fantlab ru

Фрэнк Герберт «Бог-Император Дюны»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.79
Оценок:
2162
Моя оценка:
-

подробнее

Бог-Император Дюны

God Emperor of Dune

Роман, год; цикл «Вселенная Дюны»

Аннотация:

Три с половиной тысячи лет Империей правит один и тот же человек, вернее существо, ибо Лето II все это время переживает устрашающий метаморфоз, превращаясь в песчаного червя. Но это вынужденная жертва: только такая телесная оболочка позволяет ему оставаться в живых уже тридцать пять столетий, более того — считаться Богом. Все это время он пользуется своей политической, религиозной и экономической властью, чтобы закрепить человечество на Золотом Пути.

Создана исключительно женская армия — так называемые Говорящие Рыбы. Грандиозная экологическая трансформация Арракиса фактически завершена — на планете теперь есть реки, озера и леса. Нет только фрименов и песчаных червей, производивших Пряность. Последняя пустыня — Сарьир, где Лето II любит проводить свое время. Космическая Гильдия на коленях, Бене Гессерит вынуждены смириться с существующим порядком. Икс сотрудничает с Императором. Но есть и мятежники, и что самое удивительное, они прекрасно вписываются в загадочные планы Лето II. Бене Тлейлаксу воспроизводят для Императора бесчисленных гхола Дункана Айдахо. Сам Лето II занят, среди прочего, собственной генетической программой. Сиона Атрейдес — ее звено. И есть еще Хви Нори, посол Икса. Как повлияют они на судьбу Бога-Императора?

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Великое Кольцо, 1993 // Крупная форма (перевод)

номинант
"Сталкер" / Stalker, 2006 // Переводной роман. 4-е место (США)

Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Дюна. Вторая трилогия
2017 г.

Издания:

Бог-император Дюны
1993 г.
Бог-Император Дюны
1994 г.
Третьи войны пустыни
1994 г.
Бог - Император Дюны
2000 г.
Бог-Император Дюны. Еретики Дюны. Капитул Дюны
2004 г.
Бог-Император Дюны. Еретики Дюны. Капитул Дюны
2004 г.
Хроники Дюны
2013 г.
Все хроники Дюны
2015 г.
Бог-Император Дюны
2015 г.
Дюна: Бог-император Дюны. Еретики Дюны. Капитул Дюны
2017 г.
Дюна
2020 г.
Дюна: Бог-император Дюны. Еретики Дюны. Капитул Дюны
2020 г.
Дюна: Бог-Император Дюны
2020 г.
Бог-Император Дюны
2022 г.

Самиздат и фэнзины:

Хроники Дюны. Том 2
2021 г.

Аудиокниги:

Бог-Император Дюны
2021 г.

Издания на иностранных языках:

God Emperor of Dune
1981 г.
(английский)
God Emperor of Dune
2003 г.
(английский)
God Emperor of Dune
2019 г.
(английский)
Бог-Імператор Дюни
2020 г.
(украинский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Половину книгу можно смело растащить на цитаты в гипотетическом паблике а-ля «мамкин философ»...с такой серьёзностью они вещаются Гербертом со страниц этого опуса.

« Точный, но двусмысленный ответ служит для человека подтверждением его самого глубокого страха»

Или : « Почешите как следует консерватора и вы обнаружите человека, который предпочитает прошлое самому светлому будущему».

Камон,рили?

Этот смешной, назидательный тон,которым сочится буквально каждая строчка — не вызывает ничего кроме отторжения ибо претендует на какое-то откровение,глубину или вау-эффект,но не создаёт ничего кроме лютого фейспалма.Для меня Дюна закончилась на первой книге.давайте,минусуйте,че!

Оценка: 4
– [  27  ] +

Ссылка на сообщение ,

Многими книга описывается как шедевр серии: трудночитаемая, но глубокофилософская, на фоне которого предыдущие части — «тупой экшон». По факту имеем:

1) Какая-то псевдофилософия, которую непонятно как трактовать. Если это философия мира Дюны, то у читателя тупо нет возможности проверить, имеет ли она отношение к окружающей вселенной. Экшона нет, потому это все остается оценочными суждениями Лето. Если же пытаться применить к реальному миру, то все довольно кусочно, примитивно и затянуто. Стоит прочитать Государя Макиавелли (обьемом раз в 10 меньше, между прочим), чтобы понять, что Герберт по сравнению с классиками философии власти — эдакий колхозный математик самоучка на фоне ученых из академической среды

2) Куча недомолвок, полунамеков, недосказанностей и т.п., которые якобы должны заставить читателя думать, а по факту пыль в глаза за которой ничего не стоит:

- Золотой путь, который якобы все понимают, но в чем его суть, почему он так крут и неотвратим так никто и не озвучивает

- Куча диалогов, где Лето гонит какую-то пургу и его собеседник внезапно говорит «я все понял»

3) Непонятная мотивация и бессмысленные действия персонажей, а особенно Лето: свадьба, фримены, гхола Айдахо

Оценка: 5
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

С небольшими сокращениями с Medium (https://bit.ly/3gz7n2d).

Лучшее, что есть в этой книге — вступление о находке Ракийского клада и пролог о похищении записок Лето II, остальной текст к художественной литературе и космоопере имеет весьма отдаленное отношение: это компендиум диванного ницшеанства, замешанного на гомофобии, недотрахе и рейганомике, с отчетливым ретрофутуристичным древнеегипетским оттенком, заставляющим вспомнить снятые заметно позже «Звездные врата» и «Богов Египта», чья художественная ценность, впрочем, заметно выше. Лето II, человекочервь, погрузивший Империю Человечества в социокультурный стазис, еще три с половиной тысячи лет назад построил крупнейшую в истории систему гидравлического деспотизма и, замкнув все каналы распределения Пряности на себя, теперь в основном развлекается по конфискованной у Бене Гессерит селекционной программе. Но — какая неожиданность! — даже в этой тошнотворно детерминистской системе зарождается апериодическое поведение, чувствительное к начальным условиям. У Мартина в «Песни Льда и Огня» боги подбрасывали монету каждый раз при рождении Таргариена, у Херберта это происходит при зачатии очередного клона Дункана Айдахо, который в «Боге-Императоре Дюны» окончательно номинируется на должность главного героя Дюниверсума.

Вы уже наверняка сообразили, что сам Лето II есть просто Левиафан Гоббса, в некотором роде даже более омерзительный, чем Председатель партии из «Веры отцов наших», и, в отличие от последнего, не внушающий никакого экзистенциального страха (если вы подозреваете, что «Бог-Император» окажет на вас снотворный эффект, прочтите лучше рассказ Дика, он, в общем, примерно о том же, но на полтысячи с лишним страниц короче).

Возможно, я прочел «Бога-Императора Дюны» (впервые и в последний раз — в 14 лет) в резком расхождении с рекомендуемой Хербертом трактовкой, но меня с первых же глав донимала усиливающаяся уверенность, что Золотой Путь Лето II — совсем не единственный практически реализуемый вариант спасения человечества от верной гибели. Напротив, это сам Лето II, говоря приложенными к его отцу Павлу Атриду словами Палимбаши, заморозил свою Вселенную (включая Империю, но не ограничиваясь ею) в этой единственной системе, являвшей его взгляд на время, и угроза выживанию человечества появилась именно оттого, что провидец-Червь озаботился этическим обоснованием своего многотысячелетнего хищничества — быть может, именно по этой причине отец не узрел его в видениях периода «Мессии», предварявших смерть Чани родами и уход в пустыню. Кем бы себя ни мнил сам Лето, ко времени действия книги от сына Павла Атрида в нем не осталось ничего: оболочка Червя с трудом удерживает бурлящую агломерацию предковых разумов, априори не более полномочную принимать решения за человечество, чем представленное Стариком и Старухой сообщество автономных лицеделов Рассеяния спустя полторы тысячи лет.

Вероятно, основная проблема «Бога-Императора Дюны» в том, что эта книга изначально вообще не должна была появиться. Как вспоминает близкий знакомый Херберта Норман Спинрад, третий роман о Дюне, «Дети Дюны», должен был стать последним; сам Фрэнк говорил, что в начале намеревался написать одну большую книгу и так ее продумал, а некоторые фрагменты «Мессии» и «Детей» созданы еще до 1965 года, когда вышла и моментально стала бестселлером поколения изначальная «Дюна». По соображениям издателей ее пришлось публиковать разбитой на три части.

«Остальные писались в основном ради денег, когда поступали предложения, которым он не мог отказать», констатирует Спинрад.

Меньшая проблема проистекает из глубочайшей сексуальной фрустрации, которой проникнут весь текст и, конечно, монологи Богочервя, чьи мужские телесные признаки давно атрофировались. Вызвана она решением Херберта вступить в брак с Терезой Шэклфорд (прототипом иксианки Хви Нори) только после смерти Беверли, прообраза леди Джессики, хотя связь на стороне началась уже давно.

Оно было принято, между прочим, под влиянием ментального послания от почившей супруги, выдержанного в лучших традициях ньюэйджевых откровений и меланжевых трансов.

Брак не продлился и двух лет, поскольку Херберт вскоре умер от рака поджелудочной железы, но нарастающая страсть к Терезе дает о себе знать и в «Боге-Императоре», и в двух следующих романах цикла, где Шэклфорд превращается в Верховную Мать Бене Гессерит Альму Мавис Таразу, а основным оружием покорения Вселенной становится оргазмическая амплификация.

Как ни удивительно, литературный уровень их пошел резко по восходящей, и «Капитул Дюны» можно смело отнести к шедеврам философской НФ. Но это уже другая история — и другие записки, похищенные не Сионой Атрид, а Брайаном Хербертом и Кевином Андерсоном.

Оценка: 2
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Честно говоря, мне трудно определиться с оценкой.

Роман тягучий, как кисель – это да. Но первую часть романа читать было всё же любопытно. Было интересно смотреть, как поменялся мир за три с половиной тысячи лет. Во что превратилась Дюна, как изменился баланс сил во Вселенной, как изменилось общество, религия Дюны. Как изменился сам Лето, в конце концов. По-моему, автор удачно использовал Дункана Айдахо – человек из классической «Дюны», «заброшенный» в далекое для него будущее. Я не согласен, что за героев в романе трудно переживать. За того же Дункана переживается, его душевные метания, его сомнения, гнев, практически детективная подоплека со скрытым от него прошлым его предшественников – на мой взгляд главный нерв романа. На второе место я бы поставил Монео. Он для меня картина того, во что превратились Атрейдесы. И через него же удачнее всего отражается Бог-император, через его страх, через постоянное напряжение и преданность. Вот тут для меня ярче всего открывалась его неоднозначность – бог, двигающий мир по Золотому пути он, или тиран, от скуки играющий в людей как в игрушки, в пластичный материал? Меньше симпатий вызывала Сиона – да её и было в романе как-то не очень много; тоже косвенное доказательство, во что превратились Атрейдесы – в нечто второстепенное (более жалко выгладили только фримены).

А вот с Лето – с центром всего романа, ибо он и объект, и субъект – у меня и вовсе возникла проблема. Если через Айдахо, Монео, Сиону и прочих чувствовалась его «инаковость» – по их реакциям, мыслям, страхам и так далее – то читая фрагменты, непосредственно повествующие о Боге-человеке-черве, постоянно казалось, что автору приходится насильно (часто и очень навязчиво), возвращать читателя к мысли, что он все же не человек. А без этого-то постоянно представлялся в человеческом обличье. Каким-то размытым был, что ли… Явная попытка вызвать жалость к нему – жертва своей формой на благо человечества, вечное одиночество – у меня лично не вызывала больших впечатлений. Я в принципе ему не сопереживал – не получалось.

Где-то в середине романа все, на мой взгляд, и вовсе стало зажёвывать. Сюжет двигался путём эпизодов-бесед, а они вдруг стали однообразными (слегка подогревали только жидкие интриги Иксианцев и Тлейлаксу, которые чаще проходили, будто на втором плане). Не менялись темы. Жертва, инаковость, одиночество (кстати, стало раздражать обилие нечаянных слёз, пролитых Хви Нори), предзнание; благодетель он или тиран?.. Все линии, к тому моменту уже нарисовались, все роли определились –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Хви Нори – ловушка; Айдахо – ревнивый влюблённый; Говорящие Рыбы – фримены будущего, Сиона и Айдахо – вожди для нового времени; а Лето готовится к смерти (логика – иначе зачем, имея промежуток в три с половиной тысячи лет, показывать именно этот отрезок).

Запоминается малое. Если в первом романе цикла (его я считаю более совершенным, если не сказать идеальным) было много действий, а вся философия была где-то рядом, эпизодами – но именно философия запомнилась даже ярче сюжета. То здесь (да и не только; во всех пока романах кроме первого) основой была философия. Но когда внезапно появлялось действие – оно запоминалось, вливалось в историю, как чистый воздух. Не думаю, что так было задумано. Ведь философия-то не запомнилась… Понятие «Золото путь», набило оскомину и скорее потеряло смысл, чем приобрело. Диалоги и мысли Лето были перегружены и часто воспринимались как некая вода (иронично, да). Он вообще был слишком навязчив, этот Лето, слишком зациклен на себе любимом – цитаты из «Найденных записок», кажется, состояли только из того, насколько он не такой как все. Запомнились эпизоды явного феминизма (роль Говорящих Рыб, врождённая агрессивность мужчин, сексуальный подтекст) – но тут, возможно, играл год написания, 1985, вопросы взаимоотношения полов в самом разгаре. А больше как-то и ничего…

Но финал вновь подогрел. Сплетясь в эффектной точке, все линии дошли-таки до накала, до драматизма. Наконец-то стало жалко и Лето –

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
эффектный ход, уйти из жизни на последнем пике своей угасающей человеческой природы.
И план, пусть он и проглядывался ранее, будучи полностью реализованным все же вызвал определённое восхищение – опять тонкая игра, когда все будто сами собой делают то, что нужно главному герою. Из-за этого финала роман оставил ощущение долгого – да, иногда нудного, но язык не повернётся всё же сказать «скучного», – начала. Нам показали Лето, как основу мира, его единственный фундамент.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
И теперь фундамент рухнул, исчез. Что станет с миром? Что станет с героями, лишёнными и десятой части тех возможностей, что были у Лето?
Эти вопросы очень и очень интригуют. И дают надежду на весьма интересное продолжение. И, кстати, финальный эпизод, да и некоторые эпиграфы из «далекого будущего» придают всё-таки приятное, слегка головокружительное ощущение масштабов времён и событий в цикле. Надеюсь, всё это оправдается.

Оценка: 7
– [  29  ] +

Ссылка на сообщение ,

Старина Фрэнк, что называется, перемудрил. Я, конечно, понимаю его стремление написать эпическое полотно истории планеты Дюна, максимально растянутое во времени, но в четвертой книге от оригинальной истории Дюны почти не осталось следа. Вся та замечательная Вселенная Дюны, которая полюбилась мне по классической трилогии, канула в небытие — фримены теперь не более, чем крестьяне, пустыня практически исчезла, Бене Гессерит и Гильдия ушли с арены борьбы за власть. Нет в книге той романтики пустыни и жизни ее обитателей, которая завораживала в предыдущих романах. Ни стилсьютов, ни крис-ножей, ни батальных сцен, ни мудрости обитателей пустыни — всего этого уже нет. Я, конечно, понимаю, что действие происходит спустя три с лишним тысячелетия с момента восшествия на престол Лето Второго, но все же... Нельзя было Фрэнку полностью отказываться от очарования первых книг.

В течение всего повествования Бог-император мучается под бременем своей Вселенной. Пока читал, не покидало чувство эдакой жалости по отношению к главному герою — и желание, чтобы его муки наконец-то прекратились. Вот такой вот бедный-несчастный Бог-император. Три с половиной тысячи лет мучений во имя человечества — воистину жалко парня))

Второстепенные герои невыразительны и невразумительны. Чего только стоит клон Дункана Айдахо, истеричный и эгоистичный! А ведь в предыдущих романах он всей душой и сердцем был на стороне Атрейдесов. Или Сиона (потомок рода Атрейдесов) — переполненная юношеского максимализма особа.

Пожалуй, единственный интересный поворот сюжета — введение на политическую арену Икса и Тлейлаксу. Но опять же — идея хороша, а реализована слабо. Из участия представителей этих двух планет в заговорах против правящей династии можно было сделать куда более интересные повороты сюжета.

По прочтении поймал себя на мысли, что не испытываю симпатии ни к одному из героев. А ведь какие были образы в предыдущих частях! В общем, весьма унылое продолжение действительно эпического полотна автора.

Ставлю 6 только из уважения к автору и будучи поклонником классической трилогии. Перечитывать не буду точно.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первые три книги я прочитал по два раза с большим перерывом, и получил много удовольствия от процесса. Все книги разные, но во всех есть основополагающие качества: масштаб, баланс между экшеном и диалогами, интересные персонажи с развитием, насыщенная картина мира и ненадуманные эмоции. Дюна и Мессия — это блеск, нравятся больше всего. Дети — тоже хорошо, но в балансе произошёл сильный сдвиг в сторону диалогов и усложнения сюжета, второй раз читал с составлением плана на бумаге, очень помогло разобраться в сюжетных линиях. Но самое главное, что в третьей книге было неподдельное ощущение сверхнапряжённости к финалу (вот-вот произойдёт что-то масштабное). И насколько бы весь сюжетный ход с песчаными форелями не выглядел как «рояль в кустах», было очень интересно наблюдать за трансформацией Лето Второго и его взаимодействием с классическими персонажами (хотя, очень жаль, что автор задвинул Гани на второй план). В финале третьей части расплетаются многие сюжетные нити и создаётся базис для масштабного повествования в будущем, для нового серьёзного этапа развития, уже по новым правилам и с новыми персонажами.

Однако, признаться честно, Детей читать было нереально тяжело, интересно и любопытно (подчеркну), но тяжело. Конструкция текста совершенно не читательская, и выглядит, как намеренно усложненная.

Оттого, прочитав несколько начальных глав Бога, я искренне обрадовался, что автор немного сбавил обороты и сделал текст четвертой книги более удобоваримым. С точки зрения букв и предложений — да. Но после прочтения книги, могу сказать, что с точки зрения смыслов и наполнения текста — совершенно нет. Безусловно, считывается, что Герберт, чисто технически, не стал тянуть лямку первой трилогии, и попытался придумать что-то новое... но, увы, глобально нового ничего не придумал. Единственная новинка, это то, что эпиграфы теперь представляют собой не спойлеры из будущего, а рассуждения в формате личного дневника. А весь сюжет подан, как археологическое препарирование событий людьми из далекого будущего (правда уже к первой трети ты об этом забываешь, т.к. больше не будет акцентов на этом, кроме как в начале и конце романа). В остальном, все мои ожидания глобальных замыслов Лето Второго из третьей книги, разбились об совершенно безыдейное, душное, вязкое и безмерно тягучее текстовое полотно.

Более предметно:

- в нём практически полностью отсутствует экшен, на весь текст процентов пять, не более;

- стремятся к нулю новые уникальные влиятельные идеи из мира Дюны (предметы, технологии, цивилизации и пр.); всё, что вы получаете, так это редкие отсылки к первой трилогии; я не заостряю внимание на таких вещах, как, скажем, машине, которая позволяет скрыть мысли от пророка и подобное, потому что прописано это общими очерками, и на фоне общей скудности не играет вообще никакой роли;

- неинтересные, слабо прописанные персонажи; максимум, что Герберт выжал, так это Монео, но его раболепность, тупость и уже в сотый раз произнесённое «Господин?» начинает настолько раздражать, что интерес к его персонажу теряешь уже к середине романа; ну а что насчет заезженного гхола Дункана Айдахо? В Мессии и Детях он был интересно подан, здесь же он выглядит как корм для фанатов, т.к. ничего более интересного придумано не было, и становится понятно, что с этого момента теперь его можно воскрешать бесконечно и использовать как сюжетную затычку; прочие фракции, такие как Бене Гессерит и Гильдия задвинуты на третий и более далёкие планы и никакой роли в сюжете не играют;

- ранее богатый и насыщенный контрастами мир Дюны превратился в бедный, скудный, слабо прописанный компактный аграрный мирок; да, в какой-то степени это обусловлено сюжетом (всеобщая консервация и стагнация общества, скатывание в малоразвитый аграрный политрежим и пр., см. более подробно о «Золотом Пути» и об этом малопонятном замысле), но это отнюдь не означает, что это должно быть хоть малость интересным, плюс это совершенно не коррелируется с подачей материала в Детях и позитивной преемственности не чувствуется;

- тоже самое и про вектор развития мысли; автор окончательно ушел от хоть сколько-нибудь реальных рассуждений о политических режимах, религии и обществе, тотально скатившись в сторону максимально консервативной душной религии и очень далекой, размытой и малопонятной философии, которая толком никак не отражается ни на поведении, ни на поступках, ни на мотивации персонажей; как литературные герои ничего не понимают из уст Лето, так и читатель из текста;

- в догонку к предыдущему пункту: если вы хоть немного интересуетесь политикой и жизнью общества, и читали более выдержанные с политической стороны опусы, то, уверяю, при прочтении, периодически на вас будут накатывать сомнения в духе «А что автор вообще несёт?!»; ну а если вы еще и либеральных взглядов, то текст будет вам приносить вполне ощутимые страдания;

Вообще, после прочтения, один из главных описательных формирующих факторов остался мною не принят. А именно то, что между Детями и Богом прошло 3,5 тысячи лет. Ради чего такой большой срок?! Никакого вывода, кроме того, что все эти 3,5 тысячи лет Лето скучал и страдал ради никем не понятого замысла, я не сделал. Разве не интереснее было бы узнать о его становлении на руинах политической системы Муад'Диба, когда он был молодой и подвижный?! Понятно желание превратить его в червя, но можно было бы сделать временной разрыв более плавным. Куда подевались старые персонажи? Что с ними стало? Какую роль они сыграли в становлении этого мира? Помнится, ни Лето Первый, ни Джессика, ни даже сам Пауль такой путь развития не принимали, интересно было бы посмотреть на такую конфронтацию. Плюс, когда после прочтения осознаешь безыдейность и пустоту романа, становится еще печальнее от того, что все концы обрезаны и старые персонажи уже точно умерли, канули в историю и будут появляться только во флешбэках и в редких отсылках. И да, я очень надеялся, что Герберт в четвертой книге раскроет Гани... Но нет, в книге ей посвящена всего лишь одна строка.

Вот так-то. Буду читать дальше, т.к. не нравится бросать начатые истории.

Оценка: 5
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

К циклу «Дюны» я вообще отношусь очень тепло. Мудрые долговечные книги. Не добрые. Но и не злые. Правильные. И без излишней любови к персонажам. Герои умирают, иногда внезапно. Как и должны.

Бог-Император стоит особняком. Потому, что выводит нас на очень важную и никем не доказанную мысль: что будет, если один ум станет «дрессировать» человечество на протяжении тысячелетий? Если будет последовательно и разумно проводиться политика по устранению агрессии из списка человеческих приоритетов? Ответ в книге и ответа нет: мы можем прочесть лишь то, что написал Херберт. И никогда не узнаем, насколько правомочен такой подход.

Сама по себе книга немного предсказуема, поскольку понимаешь, к чему идет и чем кончится. Понимаешь, но, все равно, читаешь. Самопожертвование Лито Второго, его агония, растянутая на тысячи лет, и то, во что он превращается убийственны. Как далеко эта книга уводит нас от юного Пола Атридеса, который всего-то мстил за отца и восстанавливал справедливость так, как он сам видел. А видел он недалеко. И пришлось его сыну, Лито Второму, корректировать и доводить до ума начатое отцом. До ума и с умом.

Оценка: 9
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

А вот это — резкий скачок вверх по качеству во всем цикле. После «Детей...» ожидалась отрицательная динамика, и вдруг — такой сюрприз. До сих пор не могу остановиться — книжка лежит на прикроватной тумбочке, любимые отрывки перечитывал уже, наверное, раз сто (это я вру, конечно, но — не считал просто). После «Улитки на склоне» — вторая культовая книга. Книга — символ.

Первое — это, конечно же, идея Золотой тропы. Это вообще НЕЧТО. Обеспечить выживаемость человечества тем, что — тысячелетиями унижений, духовных кастраций и насильственной бездеятельности — привить ему на генетическом уровне ненависть к самой идее преклонения перед всесилием обстоятельств. Вот это МАСШТАБ!

Второе — сама личность главного героя. Бессмертный человек- монстр, симбиоз человека и Шаи Хулуда, единственного существа во Вселенной, способного производить меланж, квинтэссенцию жизни-смерти, наркотик сверхспособностей и сверхвозможностей. Но не просто монстр, не просто некое чудовище, а — Квизатц Хадерах, пророк, который способен предсказывать будущее в мельчайших деталях и путешествовать в прошлое по цепочке генетической памяти предков.

Третье — богатейший набор героев повествования. Ведьмы ордена Бене Гессерит, лицевые танцоры, рулевые Союза — про каждого можно рассказывать часами. А есть ещё и четвёртое, пятое, шестое... Книга настолько объёмна по сумме ощущений, что попытка передать впечатление от неё обычными словами — занятие абсолютно бесперспективное.

Ну, и — конечно же — язык повествования. Философия. Красота слога. Это великолепно, завораживающе и а-бал-денно красиво. «...Каждое суждение качается на волне ошибки... Заявлять об абсолютной правоте может только чудовище. Знание — это нескончаемое путешествие по окрестностям неопределенности...”.

Короче — эту книгу не любить нельзя, это — просто невозможно

Оценка: 10
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чем дальше в дюны...

...тем меньше сочувствия и интереса вызывают герои. После прочтения Детей Дюны у меня создалось впечатление, что именно трилогией все должно было ограничиваться (не говорю, что так оно и есть, просто мои ощущения). И вот я взялась за самого известного Червя во всей фантастической литературе и... ...этот роман мне понравился меньше всего из того, что я пока прочитала.

Первая причина моего неудовлетворения, пожалуй, были персонажи. Им тяжело сочувствовать да и не особо хочется. Вот почему, к примеру, я должна симпатизировать Сионе, которая из всех цветов знает только черный или белый?(причем даже различить их не может) Почему я должна сочувствовать Дункану, который также мешает всему своей импульсивностью? (Я не очень понимаю любовь автора к персонажу, которого он убил еще в первой половине Дюны. Почему-то достоинства Дункана в этой части раздуты до невероятных высот, а знания жизни фрименов вдруг возросли, хотя в той же оригинальной Дюне, насколько я помню он и в сиетчах-то не бывал)

И еще, почему я должна воспринимать всех этих персонажей, как личностей, если автор дает им не более чем социальную функцию?

Вторая причина — отсутствие действий. Я понимаю, что Дюна практически вся состоит из разговоров, но здесь эти разговоры были ну слишком растянутыми и в итоге становились бессмысленными.

Единственный, кто вызывал хоть какие-то чувства, это был сам Лето, и то не всегда. Конечно, этот персонаж заслуживает уважения, но с ним вряд ли захочется пойти на прогулку для беседы. Люди просто начнут засыпать.

Иногда автор играет на мимолетной ностальгии по тем временам, когда Дюна была еще вся в песках. В эти моменты я начинала чувствовать себя одной из тех старушек с палкой, которая бы кряхтела: А во времена Муад'Диба...!

Итак, в очередной раз убеждаюсь, что лучше первой части ничего не было и не будет.

Оценка: 7
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хм. ИМХО конечно, но странный этот Золотой Путь Лето Второго, ради которого он перестал быть человеком и обрек себя на невероятное одиночество. Три с половиной тысячи лет держать людей в сытой бедности, мешать богатым и знатным делать то, что они больше всего любят — становиться сверхбогатыми и плести интриги. И все для того, чтобы люди поняли — быть сытыми и уверенными в завтрашнем дне, это не то, что им, людям, нужно. А после смерти Червя, голода, неимоверно-непредставимого числа погибших, случится всплеск-Рассеяние, и это венец Золотого Пути. На данном этапе. Да, еще генетическая программа, не менее бесчеловечная и жестокая.

Все таки главный недостаток этого цикла, мне кажется, это переизбыток сверхлюдей, которые думают только о Человечестве, Золотом Пути, и совсем не думают о живых людях. Как же Человечество будет процветать, если так обращаться с людьми, которые Человечества составные части? Поэтому и герои какие-то неживые и диалоги тяжелые, прямо чугунные, и все о будущем. И опять вечно воскресающий Дункан Айдахо, да не просто, а еще его тысяча сыновей... И революционерка Сиона ни капли симпатии не вызывает, потому что сама не поймет, что и зачем ей надо.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Великая жертва – или огромная многоходовка?

***

Каждый роман «Хроник Дюны» достаточно сильно отличается от других. Так, «Дюна» — роман о мальчике-мужчине, который становится пророком, рано взрослеет и противостоит закулисным интригам. «Мессия Дюны» — произведение, которое ставит вопрос о цене предзнания, о следовании традициям. «Дети Дюны» развивают тему предзнания, но так же и возвращает к вопросу о том, что дети оказываются пешками в битве за престолы. Наконец, «Бог-Император Дюны» — это следование выбранному пути, даже если ты один против всех, это квинтэссенция одиночества. Это огромная жертва во имя счастливого будущего.

«Бог-Император Дюны». Прошло 3500 тысячи лет. У руля империи стоит Лето II – сын Пауля. Дитя предзнания. Бог-Император. Человек в теле песчаного червя. Тот, кто бессмертен. Тот, кого все боятся. Тот, что видит будущее. Тот, что заранее говорит вам, если вы ошибаетесь. Лето продолжает свой Золотой Путь, суть которого знает только он. Знает, и молчит. Молчит как для своего окружения, так и для читателя. Это, к слову, достаточно весомый недочёт.

В этом мире у Лето, конечно же, есть и оппозиция. Которая не дремлет. Ей отведено достаточно много внимания. И если раньше у Атрейдесов во врагах были Харконнены и Бене Тлейлаксу, местами – Коррино, то теперь у Атрейдесов есть новый враг. Атрейдесы. Всё это – селекция Лето.

Особое внимание в этой книге уделяется Дунканку Айдахо. Этому многострадальному воину, ментату, гхоле. Союзнику и предателю. Ценность Дункана выглядит жутко – Лето постоянно заказывает очередного гхолу из чанов. Раз за разом. И потом еще смеет замечать, что в нем нового, чем он отличается от прошлого гхолы… Вместе с тем Дункан наконец-то выглядит не статистом, а кем-то более-менее живым. Он сомневается, он задает вопросы, он мучается между прошлым и будущим, желанием и долгом.

Если говорить о минусах, то «Бог-Император Дюны» и тут выделяется. К сожалению, не в лучшем смысле. «Дюна» казалась довольно-таки драйвовым романом. «Мессия Дюны» — это эксперимент, «Дети Дюны» — последствия эксперимента. На их фоне «Бог-Император Дюны» — это полудохлый червяк после дождя. Причем после дождя еще и град прошел. Серьезно. «Бог-Император Дюны» — роман без экшена как такового. Весь сюжет укладывается буквально в пару строк. А что между ними? Страдания Лето по поводу выбранного пути, одиночества и цены за всё это. Плюс метания . Дункана. О мире сказано жутко мало, учитывая огромную временную пропасть между 3 и 4 книгами. Персонажи очень скучны. Сиона? Да ну. Дункан? Уже лучше. Лето? За ним совсем не ощущается тысячелетний опыт. Рассуждает как обычный пубертатник. В итоге роман выглядит вяло, блёкло. Сама идея интересна, но она теряется за водой и пресными героями.

Заключение: представьте, что будет, если прочитать этот роман в отрыве от «Хроник Дюны»? Будет очень странно. При том, что каждый роман имеет промежуточный финал. Вроде и чувствуется, что Герберту есть что сказать. Идея расплаты за «Золотой путь» прекрасна сама по себе. Кроме исполнения. Идея о селекции тех, кто будет обладать предзнанием, но не будет страдать от Голосов – блеск. Но не исполнение. И таких примеров много. С другой стороны, пропускать роман совсем нельзя. После него – Рассеяние. Шайтан. Досточтимые матроны. И многое другое.

7 Дюн из 10. Запыленных таких…

Оценка: 7
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Три с половиной тысячи лет — большой срок для Человечества. Изменилось все: люди и даже сами планеты. Нет больше Арракиса, пустынной планеты Дюна, хранившей самую большую драгоценность Вселенной, таинственную специю. Теперь это процветающая, полная зелени планета, с небольшим пятнышком пустыни. Нет больше гордых фрименов — теперь это лишь ряженые из исторического парка.

Но кое- что остается неизменным: бессмертный и всезнающий Бог — Император, Лето Атрейдес, Провидец, беспощадно подгоняющий Человечество по своей Золотой Тропе выживания, Селекционер, выводящий определенные породы людей для выполнения только ему известных задач.

Мир Бога — императора — странный и отталкивающий. В нем нет практически войн, все накормлены и защищены, но при этом все стандартизировано и жестко контролируется самыми преданными соратниками — специально выведенными женщинами из личной гвардии Императора. Этот Мир больше не развивается, застыв в ожидании... Чего? Что так упорно добивается Бог — император от Человечества, чего ждет в своей Цитадели, день за днем вглядываясь в Нити вероятного будущего?

Это рассказ о завершении пути, в начале которого мы присутствовали в «Детях Дюны». Какая была благая цель — обеспечить Человечеству бесконечное будущее, Золотую Тропу выживания. Неужели это застоявшееся болото -то самое будущее, ради которого надо было принести такую жертву — отказаться от всего человеческого? Или правы противники, и Лето тоже не устоял перед соблазнами абсолютной власти, превратившись в обычного тирана? Что это — еще одно поражение, какое потерпели до него Пол Муад — Диб и его сестра Алия? Вот на какие вопросы придется искать ответы читателю.

И поиск этот будет очень нелегкий. В романе нет практически никакого действия. В основном это монологи и диалоги, воспоминания и экскурсы в историю. Но, несмотря на это, роман — очень наряженное повествование, масштабная драма, переданная не через внешние проявления, а через внутреннюю борьбу героев с собой. И при этом все происходит в атмосфере почти физически ощутимых страха и нетерпения: мрачного и напряженного ожидания развязки.

И, конечно, в центре всего — трагическая судьба Бога-Императора и разговор о власти. Это, действительно, божественная власть — выбирать будущее для всего Человечества и дорогу для его достижения. При этом быть тем, кто больше всех потерял на этом пути, принеся в жертву свою Человечность, не имея права выбрать для себя не только, как жить, но и как умереть. И это не ради процветания, великих достижений, богатства, вечного мира — ради освобождения от Судьбы, ради права людей самим решать какими им быть или быть вообще. Высокая цель, малопонятная и неразделенная обычными конкретными людьми, которым предстоит страдать и умирать ради ее достижения.

Рассказ о Лето — история абсолютной власти и абсолютной жертвенности, Тирана и Святого — абсолютного одиночества, отчаянно цепляющегося за последние драгоценные остатки человечности в себе. Какая это должна быть невыносимая ноша: знать все что происходило, происходит и будет происходить, и не иметь возможности и права объяснить мотивы своих действий и поступков, знать, что все твои жертвы будут извращены и непоняты, и в памяти потомков останешься только как жестокий Тиран, имя которого будут проклинать тысячелетия? Жуткая Судьба, противоречивая.

Кто может судить такую жизнь, такой выбор и такие деяния? Только тот, кто стоял у самых истоков всей этой истории, знал мир до того, как юный Пол увидел первые картины будущего, кто имеет право судить принятые решения и карать за совершенные поступки. Дункан Айдахо, человек уже забытых понятий — чести, верности и доблести, образец Человека, возвращение к которому может обеспечить людям ту самую бесконечную Золотую Тропу. Жуткий цикл — снова и снова возрождать своего судью и палача, подводя Историю к критической точке, когда выход для Человечества может быть только одним — убийство самого Бога — Императора...

И концовка. Полная трагизма и ...облегчения. Тугая спираль истории, энергию которой накапливал Бог-Император тысячи лет, распрямляется. Из маленькой точки происходит вселенский большой взрыв: Человечество обретает свободу/хотя еще и не догадывается об этом/ творить свою судьбу, отказываясь от предопределенности в пользу вероятности и неизвестности.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

По сути, это история не Дюны, а самого Лето, Бога-Императора, Червя, его Золотого Пути, ради которого он отказался от человечности, хотя и не до конца, но только потому, что не успел завершить трансформацию. Сам этот путь в данной книге, по сути, никак не описывается, его, в общем, здесь и нет, разве что был сделан первый шаг, а второй не позволял сделать сам Лето, введя всю вселенную в вынужденную стагнацию, причину которой никто не понимает и не хочет понять. Он правит жестокой рукой, он тиран, но даже объясняя причины своих действий, он не может добиться отклика, а потому за три с лишним тысячи лет просто перестал объяснять, зная, что только люди будущего его поймут.

Истинный Золотой Путь начался только тогда, когда Лето наконец «ушел» с пути. Не знаю, как кому, возможно, занавески синие просто так, но мне показалось, что финальная сцена четко отображает этот Золотой Путь. Мост, связующий два мира, уничтожен, пути назад нет, остался каньон, разделяющий прошлое и будущее, а форели Лето отделились от его тела, превратившись в его части, оставшиеся как бы между, знаменуя это разделение, когда сам Лето во плоти заполз в пещеру, скрывшись до поры в тени истории, отойдя от дел, позволив вершить будущее уже другим. Если прям искать символизм еще сильнее, то можно увидеть Айдахо, который карабкался на самый верх, и Лето, который рухнул вниз, после чего к нему спустились Айдахо с Сионой, только чтобы затем вновь вернуться наверх и уже вдвоем сделать наконец второй шаг, с которого и начнется истинный Золотой Путь для человечества, уставшего от стояния на месте.

Единственный минус, что так и не объяснили альтернативу. Без Золотого Пути человечество было обречено, но почему? Что могло произойти? Войны? Власть настоящих тиранов-убийц? Этого мы так и не узнаем, как не узнают и персонажи, судя по словам самого Лето в записках, продолжая считать его правление чем-то вроде темных веков, даже тысячелетий.

Самое забавное, пожалуй, что Хви Нори таки исполнила то, ради чего была создана, если бы не эта свадьба, Лето не оказался бы на мосту, ну а если бы Монео не боялся за свою дочь, Сиона не оказалось бы по другую сторону.

Саму Сиону показали довольно мало, она едва раскрыта, глупая взбалмошная девчонка с мыслями о революции и мести, но без единой мысли, как их совершить, лишь случайно она узнает слабость Лето и с Айдахо разрабатывает простой план. Она не слушает и не желает слушать, не понимая явных намеков. Думаю, если эту книгу когда-нибудь экранизируют, Сиона будет куда более сильной и независимой. Айдахо... истеричен, при этом не совсем понятно, из-за чего именно, такое ощущение, что он только и делает, что ищет повода поорать и покритиковать, обвиняя Лето, что тот уже не тот Атрейдес, хотя в чем конкретно это проявляется Фрэнк Герберт привычно не разъяснил. Предыдущий Айдахо прослужил 60 лет, прежде чем попытаться убить Лето, при этом как-то нелепо и глупо, вроде все персонажи Дюны очень умны, но что касается ведения военных действия и сражений, все прямолинейны, как штык-нож. Последний Айдахо рушил предать Лето очень скоро, такое ощущение, что он сошел с ума на пустом месте. В итоге оба персонажа не вызывают никакой симпатии, как и все остальные, разве что Монео немного жаль. Через Айдахо мы видим прошлое, которое не понимает нынешних реалий, через Сиону видим уже настоящее, которое не хочет понимать, через Монео видим немного иное настоящие, желающее понять, но все равно не понимающее (и понявшее только в самом конце), ну а будущее остается туманным, его видел Лето, но молчал, только через всякие доклады и декламации можно увидеть, что, пожалуй, мир не сильно изменился, разве что технологии стали более развитыми.

7/10 — рука не опускается ставить меньше, но не поднимается и выше. Действий мало, не даром в характеристиках стоит философское и социальное, много размышлений, много завуалированных и малопонятных разъяснений, в которые особо и вчитываться смысла нет, автор явно намеренно писал так, чтобы никто не понял всю суть, но оставался с мыслью, что уже близок к разгадке, и кое-что проскальзывает, но не достаточно, чтобы составить полную картину, тут Герберту не откажешь в таланте писать именно так, как он хочет, а не как получится.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Лето Атрейдес II пожалуй один из самых лучших персонажей цикла, да и фантастики вообще.

Роман примечателен тем, что тут напрочь отсутствует экшен. Вместо этого Герберт раскрывает перед нами целый мир, причём так, что оный в прежних частях уже не покажется прежним. Да, стиль остался прежним — сюжет развивается в «мыслях» главных героев, но тут это не главное. Главное — Лето. Его цель, мотивы, поступки. Как он продумал Золотой Путь, на что он пошёл ради осуществления этого плана, и к чему приведёт его правление! Вот, что главное. Этот персонаж раскрывается перед нами, да так, что порой думаешь, как у Герберта хватило фантазии на подобное. Поистине, такого не встретишь ни в одной части цикла.

Роман размером плюс минус 600 страниц, без экшена, но каким то чудом он читается на одном дыхании. Жаль, что это последняя хорошая часть цикла.

Оценка: 8
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга захватывает. Перед нами разворачивается картина мира, в котором абсолютная власть доведена до абсурда. Юный Лето Атрейдес выбирает путь личной жертвенности, чтобы спасти человечество как вид, тот самый Золотой Путь, от следования которому отказался его отец Муад Диб. Почему Муад Диб не захотел принять эту ношу? Ведь был он человек не слабый и понимал, что не сделанное им остается его же детям. Не потому ли, что благодаря слепоте и утрате внутреннего пророческого зрения осознал слабость и силу человеческой жизни?

Что видели Атрейдесы в своих наркотических медитациях? Войны, экологические и техногенные катастрофы, способные уничтожить человечество? Такая опасность есть всегда. Человеческий вид в любом случае не вечен. Рано или поздно наше время закончится. Став Богом-Императором, мальчик Лето попытался поместить человечество в стеклянную банку, обложить ватой и обустроить жизнь по своему усмотрению, оставив при этом за собой право на любой — абсолютно любой — поступок: убить, возродить к жизни, разрешить развитие или пресечь его. За время своего тысячелетнего правления он отучил людей думать, анализировать, принимать решения, рисковать ради достижения цели. Рисковать дозволялось только ради капризов Императора, который утратил человеческое в себе.

Бог-Император произвел на меня жуткое впечатление. Конечно, Лето родился с осознанной родовой памятью многих поколений своих предков и в этом смысле никогда не был ребенком. Но и взрослым человеком он тоже не стал. Из-за генетических экспериментов Бене Гессерит он был лишен периода детства: не пережил состояние наивности, удивления, радости познания нового в себе самом и вокруг себя, он был лишен общества сверстников и не научился быть равным среди своих товарищей, не научился доверять и любить, как это умеют нормальные человеческие дети. Знания взрослого в теле ребенка создали у него самого и у многих окружающих иллюзию его взрослости. Но это именно иллюзия. Не знания продвигают человека на пути взросления, но соединение их с личным опытом, с личными переживаниями. Лето вступил в симбиоз с песчанными форелями задолго до своего взросления.

На протяжении тысячелетий человечеством управлял ребенок-вундеркинд, который никогда не имел личного опыта взрослого человека, постепенно утратил человеческое тело, а, соответственно, и восприятие мира с помощью человеческих органов чувств. Его потребности на протяжении всех этих тысячелетий не совпадали с потребностями человека. Эти два фактора во многом определяют дикость многих поступков Бога-Императора. В своем абсолютном одиночестве и столь же абсолютной власти он потерял способность видеть личность в окружающих его людях, он видел только существ с определенной социальной функцией, короткоживущих и достаточно легко заменяемых. Он играл с людьми, как с куклами.

Личная жертва Лето несоизмеримо велика: прожив четыре с половиной тысячелетия, он практически не жил. Но точно ли он принес пользу человечеству? Мы этого никогда не узнаем. Зато мы видим, как много вреда причинил он конкретным людям: Дункану Айдахо, обреченному жить с осознанием своего множественного числа, Монео, превращенному в раба, Говорящим Рыбам, которых специально выводили для военной службы и селекции. В романе нет ни одного человека, которому Бог-Император дал хоть что-нибудь хорошее, радостное, чистое. Возникает вопрос, можно ли облагодетельствовать человечество, если каждый конкретный человек при этом несчастлив? Не честнее ли предоставить людей собственной судьбе, дать им право на ошибку и победу, на гибель и жизнь. Не выживание благодаря Золотому Пути, претворяемому в жизнь существом, которому чужды человеческие интересы, а жизнь, благодаря собственным усилиям разума, чувства и действия.

Очень сильная вещь. Из четырех прочитанных книг цикла эта производит самое глубокое впечатление, хотя и со знаком минус.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх