Возрождение sci fi почему

Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Mr.Feeling» > Возрождение sci-fi: почему фантастика вновь становится популярным жанром?

Возрождение sci-fi: почему фантастика вновь становится популярным жанром?

Статья написана 9 мая 2015 г. 07:10

На одной из недавних церемоний «Оскар» фильм «Гравитация» Альфонсо Куарона получил сразу 7 наград, тем самым официально подтвердив тенденцию триумфального возвращения научной фантастики на экраны.

Еще несколько лет назад научная фантастика считалась буквально «мертвым» жанром: практически все фильмы, посвященные этой теме, не привлекали большого зрительского интереса, не получали профессионального признания и не были успешными с коммерческой точки зрения. Можно вспомнить и «Красную планету» с Вэлом Килмером в главной роли, собравшую только 33 млн долларов при 100 потраченных, и «Поле битвы  — Земля» с Джоном Траволтой, убытки от которого составили больше 40 млн долларов.

Ситуация коренным образом изменилась в прошлом году, когда вышло сразу несколько удачных фильмов о космосе и инопланетных цивилизациях. «Гравитация» Альфонсо Куарона, «Стартрек: Возмездие» Дж. Дж. Абрамса, «Обливион» Джозефа Косински, «Элизиум» Нила Бломкампа, «Война миров Z» Марка Форстера — все эти картины многократно окупились в прокате и получили положительные отзывы критиков. В самое ближайшее время в прокат выйдут потенциальные блокбастеры «Интерстеллар» Кристофера Нолана, «Восхождение Юпитер» Энди и Ланы Вачовски, новая «Планета обезьян» Мэтта Ривза. Наконец, уже в апреле начнутся съемки седьмого эпизода «Звездных войн», а в октябре — сразу трех сиквелов «Аватара».

Всплеску широкого интереса к научной фантастике способствовал ряд факторов. Один из них связан с возросшим интересом СМИ к космической теме. Благодаря массовым публикациям в прессе и репортажам на телевидении, общество стало активно интересоваться новыми научными открытиями, сделанными за последние годы. Например, в декабре прошлого года на спутнике Европа были обнаружены гейзеры с водой, что дает повод реально задуматься об инопланетной жизни. Американский космический аппарат для исследования дальних планет «Вояджер», запущенный еще в 1977 году, достиг межзвездного пространства, первым из созданных человеком устройств выйдя за пределы Солнечной системы, и, согласно данным от 14 февраля 2014 года, преодолел рекордное расстояние в 18,999 млрд км, — возможно, когда-нибудь он доберется до цивилизации из другой галактики. Наконец, в конце октября прошлого года ученые заявили об открытии ближайшей к Земле планеты-близнеца в отношении размеров и состава — Кеплер 78б: вполне вероятно, что и на ней когда-то могла быть жизнь. Постоянные обсуждения этих событий в СМИ дают зрителю ощущение, что фильмы об инопланетянах и космических путешествиях однажды могут оказаться правдой, о которой лучше знать заранее.

В последние годы, благодаря развитию технологий, стоимость производства фильмов и в частности спецэффектов, которые раньше составляли существенную долю бюджета фильмов sci-fi, значительно снизилась. В результате то, что раньше было доступно только крупным голливудским студиям, сегодня стало возможно и независимым. Подтверждение тому — целый ряд инди-проектов о космосе, появившихся за последние годы. Они доказали, что снять научно–фантастическое кино без ущерба качеству можно и за небольшие деньги. Бюджет фильма Данкана Джонса «Луна 2112» составил всего 5 млн долларов, а «Другой Земли» и «Монстров» и вовсе 200 и 500 тысяч долларов соответственно.

При этом каждая из этих картин собрала в прокате сумму, в несколько раз превысившую расходы на производство: бокс-офис «Луны 2112» составил 10 млн долларов, «Другой Земли» — почти 2 млн, а «Монстров» — чуть больше 4–х. Таким образом, несмотря на скромные по голливудским меркам сборы, эти фильмы успешно окупились в прокате, и сегодня независимое кино про космос прочно заняло свою нишу.

Если раньше студии неохотно брались за sci-fi проекты и практически не рассматривали сценарные заявки, посвященные космической теме, то сегодня сценарии на эту тему очень востребованы. Это привело в индустрию новых интересных авторов. Так, например, сценарий фильма Кристофера Нолана «Интерстеллар» о существовании пространственно-временных «кротовых нор» написал один из самых авторитетных физиков-теоретиков нашего времени Кип Торн. Сегодня, пожалуй, ни один другой жанр не дает автору такой творческой свободы: если раньше их фантазию сильно ограничивала стоимость производства написанного ими сценария, то сегодня практически нет никаких рамок. Удешевление компьютерных технологий позволяет сценаристам придумывать самые невероятные миры, наделять своих героев любыми особенностями. Все это привлекает новых молодых талантливых авторов, которые с удовольствием пишут сценарии для фильмов в этом жанре.

Еще один фактор, повышающий привлекательность этого жанра для продюсера, — экономия на актерском составе. Для успеха научно–фантастических фильмов, как и для триллеров, необязательно наличие больших звезд. Это два редких исключения из правил, когда зрители ходят «на жанр», а не на актеров.

Все вышеперечисленные факторы привели и к тому, что растущая волна sci-fi фильмов из кино переместилась и на телевидение. Если за прошлые годы из ярких телепроектов можно вспомнить сериалы «Доктор Кто» и «Стартрек», которые шли на экране не одно десятилетие, то в последние годы был запущен не один десяток sci-fi сериалов. С большим успехом с 2009 года идет «Склад 13», с 2011-го — продюсерский проект Стивена Спилберга «Рухнувшие небеса», с 2012-го — «Континуум» и «Революция». Также в прошлом году были запущены научно-фантастические сериалы «Вызов», «Под куполом», «Рик и Морти», «Почти человек». С февраля 2014 года с неплохими рейтингами выходят «Несчастные» (история любви девушки и инопланетянина). Наконец, в середине марта планируется премьера сериала «Сотня» (о приключениях малолетних преступников на постапокалиптической Земле), а в июле — «Существующая» о женщине-астронавте с миссией в космосе. Причем эксперты прогнозируют, что этот рост продолжится и дальше.

Этому способствует появление новых кабельных телеканалов в Америке и Европе, готовых к производству более рискованных проектов и ставших своего рода экспериментальными площадками для создания абсолютно новых по форме и содержанию сериалов. А рост кабельных каналов во всем мире делает выгодной международную дистрибьюцию этих сериалов, ведь их темы универсальны и понятны жителям любой страны.