Шедевры анимации Мамору Осии


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «rusty_cat» > Шедевры анимации: Мамору Осии "Небесные тихоходы" / "Sky crawlers"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Шедевры анимации: Мамору Осии «Небесные тихоходы» / «Sky crawlers»

Статья написана 15 июля 2009 г. 18:58

Во-первых, сразу поблагодарю фансаберов и тех, кто озвучил, благодаря которым фильм удалось посмотреть, а во-вторых, поплююсь на то, что они в итоге натворили: половину фильма приходится слушать английскую речь с английскими титрами (а это ни много-ни мало — репортажи по телевизору, т.е. общественная жизнь, а не бытовые разговоры, или полные специфических терминов переговоры между летчиками в небе, то еще удовольствие листать словарь в самых захватывающих и динамичных сценах фильма), другую половину приходится смотреть с дурным русским переводом (чего только стоят синонимы в скобках?!) и еще более дурной русской озвучкой, когда в субтитрах читаешь больше, чем слышишь от переводчика, в итоге осознаешь, что понял до обидного немного. Но это означает лишь, что когда появятся приличные сабы — у меня будет повод пересмотреть это выдающееся полотно. Этот «не мультик, но фильм».

В типичной для себя позднего манере Осии сделает фоны и обстановку (технику, архитектуру аэродрома, стены помещений, даже складываемую газету) в 3D и оставит для графики то, что может сделать только живой художник — движения людей, жесты, эмоции. И в очередной раз Осии докажет, что эта нехитрая связка — идеальна для современной анимации, в том числе, для создания «кино», а не мультиков. Будет и любимая собака Осии, которая у меня прочно ассоциируется с котенком возле аэродрома в рассказе Ричарда Баха, только с гораздо более печальным оттенком.

Но главное для кино, а оценивать я буду именно как кино, — художественность сюжета и художественность образов. И если с сюжетом, как это стало привычным для позднего Осии, — не так просто, т.е. не ждите однозначной и внятной фабулы, то с художественностью в картине — полный порядок. Помните «Мертвеца» Джармуша? В чем сюжет? Так и здесь.

Альтернативный мир, место действия: небольшой аэродром, где ежедневно три-пять пилотов истребителей времен второй мировой совершают вылеты на своих крыланах, и часто, из этих полетов они возвращаются не все. И тут можно вспомнить, «Нормандию Неман» и «В бой идут одни старики», потому что картина Осии — хоть и не конкурент этим великолепным, но реалистичным фильмам; но полотно того же порядка, только более философского, а следовательно — фантастического.

«Война — дело молодых, лекарство против морщин...»

В отличие от «Кузнечика», героям SC повзрослеть не удастся и они знают об этом, потому что они Килдрены — нестареющие дети, генетически выведенные существа, которые не взрослеют, не стареют, но и не могут умереть естественной смертью, т.е. вынуждены погибать — или выведены для войны исмерти? Тут уж как больше нравится.

О том, что главный герой — новичок, прибывающий на аэродром под руководство Кусанаги, — тот самый «прежний» пилот самолета, можно догадаться сразу: сразу после того, как он не может (и не хочет!) вспоминать свое прошлое, после того, как никто не станет рассказывать ему о прежнем пилоте, после того, как самолет станет слушаться его, как родной, и после показанной крупным планом сломанной спички. Но вот какими тропами зритель придет к этому пониманию и сколько еще страшных открытий сделает, — настоящая изюминка фильма.

Герои фильма — дети и не дети. Нестареющие килдрены, которые встречаются со взрослыми женщинами, пьют пиво, водят самолеты, но при этом могут сидеть на детских игрушечных самолетиках, как заправские сорванцы в парке аттракционов. Эти дети окружены и некоторым числом взрослых людей — любовные партнеры или партнерши, техники аэродрома, владелец бара и привычные посетители. Эти дети едва ли не каждый день теряют в бою своих товарищей, но совсем не печалятся из-за этого: да и о чем печалиться, если вслед за потерей «бойца» в отряд прибывает новичок, который точно также ломает спички или складывает газету. А еще эти дети каждый день участвуют в бою, они ведут войну, которая совершенно неясно — с чего началась, кому нужна, с какой целью ведется и будет ли когда-то закончена. Эта война, их война — совершенно нереальна в мирной обстановке аэродрома, в мирных пейзажах окружающего мира, в зелени травы, в синеве неба и в спокойных лицах взрослых, которые окружают этих детей. Дети воюют. «Зачем взрослеть тому, кто может завтра погибнуть?»

«Только помня о войне, зная, что где-то проливается кровь, люди могут ценить мир!» Дети воюют, чтобы не было других войн на земле. Мир на земле куплен счастьем этих нестареющих бойцов. Вместо враждующих сторон: крупные корпорации, которые устраивают плановые военные действия и масштабные операции. Тайные боевые операции, которые транслируются по всем телевизорам страны, чтобы мирные жители могли наблюдать войну не выходя из квартиры или бара. Помните, такое было уже у фантастов: война велась средствами первой мировой, и герою удалось принести победу своей стороне, откопав планер в указанных временных рамках. Именно поэтому, дети воюют на старых самолетах, дети убивают только других килдренов, и бомбардировщики бросают бомбы только на военные базы противника. Только в этом случае, победы быть не может. Война должна продолжаться.

Туристка, прибывшая на аэродром, говорит ГГ: благодаря вам, мы можем жить в мире. Рано или поздно нестареющие дети понимают весь трагизм этого замкнутого круга и тогда у них остается единственный способ разорвать его — умереть. Для этого существует Жнец, — «взрослый» вражеский ас «Учитель», с черной пантерой на боку самолета. Рано или поздно, пилот пробует сразиться с этим чудовищем и неминуемо погибает. Чтобы потом снова появиться на аэродроме с новым именем, новой памятью, но старой привычкой — ломать спички или складывать газету.

Надежда победить Учителя остается, а сами герои пытаются найти выход из этого круга, каждый своим способом — у Кусанаги есть дочь, Мицуя забывается в полете, а главный герой говорит: «Даже проходя один и тот же маршрут, я всегда могу найти что-то новое».

* * *

Несмотря на такое подробное описание сюжета, практически спойлерное до последней буквы, это ни в коем случае не помешает Вам посмотреть этот фильм и получить от него удовольствие. В деталях, из которых складывается сюжет, — достаточно зацепок, чтобы каждый мог понять его по своему. А красота, стиль и художественность — на высоте. Чего стоят сцены воздушных боев, выполненные в стиле **панк, где ** означает технологии второй мировой, вроде приставки стим- или паро-. Итак, любителям красивого кино, спокойного кино, вдумчивого кино... рекомендую.





213
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх