Роман-ужасов как он есть — со всеми типичными недостатками жанра.
Автор данного конкретного романа буквально изматывает читателей спойлерами.
В самом начале главы. В конце. Перед каждым напряженным эпизодом. Перед описанием длительного промежутка времени. Перед описанием проблемы. И, разумеется, перед расшифровкой чувств главного героя.
Я не вижу абсолютно никакой литературной необходимости в этих бесконечных финалах: «Если бы у меня был тогда автомат… Знаете, что бы я сделал? Я бы пихнул ствол себе в рот и большим пальцем нажал бы спусковой крючок. Но прежде, вполне возможно, расстрелял бы всех, кто был со мной в машине, – думаю, они сами бы меня об этом попросили.» И таких же стереотипных началах следующей главы: «Должно быть, вам интересно, как мы спаслись. А мы спаслись, это понятно – иначе я не рассказывал бы эту историю…»
Могу только предположить, что 5-10 страничек текста автор на этом собрал. Листаж — штука такая :)))
В остальной специфике подачи — это рубленный и «кинематографический» текст, с массой отступлений, которые делаются только для того, чтобы придать еще малость драматизма следующей сцене. Автор постоянно «переплетает» время действия (при относительно последовательном изложении материала), что по форме делает текст немного похожим на роман «Выбор» В. Резуна-Суворова — и такая переусложненность тоже не идет на пользу тексту.
Если говорить о содержании: это зомби-апокалипсис мистической природы с чрезвычайно низким коэффициентом выживших людей. «Эпидемия», которая скорее напоминает кару высших сил — люди окукливаются (буквально), потом разбивают скорлупу и наружу выходят уже зомби. Начинается практически одновременно во всем мире.
А в этом время компания коллег гуляла на корпоративе. В узком кругу им не было дела до того, кто это топчется на лестничной площадке...
Составляющие повествования буквально надерганы «с бору по сосенке». Есть типичный офисный планктон (среди которого один действительно серьезный хапуга). есть бесконечные алююзии на Дом-2, на сцены ограбления супермаркета в начале апокалипсиса, на езду по улицам города, забитого зомбаками. Взаимные подозрения в заражении, помощь случайных людей и нападение таких же случайных банд — больше напоминает компьютерную игрушку.
Попытка наладить быть в одинокой избушке — выживальщина достаточно стандартна для средней полосы — подобные описания встречались чуть не с начала 90-х.
Постепенно превращение героя в одиночку — «Я-легенда» — просто полоумная жена в подвале.
И даже вмешательство высших сил с «солнечно-золотыми штангенциркулями» — не кажется чем-то оригинальным.
Автор достаточно грамотно насыщает текст современными шуточками, оборотами речи — персонажи все-таки представители отечественного офисного планктона, а не наспех переделанные западные манекены. В смысле натурализации стилистики — текст получился.
Но главный недостаток текста: ощущение бессмысленности, которое охватывает уже с середины. С одной стороны сюжет максимально привычен («День триффидов» + много, много, много других текстов), с другой стороны автор не предлагает практически никаких оригинальных объяснений, обоснований и прочего. Он пугает. Зомби справа, слева, из собственной селезенки, плюс эти зомби все более живые — это вытеснение человека, занятие его места под солнцем каким-то адскими созданиями. Плюс «заморочки» персонажей (тут эффекты накатывающей глупости, или обычного паралича — буквально «цельнотянутые» из фильмов-ужасов). Но как-почему-зачем — никаких пояснений. А чистая загадка приедается.
И это, имхо, важнейшая проблема романа-ужасов: в итоге текст попросту утомляет. Ощущение «все-плохо-все-умрут» не может растягиваться больше, чем на 50-60 страниц. Нужен какой-то смысл в происходящем — тоже пугающий. Сконструировать его оказывается сложнее, чем описывать «огров» и «гоблинов».
Короткая повесть смотрелась бы куда выигрышей.
Итого. Типичная ремесленная работа. Текст со взвинченным темпом, с постоянным нагнетанием и загадками без ответов.
Оценка 6