you put your arms around me
I'll be looking over your shoulder for something new
'cause I ain't ever found peace upon the breast of a girl
I ain't ever found peace with the religion of the world
I ain't ever found peace at the bottom of a glass
sometimes it seems the more I ask for the less I receive
sometimes it seems the more I ask for the less I receive
The only true freedom is freedom from the heart's desires
And the only true happiness....this way lies.

В Sodium Light Baby нас ждет самый странный и хмм… неожиданный (прощу прощения за каламбур) музыкальный поворот. Это натурально песня U2. Вот вместо Джонсона (тембр которого слишком своеобразен, чтоб он мог с легкостью подделываться под кого-нибудь) вставить Боно – и не отличишь. Марр здесь использует именно традиционные фишки Эджа, да и текст чем-то напоминает экзерсисы Боно. Но если бы Мэтт на этом перестал бы удивлять – это был бы уже не Мэтт. Lung Shadows – это полу-эмбиентальный трек, при этом эмбиент тут очень нестандартный, не побоюсь этого слова – психоделичный. Очень в тему периодически раздающиеся саксофон и трубы. Брайан Ино одобряет, в общем. Bluer Than Midnight отсылает нас назад, к This is Night. И хоть музыкально трек не очень-то богат и интересен, с текстовой точки зрения он является чуть ли не самым трогательным на всем альбоме. Это почти конец пути. И это чувствуется даже в настроении трека – он пессимистичен, но все-таки рискует оставить место для надежды, для последней отчаянной надежды. И Lonely Planet – последний трек на альбоме – полностью эту надежду оправдывает. Это настоящий гимн. Гимн потерянных и отчаявшихся, гимн человечества, по сути. И в нем Джонсон приходит к выстраданному заключению – что угодно стоит делать, как угодно стоит жить, но надо помнить одно – жизнь слишком коротка, чтоб быть в одиночестве. Lonely Planet на фоне альбома – это как выход из убежища, в котором Джонсон пребывал на протяжении предыдущих 40 минут. Он вышел – и он протянул руки всему миру. Потому что жизнь – слишком коротка.



You make me cry when you look into my eyes.
And see me for who I really am.

If you can't change the world — change yourself.
If you can't change the world — change yourself.
And if you can't change yourself....change the world.

I'm in love with the planet I'm standing on
I can't stop
I can't stop thinking of
All the people I've ever loved
All the people I have lost
All the people I'll never know
All the feelings I've never shown.
The world's too big. And life's too short.
To be alone...To be alone.

Вне сомнений, альбом не каждому придется по вкусу, но если вас интересует небанальный альтернативный рок – грех не ознакомиться. Это работа, в которой текстовая и эмоциональная составляющая сосуществуют с музыкальной составляющей настолько гармонично, что альбом просто не может оставить равнодушным. Нужно всего лишь позволить себе его прочувствовать.



Несколько треков на пробу:


(тут во вступлении играют мотив из Helpline Operator, но все-таки не могу не кинуть именно живую версию — потрясающая энергетика)









425
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение5 мая 2014 г. 05:25
Очень неожиданно.:-)))

цитата

который достойно поддерживает Марр со своими гитарными кружевами и сам Джонсон, который выкладывается в вокальном плане по полной
Вот даже как... Как гитарист он мне очень импонирует, так что скорее всего альбом послушаю, хотя б ради него.
Тексты хорошие, но описание песен смотрится странно, учитывая, что я с первоисточником незнаком.:-)))
Неплохой отзыв. Но нужно его перечитать после прослушивания альбома, будет намного интересней.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 мая 2014 г. 06:20

цитата Мэлькор

Очень неожиданно.

Написано на импульсе, совершенно спонтанно. Просто переслушивал альбом и внезапно понял, что надо что-то сказать.

цитата Мэлькор

Неплохой отзыв. Но нужно его перечитать после прослушивания альбома, будет намного интересней.

Раз заинтересовал — значит свою миссию выполнил :-)))
 


Ссылка на сообщение5 мая 2014 г. 13:38

цитата geralt9999

Просто переслушивал альбом и внезапно понял, что надо что-то сказать.

У меня также с Death было.:-)))
Кстати, поместил бы ты свою статью и у себя в АК.8:-0
 


Ссылка на сообщение5 мая 2014 г. 16:38

цитата Мэлькор

Кстати, поместил бы ты свою статью и у себя в АК.

А зачем? :-)))
 


Ссылка на сообщение5 мая 2014 г. 16:39
Твой же, в твоей колонке должно быть.:-)))
 


Ссылка на сообщение5 мая 2014 г. 16:42
Naaaaah... не должно
 


Ссылка на сообщение5 мая 2014 г. 16:44
Ладно, твоя колонка, делай, что хочешь.
Я своё слово сказал.


Ссылка на сообщение5 мая 2014 г. 23:07
С группой почти незнаком, но статья отличная. Как и всегда, впрочем :cool!:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 мая 2014 г. 23:09
Спасибо! :beer:
А с группой рекомендую ознакомиться поближе, думаю, есть шанс, что тебе понравится :-)
 


Ссылка на сообщение5 мая 2014 г. 23:09

цитата geralt9999

А с группой рекомендую ознакомиться поближе, думаю, есть шанс, что тебе понравится

ОК (поставил на закачку) :beer:
 


Ссылка на сообщение5 мая 2014 г. 23:11
Поделишься впечатлениями, если что
 


Ссылка на сообщение5 мая 2014 г. 23:11

цитата geralt9999

Поделишься впечатлениями, если что

Не вопрос


Ссылка на сообщение6 мая 2014 г. 00:15
Неплохая статья. Ты сделал мне любопытно :-)))
Губная гармошка — найс (хотя взрывного эффекта не было), но надо в студийной записи опробовать. В общем, спасибо, взяла на заметку :-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 мая 2014 г. 00:22

цитата teaspoon

Неплохая статья. Ты сделал мне любопытно

Спасибо! Значит уже не зря написал :-)))

цитата teaspoon

Губная гармошка — найс (хотя взрывного эффекта не было), но надо в студийной записи опробовать.

Ну, пожалуй что на альбоме она и правда помощнее звучит, но общая концертная энергетика — ух!

цитата teaspoon

В общем, спасибо, взяла на заметку

:beer:


⇑ Наверх