Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «beskarss78» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 ... 83  84  85

Статья написана 11 февраля 23:00
Размещена также в рубрике «КИНОрецензии»

Биметаллический фильм...

Если соединить две пластины — стальную и медную — то можно на этом деле получить сколько-то интересных эффектов. Но чтобы понять, как действует терморегулятор, надо эти пластинки раздельно исследовать.

Так и в фильме.

Есть подростковая история про девочку, которая мало похожа на человека, про мальчика, который становится не совсем человеком, и про условных родителей девочки (вроде как людей). Там прямолинейная мораль (не предавать и не гнаться за деньгами), простенькое срывание покровов (злобная элита всех нагибает) и толстый-толстый слой умиления с гламуром.

К этой истории не может быть серьезных претензий — она стандартная, как фордовский автомобиль марки "Т" черного цвета.

Девочка учится любить, вспоминает прошлое, находит полезные артефакты.

С нехорошими киборгами она поступает как жигулёнок с этой картинки

Только изящнее... С пируэтами, задорным блеском больших глаз и подростковым радикализмом.

Понятно, что она всех ловчее, сильнее и вообще — продолжение снимать будут, где эта девочка всем верхним покажет.

И научится любви, понятное дело.

Но есть вторая составляющая фильма — посткатастрофический мир, в котором сохранилось довольно много техники, ещё есть люди, как таковые, и даже какие-то товарно-денежные отношения.

Обертка совсем не главное, потому как упрощена до полной примитивности.

Важно, что этот мир на 99% победившего трансгуманизма.

Оторвало руку и нужен протез? Не проблема. Идём к доктору, ставим, работаем.

У вас начальник, который периодически вселяется в ваше тело и отдает ценные указания? Ну, такая работа.

Больная дочь? Готовим для неё тело-носитель.

Вообще, отношения к апргрейду собственной тушки скорее напоминают свежую игру "Кенши" — там персонажи постоянно докупают себе новые доспехи и протезы. "Продвинутая рука вора +5 к скрытности". Не сразу поймешь, где заканчивается покупка штанов и начинается приобретение собственно ног. С противников снимают не только традиционный вещевой "лут", не только части тел в пищу, но и подставки с хваталками.

Биотех — генетика, работа с тканями, 3Д-принтеры для костей — в упадке.

Полный перенос сознания в компьютер — не показан. Даже у героини биологический мозг, которому нужны витамины.

И вот тут перед нами открывается дерево технологий:

- часть киборгов тупо становится больше, приваривает себе клещи и сельскохозяйственные косы. Только башка торчит (без шлема, что характерно). Сразу видно — это тупиковый путь, потому как пользоваться новой тушкой — учиться надо. И авторы, не произнося слова "энерговооруженность" прямо показывают, что барышня с зарядом антиматерии в груди может вынести здоровенного металлического жлобину просто потому, что дает большее ускорение частям своего тела;

- есть работа с ассоциированными механизмами (робо-собаки). Но тут слабость в координации и черт знает где будут эти ассистенты в трудную минуту...

- лицо это просто интерфейс для общения с другими личностями, подвижная маска, снабженная большим количеством культурных кодов. Если бы не тупейший ляп с отсутствием шлема, хорошо было бы показано, что тело, в принципе, можно сделать любое, но удобнее оставаться антропоморфом, т.к. не только лицо приспособлено для общения с людьми, но и всё вокруг приспособлено под размеры человека.

Разумеется, в сюжете громадные ляпы, заданные романтической составляющей: огнестрел сведен к минимуму, нет ответа на вопросы о пищеварении в киборгизированных телах, какая-то совершенно детская система охраны верхнего города и т.п.

Но интереснее другое.

Калечащая травма — воспринимается лишь как временная проблема. Да, драться одной рукой без второй и обоих ног, которые вот сейчас оторвали — героине сложновато. Но нет отчаяния и шока, которые будут у обычного человека. Надо победить текущего противника и добраться до ремонтных мощностей.

Чуете, чем пахнет? Старым терминатором. То самое ощущение потери, но не увечья.

А героиня — положительная. Человечная :) Теперь и правильным персонажам так можно. Даже подростковым. Представляете себе такого Джона Коннора в 14 лет?

"Тук-тук-тук — коперниканский переворот заказывали? Нет!!! А нам пофиг, принимайте..."

И, конечно, это демонстрация обнаженного тела героини — механического — равно как и других киборгов. Механистичность как бы скрывает телесность, и чем дальше существо от антропного стандарта, тем меньше ему нужны штаны.

Я не читал первоисточник, потому легко могу надеяться на более сложные конфликты в продолжении фильма. Когда не только подростковый сюжет будет воздействовать на фантастический мир, но мир сделает сюжет взросления глубже.

Но не уверен, что мои надежды оправданы :)


Статья написана 10 февраля 19:01
Размещена также в рубрике «КИНОрецензии»

Онтологическая недостаточность

Успех "Дня сурка" постоянно ходит между сценаристами и продюсерами как призрак с пудовой кувалдой. Раз — и по голове! Снимай!!!

Попробовали.

Основная проблема мини-сериала — восемь "эпизодов" — некоторая затянутость. Откуда взялась?

Тут нужны спойлеры.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Фон.

Авторы ухватились за современный американский мегаполис, и решили дать образ Вавилона. Политкорректности столько, что всё это явная насмешка над политкорретностью, но при том строго в её же рамках — просто взят перебор. Получается гомеопатическая доза гречки в бочке масла. Все меньшинства, который только можно было собрать — они тут. Куча стереотипов — опять-таки поблизости.

Героиня — русская, предки которой пережили холокост, с матрешкой, умершей сумасшедшей матерью и золотым южноафриканским крюгеррэндом в качестве кулона, причем программистка, похожая на А. Пугачёву, а еще дымит как паровоз и дружит с наркотиками.

Раз — смерть, воскрешение.

Два — смерть, воскрешение.

Три — она начинает догадываться, что есть проблемы...

Авторы достаточно назойливо показывают, что персонажи тонут в суете. Вообще все. Куча каких-то дел, десятки необязательных, да и никому не нужных, встреч, разговоров, поступков, одолжений.

Когда героиня понимает, что свою жизнь надо как-то поменять — ей намекают свыше — она просто не знает, за что взяться.

Церковь (хотя в здании — еврейская религиозная школа), бабушка, обещанный разговор с дочкой любовника, сбежавший кот?

Куды бечь? Даже по лестнице не получается спуститься без перелома шеи...

Причем у героини пуленепробиваемая наглость, плюс прокачанная самоуверенность 80-го уровня, плюс куча претензий на то, что она лучше других понимает жизнь, плюс характернейшая манера общения, которая временами мало отличается от потока оскорблений.

Действуя методом научного тыка, она вырабатывает усредненную линию поведения, которая позволяет как-то протянуть сутки, потом обязательно будет смерть.

И тут авторы показывают второго человека, который сидит в том же дне сурка.

- Ты чего не орёшь, сейчас лифт разобьется и мы умрем?

- Я постоянно умираю.

Парень — фанат ЗОЖ, квартира которого взята из ближайшей "Икеи" — испытывает проблемы. Девушка, с которой он встречался девять лет, бросает его. Как раз в тот день.

Дальше начинается длительный перебор вариантов.

- девушка изменяла? Вроде есть кандидат. Но нет, это просто психоаналитик с которым девушка хотела посоветоваться перед разрывом.

- там проблемы со стороны парня? Тоже нет.

- может программистка и парень должны быть вместе? Вроде каждый раз умирают одновременно? Но интим не помогает. И даже больше — вокруг начинают исчезать вещи и люди. Героиня воскресает на привычной вечеринке, а она почти что одна в квартире.

- может...

В итоге: парень приходит к девушке на несколько часов раньше, делает предложение, все норм. Программистка преодолевает свой собственный кризис — все норм. Можно идти танцевать с актерами из индийских фильмов.

И?

В "Дне сурка" было единство личностной задачи для персонажа и онтологической задачи для зрителя.

Да, это петля — говорили зрителю. А потом персонаж пытался из неё выбраться, и все у него было почти в первый раз. При том, что десятки его дней никак не показывают — а лишь намекают на них — герой изменяется и приобретает всё новые умения. Показывают кризисные точки его трансформации и важные для устройства петли моменты — причем они совпадают.

Но тут мегаполис — нет времени! Даже на самосовершенствование. Персонажи мечутся как крысы в лабиринте — решить задачу по выходу. /локации там очень подходящие — комнаты, коридоры, подвалы, несколько улиц/ И все. Вопрос "почему" — не ставится. Надо просто выучить урок — и побежать на следующий.

Чтобы растянуть сюжет, приходиться увеличивать разнообразие чудес — доходя до натурального ужастика — но причины для такого вмешательства чисто конъюнктурные.

Это слишком напоминает средневековые рассуждения о каждодневном вмешательстве бога — на фоне более поздних рассуждений, что бог создал мир один раз так хорошо, что больше вмешательств не требуется.

В "Дне сурка" — одно чудо, и его хватает на всю драму, а тут несколько разных чудес — и все равно раскаяние героев фальшиво. Они изменились ровно настолько, чтобы дотянуть до следующего дня. А завтра все снова... Суета не преодолена.

Вместо того, чтобы выстраивать сложную онтологическую конструкцию, некий сложный мир — тут мельчат с полудетективными интригами и самой плоской моралью.

Нет и какого-то другого пласта — вроде сравнения времен в "Зеркале для героя".

При не самом дурном актерском составе — и очень достойной первой роли — можно только взгрустнуть. Фальшак.

Хотя иногда выручает юмор.

Смотреть рекомендую лишь в случае свободного времени.


Статья написана 7 февраля 12:27

Каждый год в темной-темной башне, собирается видимо-невидимо авторов.

Еды там нет. Воды нет. И должен остаться только один бессмертный гений лауреат.

Потом явится миру новое лицо. Откроет рот. И произнесет слова:

- Я — русский Стивен Кинг.

/это я читаю роман "Вьюрки" — гладко, дачно, вторично. И просто скучно :(


Статья написана 2 февраля 16:16

Как можно перенести отдельные современные проблемы — характерные для первого мира — в прошлое.

И там их рассмотреть со всех точек зрения...

.

Допущение:

летом 41-го нет нападения на Союз, а есть движение немецких армий в Африку и на Ближний восток.

Это приводит к фактическому краху Британской империи.

Малозначимые — в контексте произведения — подробности:

- собственно, острова, удерживаются массированной помощью США, фактически превращаясь в зависимое государство;

- часть территорий (часть Австралии, Новая Зеландия) — удерживается теми же войсками США, с опорой на флот (британский флот начинает перенос части баз в США). Но т.к. начинается война с Японией — с "откусыванием" Индонезии — то Индийский океан становится практически недоступен для англо-американских сил. Устанавливается стабильное морское сообщение между Японией и Германией;

- Индия провозглашает независимость и её нейтралитет признают все стороны;

- значимая часть британского населения с территории Ближнего востока, Аравии, Северной Африки, восточного побережья Африки, Сингапура и т.д. — бежит в Индию;

- через несколько лет устанавливается равновесие, когда новая генерация великих держав по разным причинам не может/не хочет продолжать экспансию и делит мир (Япония додавливает Китай, и начинает осваивать "зону сопроцветания", но на большее нет сил, Германия трудоустраивает миллионы своих граждан там, где раньше были британцы, осваивает колонии; США без прямого нападения на них — так и ограничиваются разными формами заём-аренды и военного присутствия, укрепляют своё господство в Южной Америке и Канаде; Союз радуется, что обошлось без войны, забирает себе Монголию, Синьцзян, в самом пиковом случае Иран, пытается сталинскими методами догнать и перегнать Германию).

.

Зачем все это?

Конструируется похожая/непохожая на современную Европу ситуация:

- в Индии скачкообразно увеличивается количество британцев;

- они больше не имеют политического преимущества перед остальным населением;

- они все равно остаются малым процентом от общего числа индусов;

- места привилегированного проживания сохраняются, но снабжение становится похуже, а жилплощадью приходиться делиться;

- официальные власти Индии прекрасно понимают, что требуется быстрое развитие;

- потому образовательное и отчасти культурное наследие, которое сохраняют британцы, востребовано.

.

Мы получаем "Аббатство Даунтон" навыворот:

- на основании относительно упорядоченной группы людей, которая жила здесь (условный Мадрас) долгие годы, в которой были свои старожилы и свой процент приезжавших на один-два сезона — возникает крупное сообщество, местами хаотичное;

- большие проблемы со статусом бывших военных: новую присягу давать не могут/не хотят, но требуются для обучения солдат и т.п. (в реальной истории 20-30-е годы шел процесс "коренизации" т.н. Британской Индийской армии — туда стали набирать индусов на офицерские должности, и максимальной численности она достигла во Вторую мировую — 2,5 млн. человек). Это частный вариант принципиальной неопределенности отношений между европейцем и новым государством, в котором он живет;

- большие проблемы с частью местного населения (белых не любят), но сильно сглажен языковой барьер — английский распространен;

- значимая часть семей терпит полный крах жизненных планов, теряет капитал, бизнес в других колониях и т.п.;

- новое сообщество пытается сохраниться (чаепитие, молитвы, книги), однако, простым глазом видно влияние индийской культуры;

- на этом фоне разворачивается история нескольких семей, которые пытаются устроиться на новом месте, а когда наступает подобие мира, им надо решать — возвращаться в разбомбленный Лондон, или ехать в США, где не все ладно с экономикой, или оставаться здесь...

.

И что же мы увидим?

Постепенную утрату европоцентричности в культуре "британской колонии", при усиленной трансляции норм цивилизации. Инженеры востребованы, офицеры востребованы, специалисты по Европе и Штатам востребованы, но просто "учителя французского английского" больше не нужны — есть индийские.

При этом у европейцев будет не резиновая культура эпохи постмодерна, которая в любую сторону растягивается, но сравнительно жесткий модерн. Это позволит персонажам сформулировать и ясно выразить ответы на те вопросы, что сейчас стоят перед отдельными жителями Марселя, Рима, Барселоны... Ну и Лондона, понятно :)


Статья написана 28 января 17:14
Размещена также в рубрике «Рецензии»

Давление кинематографа в пять блокбастеров на одну квадратную букву...

Очень кинематографический текст.

Всё буквально пересыщено разнообразными отсылками к уже существующей синема-традиции (героиня упоминает "Секретные материалы" и дюжину американских телепередач — а периодически и попадает 90-е) и рассчитано на потенциальную экранизацию. Описания, характер диалогов, мизансцены — все буквально кричит: "тащите меня на экран".

Нет, я все понимаю, иногда текст романа существует лишь как первая ступень разгонного блока, где вместо орбиты — хорошие сборы в кинотеатрах.

Но тут если не перебор, то близкое к этому состояние.

Итак, есть у США возможность пользоваться машиной времени и пространства. Садишься в самолетик (непростой), летишь на Луну, а там уже корабли в ряд выстроились, с ядрёно-квантовыми двигателями. Долетаешь до ближайшей червоточины, там разворот — и ты уже в будущем. Там поболтаешь, узнаешь, чего надо — и назад. Плюс полгода возраста для современников.

Будущее стирается, это теперь всего лишь вероятностная ветвь.

Кораблик может и в другую галактику слетать.

И не спрашивайте меня, как это отражается на геополитическом балансе планеты, откуда все это у США и т.п. "Секретные материалы"

Возникают две взаимосвязанные проблемы.

С одной стороны в будущем есть какая-то катастрофа, которая все ближе — то была через тысячу лет, то вот через пятьдесят будет. Больше всего эта катастрофа похожа на компьютерную игрушку Death Stranding — вот этот ролик https://www.youtube.com/watch?v=dbGD_d2cGEk.

С другой стороны — кто-то шинкует офицеров той службы, которая в США занимается полетами. Классическая тема маньяков и передающегося по цепочке безумия. Зачем-почему — героиня пытается выяснить, периодически летая в будущее — подсказки нужны.

Получается достаточно интересная вариация "Дня сурка". Героиня постоянно видит людей в разных вариациях. Вот ей понравился мужчина, и вот она через двадцать лет, сама не изменившись в возрасте, спит с ним. Вот возврат — как бы новые карты на столе. С другой — она совершенно не всемогуща, проблем все больше.

Отыграны и параллельные миры.

Законы триллера автор выполняет исправно — место убийства, причина катастрофы, детская травма героини, злодеи и герои — все сходится в одной точке, в развязке. Идет постоянное нагнетание событий — новые смерти, разворачивается некий опаснейший заговор — и сам темп взвинчивания нервов подобран удачно. Тут самой прямой аналогией выступает фильм "Куб" и сериал "Кости".

Героиня уравновешенная (в психическом смысле), её образ раскрыт.

Контраст между космическими полётами и беготнёй по лесу с целью найти особое дерево ("Твин Пикс"!!!) — работает.

Но.

Развязка выглядит хоть и подготовленной, и даже играет роль скафандр, утерянный героиней в самом начале текста вместе с одной ногой — однако ничуть не логичной. Это классический хэппи-энд в конце длинного, темного, сужающегося коридора.

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Нельзя было летать в другую галактику и контачить там инопланетянами. Не полетели в итоге,
плюс осталась жива подруга детства героини.

Автор постоянно выжимает у зрителя слезу — вот героиня отправляется в будущее, видит там мать в хосписе, и та ругает её, что не показывалась двадцать лет. Ничем кроме эмоций для зрителя этот визит в хоспис не обоснован.

Наконец, тема заговора, хоть и достаточно логично раскрыта -

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

экипаж законтачившего корабля не захотел умирать, чтобы отсечь путь к земле, но пытается разгромить саму службу, которая занимается полетами — но но ответа на вопрос "не полетит ли другой кораблик в том же направлении"
так и не дано.

Итого: напряженный триллер в научно-фантастических декорациях, где от научной фантастики остались только декорации.


Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 ... 83  84  85




  Подписка

RSS-подписка на авторскую колонку

Количество подписчиков: 91

⇑ Наверх