Иэн Бэнкс По ту сторону


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» > Иэн Бэнкс "По ту сторону тьмы": Леди Шеррис - расхитительница гробниц.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Иэн Бэнкс «По ту сторону тьмы»: Леди Шеррис — расхитительница гробниц.

Статья написана 2 марта 2015 г. 04:32

Тут я недавно ругала «Ген Атлантиды», смеялась над неким типом приключенческих полуфантастических романов, построенных из стандартных кирпичиков — артефакты, путешествие, заговоры, злодеи, мужественные герои и красавицы героини. И высказала мнение. что сами по себе шаблонные кирпичики — не есть зло, что дело в цементе, которым эти кирпичики скрепить. Вот вам доказательство этой нехитрой мысли. С удовольствие рекомендую к прочтению всем любителям приключенческой фантастики: Иэн Бэнкс «По ту сторону тьмы»


Иэн Бэнкс «По ту сторону тьмы»
Что есть идеальное приключение? Опасности, путешествие, тайны, заговоры, перестрелки желательны в неограниченном количестве. Сокровища и могучие артефакты приветствуются. Плюс к этому добавим героем — мужественные и решительные мужчины, красивые и опасные женщины. Склеим все это добротными описаниями и диалогами. И готово: можно не спать ночь, маяться от желания заглянуть на последнюю страницу, а закрыв ее, начать все сначала. И так неоднократно.

В этом плане «По ту сторону тьмы» практически идеальное приключение, в котором все составляющие щедро отмерены, но в тщательно продуманных и выверенных пропорциях.

Возьмем, хотя бы, фон, декорации.  Представьте себе планетную систему, отрезанную от всей остальной Вселенной огромными и непреодолимыми пространствами пустоты. И в этой системе есть разумная жизнь — бурная, деятельная, жаждущая действий, расширения и новизны. Но, как бы эта планетная система не была велика, рано или поздно деятельные разумные исследуют ее всю. За 20 тысяч лет можно это сделать не один раз: освоить и описать каждый уголок, заглянуть буквально под каждый камешек и в каждую щелку. Потом все это забыть и начать по новой. А потом еще раз. И еще. Исследовать и изучать то больше нечего.

В результате, мы встречаем описание нового типа цивилизации. Такой, которая варится постоянно «в собственном соку», перепробовав за тысячелетия все социальные системы, опробовав самые разнообразные общественные уклады, развив, отвергнув и снова возродив любые, даже самые безумные, философские и религиозные направления и культы.

Мы попадаем в этот мир во время его несомненного упадка и всеобщего уныния. Больше нет устремления вперед,  в будущее, нет планов, надежд на возрождение. Все обращено назад, в прошлое, к давно минувшему времени расцвета, в легендарный «Золотой век».

Вот на таком фоне будет проходить наше приключение. Оно занесет нас в самые разнообразные уголки, такие удивительные и непохожие друг на друга, что диву даешься, что могут напридумывать люди, дай им время и ресурсы. Древний монастырь, построенный на развалинах еще более древнего небоскреба, сменяется плавучим городом, составленным из старых кораблей. Поселение  фанатиков-богоненавистников — прекрасными живыми древесными городами, достойными «Аватара». Строгая и рациональная столица историков-андроидов — бесплодными пустошами или астероидными шахтами. И это — только малая часть мест, которые предстоит посетить в поисках таинственного артефакта.

Нам предстоит долгое и полное опасностей путешествие в компании авантюристов и мошенников, под предводительством леди Шеррис- своеобразного варианта другой аристократки и расхитительницы гробниц, леди Крофт.

Но, если кто-то подумал, что это — лишь вариант подобного приключения, то это не так, поскольку в этой книге все не так, как кажется с первого взгляда. Хотя можно прочитать и так/и получить при этом немалое удовольствие/ — как приключение очередной инкарнации Лары Крофт, заброшенной в космические дали. Просто насладиться путешествием по экзотическим местам, преодолевая опасности на суше, воде и космосе, в поисках таинственного артефакта, разгадывая загадки и открывая древние тайны.

Можно прочитать, как триллер — с перестрелками, погонями, мировыми заговорами фанатиков и свихнувшимися маньяками, мистическим погружением в сны, видения и воспоминания. А можно, как очень ироничное произведение, где через детали — имена, названия, надписи, намеки —  можно узнать много больше, чем через многостраничные диалоги или описания. Тогда можно наслаждаться скрытыми за словами и действиями взаимосвязями, причудливой интригой, волнообразным действием, масштабностью замысла, замечательными сюжетными находками, иронией, когда события вдруг резко меняют направление или разрешаются самым неожиданным образом, насмешничая не только над героями, но и читателями.





143
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх