Творчество и


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «lordung» > Творчество и деньги
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Творчество и деньги

Статья написана 1 сентября 2016 г. 16:30

Кто и для чего сейчас пишет фантастику? Можно ли этим зарабатывать на жизнь, а дополнительно раскрывать свой творческий потенциал? Практически одновременно на эти темы высказались мои коллеги-писатели Олег Дивов (). Прочтите, это интересно:

http://mrscrooge.ru/­­blog/­­wp-con... » width="600» />

Алексей Гравицкий

https://www.facebook.com/­­alex.gravit...»>Тут меня очень разные люди несколько раз подряд в разных интерпретациях упрекнули, дескать я совсем ушел в сценарии и предал своих читателей.

Таки вот, что я скажу. Чукча не предатель. На самом деле все очень просто:

1. В сценариях я могу экспериментировать с разными темами и жанрами и мне это интересно. В литературе мне разрешено писать постапокалипсис и фентезню про попаданцев, что мне категорически не интересно. А то что мне интересно писать, ляжет в стол и не будет напечатано с очень большой долей вероятности.

2. В кино я имею возможность говорить на широкую аудиторию. В литературе даже в каких-нибудь посталкерских сериях тираж сегодня смехотвворен.

Теперь назовите мне хоть одну причину, по которой я должен писать то, что мне не нравится, для горсти людей, часть из которых даже не купит книгу, а скачает ее в сети на халяву, если я могу в это же время писать то, что мне нравиться, для большого количества людей.

О том, что за сценарии платят, а за книжки теперь уже нет, я промолчу.

И вот вам, ребятушки, горькая правда. Когда "преданные писателями читатели" орали о том, что писатели пишут говно, а информация должна быть свободной, лично я не очень возмущался, но предупреждал, что таким макаром скоро писателей не останется. Мне на это отвечали, мол классики полно и еще есть десятки тысяч "искренних писателей" на самиздате, которым важен читатель, а не бабло. Вот теперь, когда профессиональные литераторы массово свалили из профессии, у вас есть "писатели" с самиздата и классика. Вам чего-то не хватает? Так не я в этом виноват. И не те другие, которых вы — ЛИЧНО ВЫ — качая книжки на халявку лишили профессии, заработка, части жизни. Информация ж должна быть свободной, правда? И книжки сперва надо прочесть, а потом, может быть, за них заплатить, так ведь?

http://samlib.ru Сто тысяч авторов! Читать — не перечитать! Кушайте на здоровье. И не давите на совесть.

Олег Дивов

http://divov.livejournal.com/­­516967....»>Сколько может заработать писатель-фантаст

Не люблю мифы, жалобы и нытье.

Люблю взломанные мифы, обоснованные жалобы и конструктивное нытье.

Вдруг стало модным среди авторов, чьи тексты попадают в разряд "коммерческой прозы" и соответствующим образом оцениваются рублем и дубьем — например условных "фантастов" и примкнувших к ним, — сетовать на отсутствие перспектив. Рынок упал и мы вместе с ним. Нет смысла работать.

Падать нам и дальше есть куда, ведь ниже нуля — отрицательные величины типа издания за свой счет. Но давайте посмотрим не вниз, а наверх. На примере "фантастики" это особенно интересно, поскольку у нее аудитория достаточно узкая и четко очерченная. Потолок виден.

И что у нас на потолке? Есть такая премия "Фантаст Года", вручается она за максимальные совокупные бумажные тиражи. По итогам 2015-го ее получил Глуховский с результатом под 180 тысяч.

Люди скажут: его в свое время раскрутили. О'кей. Впритык за Глуховским в претендентах на "Фантаста Года" шла некая дама с псевдонимом, чтоб не соврать, "Звездная", отставая от лидера буквально на несколько тысяч экземпляров.

Зездную никто не крутил, сама выстрелила. С точки зрения любого издателя не автор, а подарок небес. По словам одного критика, пишет она "про то, как инопланетяне трахают домохозяек". Вероятно речь идет о модном сейчас направлении "романтическая фантастика".

По старым добрым временам 180 тысяч годового тиража — курам на смех. Для топовых детективщиц это и сейчас "ниочём". Но посмотрим: на что похожи даже столь скромные тиражи в абсолютных, извините, числах?

Предположим, что с упомянутыми авторами _первого_эшелона_ почему-то обходятся предельно жестко и вовсе не держат их за курицу с золотыми яйцами, а чисто за скотину, обстригли — и на бойню. Это выглядит примерно так: 180 000 х 20 рублей минус подоходный. То есть, больше трех миллионов чистыми в год. Не считая электронных продаж, а они у такого автора, хоть обдери его, как липку, дадут полмиллиона. Не повод задирать нос, но на жизнь хватит.

Вопросы есть?

Вопросов нет.

Если вас такой потолок устраивает — леди и джентльмены, заводите моторы.

Если нет — как верно заметил Медведев, уходите в бизнес.

Но ей-богу, хватит жаловаться.

На первый взгляд может показаться, что они говорят о разных вещах. Кто-то решит, что их мнения противоположны. Нона самом деле они говорят об одном и том же, и оба они правы.

От себя же хочу добавить, что жить на литературные гонорары в России можно. Но далеко не у всех это получается. И дело даже не в сумме гонораров, в политике издательств. Всякий раз мне приходится практически воевать с бюрократической системой, что вызывает лишь одно желание — плюнуть на все и заняться чем-нибудь другим. Тем, что будет приносить не только высокий, но и стабильный доход.

Эта мысль посещает не только меня. За последние два года писательский цех (особенно в развлекательных жанрах) обновился на две трети. Очень много новых авторов, пришедших с просторов того самого СамИздата, да пригоршня старых топовых писателей.

Как-то так.





160
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх