Контролирумое безумие или


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Fadvan» > Контролирумое безумие, или эволюция фантазии фанстастов в 21 веке.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Контролирумое безумие, или эволюция фантазии фанстастов в 21 веке.

Статья написана 19 августа 2015 г. 16:54

Во времена Советского Союза книги было достать сложно. Но фантастика чувствовала себя хорошо — у нас были Стругацкие, за рубежом Лем, Шекли, Хайнлайн, Брэдбери, Герберт и Желязны. Фантастические сюжеты базировались на освоении человеком космоса, а фэнтези опиралась на Толкиена и дотолкиеновские легенды (мифология и король Артур). В 60-тые года мысли о колонизации других планет и межзвёздных перелётах (или вратах) казались вполне реальными. Но сейчас они уже вызывают сомнения и неверие, потому что знания о космосе расширились, а вот технологии изменились недостаточно для воплощения фантазий в обозримом будущем. Классическое фэнтези же успело приесться и засесть в печёнках. Что же стало с фантастической литературой в 21 веке? В фэнтези первым отцом-основателем новой традиции стал Джордж Мартин. Реалистичное и натуралистичное фэнтези, основанное на интригах, насилии и сексе. Его продолжатели — авторы так называемого dark fantasy, где всё это замешано погуще. В твёрдой научной фантастике же идёт упор на замудрёную философию и лексическую сложность текста. Но что стало с фантазией авторов? Для читателей и для авторов она выражается, по моему мнению, во фразе «Чем безумнее, тем лучше». Безумный и страннейший мир, необычные расы и герои, закрученный сюжет. Примеры: Чайна Мьевиль, Р.Скотт Бэккер, вот теперь ещё и Майкл Р. Флетчер появился на горизонте. Причём их безумие мира логически обосновано, а фантазия настолько изощрённая, что лично у меня ничего, кроме отторжения, не вызывает. В НФ — это Питер Уоттс, Майкл Флинн, Энди Вейер. Тут немного другая картина — космическую фантастику они переродили в замудрёное чтиво, сложное для восприятия, и логикой пытаются объяснить то, что пока человечеству недоступно для понимания. Чем «богаче» у автора фантазия, чем нестандартнее он мыслит — тем больше он вызывает интерес читателей. Вот и вся эволюция — переход в контролируемое безумие. Но это моё мнение и, думаю, его мало кто разделит. Ну и напоследок анекдот: «Зачем читать? Сидишь над кусками пропечатанного текста и испытываешь мысленные галлюцинации». Так то оно так. Но большинство книг 20 века учили чему-то, трогали душу, цепляли чувства, и так далее. А сейчас фантастика создаётся для трахания мозга, и чем изощрённее, тем лучше. Но это для интеллектуалов, которые в детстве зачитывались не Толкиеным и Льюисом, а Желязны и Лемом. Для людей попроще: подростковая фантастика. Голодные игры, Дивергент, Бегущий в лабиринте... Их в расчёт не берём. Там всё достаточно шаблонно.





108
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение19 августа 2015 г. 17:00

цитата Fadvan

Во времена Советского Союза книги было достать сложно. Но фантастика чувствовала себя хорошо

цитата Fadvan

В 60-тые года мысли о колонизации других планет и межзвёздных перелётах (или вратах) казались вполне реальными. Но сейчас они уже вызывают сомнения и неверие, потому что знания о космосе расширились, а вот технологии изменились недостаточно для воплощения фантазий в обозримом будущем

цитата Fadvan

большинство книг 20 века учили чему-то, трогали душу, цепляли чувства, и так далее. А сейчас фантастика создаётся для трахания мозга, и чем изощрённее, тем лучше

В огороде бузина, а в Киеве дядька. Начали за здравие, кончили за упокой...


⇑ Наверх