Герберт Френк Бог Император


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «lith_oops» > Герберт Френк. Бог-Император Дюны.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Герберт Френк. Бог-Император Дюны.

Статья написана 2 сентября 2009 г. 17:22

Могу поспорить с расхожим мнением о том, что Герберт со временем испортился. Конечно, четвертая книга больше похожа на философский трактат, чем на «хроники далекого будущего», но это не умаляет ее литературного значения. Если бы мне довелось прочесть эту вещь лет в шестнадцать, я бы вынесла для себя довольно много нового – в том числе и образ мышления Бога-Императора, так чудесно переданный Гербертом. Рефлексия чистой воды, однако.

Но и читается тоже неплохо – я ожидала, что буду перебираться через пень-колоду, но прочла не без удовольствия, даже пожертвовав на это дело последних два дня отпуска.

Однако, и хорошего особо ничего сказать не могу – роялей, как во второй и третьей книгах не наблюдается, и понимаю, что зря. Рояли были красного дерева, с позолотой. В Детях и в Мессии Герберт очень много стоящих идей на свет вытащил, а здесь он их исключительно эксплуатирует. Единственная новость – это непонятный Икс – видимо, планета. Непохоже, чтобы орден, как Тлейлаксу. Они тоже занимаются изобретениями – машинами большей частью, как мы знаем из того, что Бог-Император постоянно их использует.

Поскольку разбирать больше нечего, расскажу, о чем книжка.

Лето Второй, появившийся в конце Детей Дюны путем слияния (симбиоза?) себя с песчаными форелями, за три с половиной тысячи лет, прошедшие с предыдущей книги, превратился фактически в песчаного червя. Метров семи, если память мне не изменяет, с рудиментарными ручками и ножками, и лицом, окруженном складками кожи. Репродуктивная функция, кстати, тоже атрофировалась за ненадобностью. Видимо, вследствие этого, Бог-Император избыточно рефлексирует, занимаясь словоблудием, раз больше нечем.

И, пожалуй, после прочтения книги я ощущала себя полным тормозом. Так до меня и не дошло, что же это за Золотой Путь, топанье по которому Лето и поневоле бредущим за ним человечеством декларируется от начала до конца романа. Нет, несколько версий у меня есть, но вряд ли они оправданы. Ладно, вернусь к этому вопросу после краткого содержания.

Имеется пара ГГ, окромя, собственно, Бога-Императора. Это Сиона, последний из Атрейдисов. Как принято у них в роду, по молодости партизанит супротив суверенного правителя. Правитель же готовит ей испытание, пройдя которое, все Атрейдисы до нее осознавали необходимость Золотого пути и становились на службу к Лето.

Второй ГГ – конечно, Дункан Айдахо. Точнее, один из Дунканов – это тоже уже традиция. Тлейлаксианцы все три с половиной тысячи лет правления Бога-Императора изготовляют ему гхол Дункана задля службы начальником гвардии. Рано или поздно каждый из Дунканов ловит приход и пытается восстать, читай: убить самодержца. Лето убивает его в ответ и берет у тлейлаксианцев нового.

Ну вот, тут они ловят приход оба. Сиона проходит испытание, понимает чего-то про Золотой путь и они вдвоем отправляют Бога-Императора к предкам – ну да ничего, он и так с ними всю жизнь переговаривается, так что не привыкать. Ну и, собственно, всю книгу они сначала готовятся к приходу прихода, а потом его ловят.

И вот насчет Золотого пути и моего непонимания. С наибольшей вероятностью получается, что Золотой путь – это ни что иное, как выведение нового вида человечества путем селекционной программы Лето. Селекционировал он Атрейдисов – вероятно, желая для них лучшего будущего. Я так поняла, что смысл этого выведения заключается в том, чтобы машина, которую может быть создадут иксианцы или еще кто, не смогла пророчествовать об их будущем. Т.е. не само предначертание удаляется, а просто оно перестает быть видимым. Но глубокий смысл всех рассуждений от меня как-то ускользнул. И вряд ли я протупила, скорее, Герберт сильно умничает.

Еще один момент, оставшийся для меня неясным выныривает в виде небольшого рояля в лице невесты императора Хви Нори, она же новый посол Икса на Дюне. Понятно, что ее специально вырастили для втереться в доверие к Богу-Императору и, вероятно, сделать гадость. Автор называет ее племянницей некоего Малки, толком не объясняя, кто это такой. И что она из себя представляет, тоже непонятно. В тексте масса намеков на то, что человеком она не является, и, тем не менее, высказываются предположения, что она может размножаться. В планах – участвовать в селекционной программе, спарившись с отцом Сионы, по факту – опосля перепиха с Дунканом. Но, поскольку она не прожила достаточно долго, чтоб факт возможной беременности мог выясниться, вопрос остался открытым.

Много умничаний о религии, политике, социологии и иже с ними. Но после «Первого человека в Риме» мне это все казалось детским садом. Нет, все гламурненько, прилизано, логично, местами даже оппозиционно ортодоксальным суждениям, но все равно очень примитивно. Это как «Чужак» Хайнлайна – гениально, но исключительно для младшего и среднего школьного возраста.

Оценки:

1. Мир почти тот же, только ведь песчаный червь один всего остался, а Шаи Хулуд превратился в мифическое создание. Я так подозреваю, что к пятой книге Говард исправит эту погрешность. Но Дюна с реками и озерами, не говоря уже про леса, не возбуждает. Да и драчки политические исчезли, поскольку нечего драться: Лето главный, и все тут. Впрочем, он здорово подстегнул прогресс, практически уничтожив меланжу – человечество вынуждено было искать аналоги. Так что за мир – пятерка. Третий сорт – не брак.

2. Читабельность приличная, на семь. Но не более того. Правда. Надо делать скидку на рассуждения – интересны они только у Доктора, да у Хайнлайна, остальным еще учиться и учиться.

3. Герои еще хуже, чем были, да еще и непонятно кто есть кто и какую роль они играют. Сопереживания никакого.

4. Ну я бы идею оценила, если бы поняла. Ноль за идею.

5. Единичка, и то, чтоб два нуля не ставить.

Цитаты:

«… моя цель заключается в том, чтобы быть самым великим из всех известных хищников.»

«Они (военные) думают, что, рискуя жизнью, приобретают право применять любое насилие к врагам, которых сами же и выбирают.»

«Начало всякого познания – это открытие факта, что ты чего-то не понимаешь.»

«Одна-единственная цель – это отличительный знак фанатика.»

«… ты можешь считать тюрьмой любое место, которое тебе заблагорассудится. Это зависит от того, насколько далеко заходят твои иллюзии.»

На самом деле в тексте речь шла о фактической тюрьме, но сама фраза получилась афористической.

«… богатство есть инструмент свободы, но стремление к богатству есть путь рабства.»

«Свобода – это довольно одинокое состояние.»

Синопсис.

Дальше, наверное, «Дагон» Лавкрафта, но это всего лишь рассказик, и четвертый «Космический госпиталь» Уайта.

2007-09-21





131
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх