Сергей Бережной про


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Мартин» > Сергей Бережной про компьютерный игры для "Нового Мира"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Сергей Бережной про компьютерный игры для «Нового Мира»

Статья написана 22 мая 2009 г. 12:23

Вот такая вот сборная солянка — известный книжно-кинематоргафический критик от фантастики про компьютерный игры для «толстого литературного журнала» «Новый мир»:

цитата

Принципиальная разница между книгой, которая зафиксирована как текст, и игрой в том, что игра представляет собой динамическую модель. Сотворчество читателя с автором книги ограничено: роман может быть понят разными читателями по-разному, но прочтение романа, которое явно противоречит его тексту, маловероятно и «нелегитимно», автор естественным образом ограничивает читательскую свободу восприятия, оставляет за собой право решить все важные для его персонажей вопросы именно так, а не иначе. В то же время создатели игр часто предлагают сделать выбор в ключевой ситуации именно игроку.

В этом отношении особенно показательны компьютерные игры, созданные по мотивам художественно значительных произведений. Для «игроизаций» (по аналогии с «экранизациями») естественен сюжетный диалог с литературным первоисточником, но они дают игроку ту самую свободу сотворчества, которой в значительной мере лишен читатель книги. Великолепным примером такой игры стал вышедший недавно «Ведьмак», построенный по мотивам постмодернистского фэнтезийного цикла Анджея Сапковского. Цикл подкупал нетривиальной этической позицией центрального персонажа: Геральт, сильный и цельный герой, мизантроп и чего только не навидавшийся циник, последовательно отказывался «приобщиться» к той или иной группировке борцов за правое или левое дело, за прогресс или регресс, за освобождение рабочего класса или высвобождение магической энергии. Имея реальную возможность качнуть мировые весы в ту или иную сторону, он делает все, чтобы оставить эти весы в равновесии, а в бой вступает лишь тогда, когда к этому обязывает его профессия истребителя нечисти, совесть джигита или необходимость помочь любимым им людям. Воплощенный нейтралитет.

Если из романов Сапковского читатель мог понять всю сложность выбора, стоящего перед Геральтом, то в компьютерной игре, последовательно развивающей тему нравственного поступка в принципиально безнравственной ситуации, тяжесть этого выбора была предложена самому игроку. Как бы ни были ограничены предлагавшиеся сценарием варианты, они давали возможность влезть в шкуру Геральта и почувствовать на себе практическую невозможность сохранить столь ценимый им нейтралитет. При этом сама игра никак не «оценивает» принимаемые игроком за Геральта решения: он не накапливает «карму» или игровые очки. Просто после каждого принятого решения бывшие друзья могут оказаться нынешними врагами, а быть «хорошим» со всеми не удастся, как ни старайся.

Понятно, что этот подход был бы сам по себе недостаточен, если бы его не поддерживали остальные компоненты игры. К счастью, «Ведьмак» органичен не только в сценарной концепции, но и практически во всем остальном — в изо­бразительном и музыкальном рядах и диалогах. Все это позволяет говорить об игре как о вполне состоявшемся именно художественном произведении.

В случае с «Ведьмаком» игрок фактически участвует в действии фило­софско-­­приключенческого фильма, в котором его задачей становится окончательное (для каждого прохождения игры) формирование сюжета. Варианты сценария, как уже говорилось, определены заранее, и безусловной свободы действия у игрока нет (и это определяет как художественную цельность произведения, так и возможность судить о нем в традиционных терминах), но по сравнению с книгой или фильмом вовлеченность читателя/зрителя в действие переведена на качественно новый уровень.

Полностью статью можно прочитать на сайте «Журнальный зал».



Тэги: Games, Witcher


98
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение22 мая 2009 г. 12:59
ага.а были в свое время специальные книги-игры, с появлением компьютером превратившиеся в текстовые квесты :)
но идея ухвачена верно: если ты хочешь пожить в другом мире — лучше поиграть, а если хочешь узнать что-то новое (идейно, эмоционально) — то следует почитать.
вот только многие писатели забывают об этом и пишут книги «атмосферы ради» (тот же Фрай), а это правильнее помещать в игру


Ссылка на сообщение22 мая 2009 г. 13:44

цитата

по сравнению с книгой или фильмом вовлеченность читателя/зрителя в действие переведена на качественно новый уровень.

Подписываюсь.

цитата

вот только многие писатели забывают об этом и пишут книги «атмосферы ради» (тот же Фрай), а это правильнее помещать в игру

Я бы не сказал, что есть такая-то граница. Игры такой же вид искусства, как и литература. И такие вещи, как атмосфера или идея всегда не будут лишними.


⇑ Наверх