Молох


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Клован» > "Молох"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Молох»

Статья написана 24 июня 2016 г. 17:31

Пособие по психологии диктатора

   К Гитлеру у нас в стране два типических отношения — полное неприятие либо чуть ли не благоговение. И то и другое крайне агрессивное. Второе зародилось с развалом СССР и появлением в «новой России» собственных националистов, из которых лишь единицы понимали, в чем суть данного учения. Доводилось общаться и с теми, и с другими, сам побывал и в том, и в другом лагере, а затем повзрослел и, надеюсь, теперь отношусь к фигуре Гитлера как должно — как к великой исторической личности. Хотя, положа руку на сердце, конечно, нет — ведь тот же Сталин все-таки наш, а это же... И «Мою борьбу» читал, с чувством некоторого превосходства поглядывая на окружающих — во-первых, все же она каким-то образом запрещена, по крайней мере, прямое цитирование, а во-вторых, стало понятно, что подавляющее большинство телеголов, писателей и режиссеров, рассуждающих, пишущих и снимающих даже не о самом Гитлере, а о нацизме как таковом, букварь-то и не читали.

   И вот Александр Сокуров в 1999 году снимает (так и просится — «смело» или «провокационно», но нет — он тогда уже вовсе не ориентировался

на мнение отечественного зрителя и критика) первый фильм из своей «трилогии власти», все-таки с выходом «Фауста» ставшей тетралогией, — фильм о Гитлере «Молох». Показан один день в Бергхофе, где постоянно проживала Ева Браун и куда на выходной приезжают фюрер с четой Геббельсов и Борманом. Действие происходит либо в 1942, либо в 1943 году. Фильм снят в «фирменной» сокуровской манере — немного размыто, немного глухо. Очень досаждает невнятный перевод немецкой речи (да, герои, естественно, говорят по-немецки), к тому же явно неполный. Но это уже устоявшаяся практика — «нелегкий» фильм должен нелегко и смотреться. И такому фильму непроизвольно начинаешь верить. Вот натурально — будто замечательный сценарист Юрий Арабов где-то откопал засекреченные дневники с дословным описанием этого дня, а оператор с режиссером прямо из-за камней и снимали.

   Что же получилось? А получился уставший, больной, запутавшийся человек. Человек, а не тиран, диктатор, отец нации, фюрер. И его жалко. Он не может, уже десять лет не может побыть один, побыть собой. Вы только представьте себе, каково это? Сорок лет идти к своей цели, достигнуть ее и понять, что власть — это гидра. Срубишь сто голов, чтоб победить и в итоге вместо своей вырастет такая же, сто первая. Вот ты на вершине, окруженный толпой прихлебателей, которые помогли тебе туда забраться и вдруг превратились из друзей в льстецов и паразитов. Друзей нет — единственный друг (по крайней мере, так принято считать) Рудольф Гесс давно уж пропал в Англии. Подругу — Еву — вынужден скрывать от народа, держа ее практически в заточении в Бергхофе, изредка посещая на выходных. Вот такой день и показан.

  

   Гитлер отвык вести себя естественно. Он всегда на публике, ему всегда смотрят в рот сотни и тысячи людей, он разучился говорить — он ораторствует. Несколько раз за день он пытается поговорить с Евой и каждый раз срывается на «речь». А уж выходя к гостям, и подавно. Неважно, что это лишь три человека и прислуга — для Гитлера есть теперь только два типа разговора: выступление и приватная беседа, в которой хоть и допускаются какие-то вольности («Кто-нибудь хочет трупного чаю?»), но все равно секретарь с блокнотиком стоит за плечом — «вождь говорит«! И оказавшись один на один с Евой, он теряется. То по-детски дурачится, то выдает очередной спич, то сворачивается в комочек с требованием чтоб пожалели.

    Он понимает, что в ловушке, в которую сам себя загнал и из которой уже не выберется. Что эти люди вокруг только и ждут, чтоб захохотать на любые слова, потому что давно научились угадывать по его лицу, что вот сейчас он пошутит, или начать поддакивать с озабоченной физиономией, когда угадают, что он говорит серьезно. И Гитлер незатейливо развлекается, говоря то про войну с Италией, то про чехов, произошедших от монголов, ребячится, подбрасывая ежика на дремлющего Бормана и сваливая вину на Геббельса. И лишь один раз позволяет себе на секундочку стать человеком — в самом конце, уже уезжая, говоря Еве -- Самая хрупкая вещь на свете — красота. Пока вы живете, буду жив и я. -- а затем, подзывая Бормана, спрашивает: -А где эти... щенки? (в самом начале ему подносят показать щенков видимо от местной собаки, а он устало и раздраженно от них отмахивается) и тут же с тоской понимает, что их уже утопили из-за того, что он их отверг, и когда Борман лживо подтверждает, что, мол, чумка, привычно выдает новую глупость.

   Кино не для всех. Не только потому, что для многих оно просто будет скучным. А потому, что в Гитлере — порождении ада и карикатурной фигуре с нервным тиком — можно попытаться увидеть человека. Человека в ситуации, в которой никому не пожелал бы оказаться — всегда один в толпе обожателей.





205
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх