Книжный рынок в России


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «lordung» > Книжный рынок в России. Правила изменились
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Книжный рынок в России. Правила изменились

Статья написана 5 января 2017 г. 14:11

https://pp.vk.me/c633426/v633426582/2d4cd...» style="float: left;» width="300» />Эту заметку я готовил давно, первые наброски появились ещё летом прошлого года. Но для того, чтобы материал получился более объективным и полноценным, я дождался итоговых отчетов от крупнейших игроков на отечественном и западном книжных рынках. И вот что я имею вам сказать.

Литература, ее создатели и потребители изменились. И в 2017 году перемены эти уже не то чтобы стали очевидными. Уместнее, на мой взгляд, будет сравнить это с метаморфозой гусеницы, покинувшей свою куколку и превратившейся в бабочку.

В результате монополизации отечественного книжного рынка (речь о том, что более половины художественной литературы, треть нон-фикшена, четверть учебной литературы и почти половина легальных электронных книг принадлежат в России одному холдингу), общественности навязывается одна единственная информационная позиция, которая не соответствует действительности. Но при этом есть и вторая реальность, альтернативная книжная (литературная) Россия, существующая параллельно. И многие не могут понять: литература в России жива или уже нет? Пиратство побеждает или побеждено? Электронные книги продолжают набирать популярность или уже достигли предела? Как и почему такое происходит и где же истина? Давайте разберемся.

Монополизация официального книжного рынка привела к тому, что в массы транслируется одна точка зрения, подающаяся как единственно верная. То есть одна корпорация сообщает о состоянии дел внутри себя, но СМИ подают это как состояние дел на все книжном рынке России. Подобную ошибку в подведении итогов уже совершали наши западные коллеги.

С 2011 года на американском и европейском книжных рынках отмечали спад продаж бумажных книг на фоне роста продаж электронных. Последние пару лет западные книжные рынки с радостью рапортовали о возвращении былой популярности у бумажных изданий и «застоя» на рынке электронки. И многие российские аналитики встретили это известие с восторгом, но при этом не учли пару больших «Но», а именно:

— в 2015 году на книжном рынке отсутствовали новые бестселлеры,

— мода на книжки-раскраски для взрослых,

— поднятие цен издательствами «Большой пятерки» на электронные книги (если раньше эл. копия книги стоила дешевле бумажной, то теперь на Амазоне она обойдется вам в ту же цену).

И самое главное, на что большие традиционные издатели (как на Западе, так и в России) не обращают внимания (а следовательно, не учитывают эти данные и не транслируют эту информацию через СМИ):

— Стабильный и уверенный рост продаж книг, выпущенных самими авторами (инди-авторы на Западе, самиздатовцы в России), лит агентами, маленькими издателями. Если говорить о западном рынке, то там в итоговых отчетах о состоянии книжного рынка не учитывается Amazon и несколько его импринтов. В России же электронные продажи учитываются лишь по статистике Литреса и его импринтов.

К слову, из-за отчетов аналитической группы http://authorearnings.com/">AuthorEarnings о продажах Amazon и независимых авторов, на Западе кое-кто потерял свои посты.

— Продажи электронных книг после повышения на них цен действительно падают, но только у традиционных издателей: из общего тиража на них приходится только 25%;

— Если учесть продажи не только обычных издателей, то окажется, что больше 4/10 книг, продаваемых на рынке (американском) — электронные;

— В некоторых категориях доля электронных книг еще выше: 68% художественных книг и 89% любовных романов;

— Примерно каждая десятая электронная книга издана под импринтом Amazonа.

На нашем книжном рынке перемены происходят гораздо медленнее, но почти повторяют опыт Западных рынков. Основным отличием у нас является тот факт, что спрос диктуется и навязывается не монополистом книжного рынка, а пользователями интернета. Почему так происходит?

— электронное пиратство (на них до сих пор приходится 90% от общего количества скаченных в сети книг);

— заторможенность и неповоротливость монополистов;

— большая (в сравнении с западными рынками) активность по освоению рынка электронных книг инди-авторами и литературными порталами

— скудный ассортимент на официальных сайтах по продаже электронных текстов.

Да, в конце 2016 года отечественная книжная индустрия «условно» вышла в плюс (впервые с начала затяжного книжного кризиса, который многие отсчитывают с 2008 года) и заявила о росте выручки на 8% (в сравнении с 2015 годом). Но по факту, никакого «роста книжного рынка» не произошло. Доходы издательство-монополист получило лишь благодаря поднятии отпускных цен. Ассортимент и тиражи как сокращались, так и сокращаются.

Единственные две категории, чьи продажи в России растут как официально, так и неофициально, это аудио и электронные книги. Официально они составляют 4% от общего числа продаж, неофициально — 8%.

Подобный системный крис и игнорирование реального положения вещей в книжной индустрии привело к тому, что в России литература (как культура и как бизнес) все дальше и быстрее уходит из рук монополистов и официальных лиц.

С 2017 года я могу смело говорить о том, что в России появился альтернативный книжный мир. Хорошо это или плохо? Поговорим на эту тему в следующий раз.





134
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх