М.: http://www.kitoni.ru/?param=9&f...»>КИТОНИ, 2015
http://ic.pics.livejournal.com/e_bat...» title="Юлия Лавряшина. Майя, Пёс-рыцарь и кот о'Фей» />
– Вот смешная девчонка! В жизнь после смерти верит, а в параллельные миры – нет!
Девочка Майя – из детдома. Она попала туда после исчезновения родителей. Тогда ей было шесть лет, сейчас – тринадцать. Девочка оказалась талантливой художницей, и её, как вундеркинда, поощрили поездкой в «Дар» — лагерь для юных талантов, расположенный на берегу моря. Тринадцать счастливчиков, одарённых сверх обычного в самых разных областях – живописи, математике, химии, биологии, палеонтологии, истории, психологии – проводят лето в творческих и научных изысканиях, никто им не мешает, созданы все условия для плодотворного развития. Вскоре становится понятно, что организован лагерь не из бескорыстных побуждений, и вожатые пристально следят за времяпровождением своих подопечных…
О писательнице Юлии Лавряшиной я узнал совсем недавно. Издательство «Китони» в лице своего представителя само вышло на меня с предложение прочесть повесть «Майя, Пёс-рыцарь и кот о’Фей». Поискав информацию о писательнице в сети, я выяснил, что ею написано уже более двадцати книг, получено несколько премий, в том числе премия им. В.П. Крапивина в 2010 году за повесть «Улитка в тарелке» (прочесть её – у меня тоже в планах, и книга уже стоит на полке, ждёт своего часа).
Так сложилось, что из всего свода «обязательной подростковой литературы» (как классической, так и современной) я в своё время прочёл не очень много и обрывочно. Немного Марка Твена, немного Дюма, местами Стивенсона, совсем чуть-чуть Вальтера Скотта. Единственные писатели, чьё творческое наследие я изучил почти целиком на момент вступления мною в подростковую пору – это Хайнлайн (в том числе, «скрибнеровский» его цикл) и Крапивин (именно поэтому меня сильно заинтриговало получение Юлией премии писателя, настолько, что захотелось прочесть её книги). В настоящее время я пополняю багаж подросткового чтива за счёт современных авторов: «За горизонтом сна» Яны Дубинянской, «http://e-bath.livejournal.com/658138...»>Червивая луна» Салли Гарднер, «http://e-bath.livejournal.com/588498...»>Алый, как кровь» Саллы Симукки, «http://e-bath.livejournal.com/869429...»>Рельсы» Чайны Мьевиля, «http://e-bath.livejournal.com/649031...»>Полкороля» Джо Аберкромби, в ряд с ними встаёт и «Майя …» Юлии Лавряшиной. Говорю это не для сравнения – такие разные произведения сравнивать нет смысла, а для понимания, что о подобной литературе знаю я не очень много.
Но знаю, зато, что деление на «подростковую» и «взрослую» – это процесс, имеющий отношение более к техничной, чем художественной стороне вопроса. От этого не зависит, насколько увлекательна и интересна книга, насколько она умна и глубока, искренна и проникновенна.
Книга Лавряшиной – это мягкая фантастика, гуманитарная. Она без лихих постмодернистских заворотов, крутых технологический вывертов или тяжких натуралистических испытаний. Это рассказ о внутреннем мире девочки-подростка, попавшей в непривычную обстановку, чувствующей себя изгоем, сильной, но страдающей от одиночества и пустоты вокруг, ещё не знающей о любви, но уже предчувствующей её приход и подсознательно ждущей. Книга о сомнениях – в себе, в других, в мироустройстве. Книга о шаткости мира взрослеющего человека, о внезапной ответственности (не только за себя, но и за благополучие всего мира – как иначе?); конечно, в книги нашлось место и приключениям (по большей части духа, чем тела), путешествию (в страну фей, например), необычным, но верным друзьям (в наш мир они приходят, как подростки Аларм и Фланн, в параллельной же вселенной они – пёс и кот), врагам (зависть, страх, слабость, желание быть счастливым «просто так» — вот главные враги Майи, заставляющие окружающих её, вроде бы обыкновенных людей, совершать зло).
Не хочется раскрывать подробностей сюжета, он, в общем-то и так не слишком замысловат, просто поделюсь мыслью, которая не покидает меня после прочтения: эта книга на время возвратила меня в детство, я вновь ощутил себя подростком, и это очень ценно. В повести есть шероховатости, недосказанности, она словно бы обрывается на полуслове, точнее, на горьком судорожном полувздохе, если бы я прочёл её лет в тринадцать – то душа моя была бы разорвана в клочья, но сейчас я слышу, я чувствую эхо этого «бы», и вот за это огромное спасибо автору. Под наслоением прожитых лет, я раскопал себя того, давнего, вот он, здесь, никуда не делся…
ПС. Юлия рассказала мне (с ней можно пообщаться в сети ВК), что эта повесть – первая из цикла, уже написаны ещё три о дальнейших приключениях Майи, остаётся только дождаться, когда они будут изданы.