Отзывы на финал


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Green_Bear» > Отзывы на финал «ФантЛабораторной Работы»-13. Часть 1
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Отзывы на финал «ФантЛабораторной Работы»-13. Часть 1

Статья написана 2 июня 2017 г. 12:55

Конкурсные тексты хороши тем, что порой среди них попадаются настоящие жемчужины, оригинальные и мастерские, которые редко встретишь в антологиях, более форматных и коммерческих. Конечно, нередко авторы пытаются сшить несовместимое, раздробить философские монолиты до простых ответов, но даже за этим наблюдать весело. Иногда. По веской причине чтение было начато с конца по алфавиту. Первые шесть отзывов готовы. Во второй части будут оставшиеся шесть финальных плюс бонусные на несколько рассказов, отсеянных во втором туре.

«Урановые роллы»

Космос и «футурама» ларечного разлива.

ИИ плюс субличности. Горно-рудный бронтозавр с реактором. Умиление ребенком и вирт.

Во-первых, это не НФ. Даже близко. Автор пытался имитировать компьютерную и техническую лексику, но выглядит нелепо и наивно. Достаточно одного построения в ряд «кубитовые блэйды» и «дисковый массив». Местами автор даже почти противоречит сам себе. Так что перед нами то ли юмористическая/стебная фантастика, то ли кибер-фэнтези.

Во-вторых, стилистика баек за стойкой в баре безусловно имеет право на жизнь. При умелом использовании. Здесь же лексика чересчур упрощенно разговорная, перебор с повторами. И самое ужасное, что цельного впечатления не возникает, ни от самого нейроса, ни от субличностей. Маски без характеров и лиц. Если убрать утащенные из масс-культуры фразочки, не останется вообще ничего.

Положение дел мог бы спасти сюжет, но растянутый пунктир событий и вдвойне банальный финал убивают все положительные моменты наповал.

Тот случай, когда и рад бы накинуть балл за гуманистический посыл, но рассказ этого совершенно не заслуживает.

«Слезы Ниобы»

Космос, ксеносы и осколки безумия.

Самоизгнание и ксенокультура, спасение колонии и неизвестный враг.

При беглом прочтении хочется воскликнуть: «годно!»

Постепенно усиливающаяся эмоциональная подача. Грамотно поданные флэшбеки. Атмосферные описания. Триллер пробегал где-то рядом, однозначно.

Но стоит присмотреться под микроскопом…

Например, в первом эпизоде герой изрекает лаконичные примитивные фразы, «я опасен!» или «не подходите!» Словно ребенок лет десяти. А потом размышляет умно и сложно.

Или сцена встречи с Мышкой, когда герой сперва ждет, что Зверь покинет его, а потом тут же выдает, как давно известный факт, что они связаны навсегда после лабиринта, и это не исправить. Что это было, Ватсон?

Можно поспорить с логикой финального решения героя или поведения мантисса. Но не хочется. Потому что рассказ оставляет достаточно сильное впечатление.

«Сказ о том, как сайбер-казаки за зипунами ходили»

Космос, колонизация и дети.

Этапы терраформирования, «мягкое»/гуманитарное НФ, мотив воспитания, школьные приключения.

Подобные рассказы хорошо смотрятся в детских сборниках, максимум, рассчитанных на подростков. Абсолютно безконфликтное повествование, проблемы на обратном пути не в счет – они разрешаются по мановению электронной машины одним предложением.

Для приключенческого жанра чудовищно затянута экспозиция.

Для гуманитарной НФ нет новизны – чистенькая и аккуратная ученическая работа, лекала заданы еще по советской эпохе – «мир, труд, весна!» Почти дословно, только весна – и синоним любви, и синоним расцвета.

Мелкая поправка: не «кампания», а «компания».

«Сироты Марса»

Космос, культы и мифы.

Роад-стори, суровые марсианские пустыни и нравы, подростковый бунт и взросление, деструктивные культы и Метрополия.

Знаете, такой чудовищной антивычитки даже на Грелке редко увидишь. А чтобы в финале серьезного конкурса… Мда. Местами пунктуация отсутствует, как класс. Причастные и деепричастные обороты выстроены так, что порой стадо кутается, а не пастух. Ужас? Ну, почти.

Идеи. Здесь их целая россыпь. От бунта против традиций и конформизма, от рождения мифов и легенд, до приключений с погоней, схваткой и переосмыслением, до осознания ответственности и незаметного взросления. Метрополия и бластер с одним зарядом, пустоши и резьба на забралах будто сошли из аниме 80-ых или 90-ых. Плюс западная фантастика еще более раннего периода. Этакое ненамеренное ретро.

Беда в одном – идеи по большей части не раскрыты. Автор набросал их густо, но развивать, иллюстрировать – не барское дело. Как и вычитывать текст. Пусть читатель старается, вкладывает свои смыслы или погружается в СПГС. Круто, да.

«Охотник и пряности»

Космос, чудовища и дичь.

Путешествующий охотник со странностями, необычная добыча, скрытый подвох и жесткая развязка.

Композиция «Охотника» выстроена настолько прозрачно (не путать с просто или примитивно, требуется особый талант, чтобы текст считывался так легко), что по ней можно учить начинающих авторов.

Первый эпизод – визитка героя с обманкой. Нам продемонстрировали его образ мышления, недавнее прошлое, особенности профессии. С обманкой – потому что читатель может решить, что дальше будет развиваться романтическая линия. А вот нет – это ружье выстрелит много позже, как и костяная фигурка.

Второй эпизод – полноценное введение, в котором раскрывается характер главного героя и обрисовывается место действия. Манера Валерана привирать подана ненавязчиво и ярко характеризует персонажа вкупе с прозвищем.

Третий эпизод – в нем происходит завязка, отчасти скрытая от читателя. Нам выдали необходимую порцию информации, достаточную, чтобы предсказать дальнейшее развитие сюжета. В этот момент я догадался, что произойдет при выращивании дрейка. Только делал ставку на агрессию клона.

Четвертый эпизод – собственно, окончательная подача истории. Теперь фигуры расставлены, начинается рискованная игра.

Пятый эпизод – кульминация, на мой взгляд, ложная. Экшен обеспечивает накал эмоций плюс еще моральный выбор героя, но… не уверен, что это главное, хех.

Шестой эпизод – развязка оформлена, точки расставлены. Здесь, несмотря на локальность и сжатость событий, эмоции по-своему острее. Жертва дрейка – раз. Осознание Ангелиной, что охотник не лгал – два. Я говорил, что ружья надо вешать заранее?) В первом эпизоде его показали, а выстрел состоялся почти в финале.

Седьмой эпизод – десерт для гурманов и истинная кульминация, как мне кажется. Исчерпывающее раскрытие характера и души Охотника. Именно так, с большой буквы. Его извечная тяга к уравниванию шансов и достойному противнику.

Пожалуй, логическая натяжка здесь ровно одна. Что местные жители сумели сохранить свой бизнес от чужаков – вспоминаем историю Китая, чай и шелк. И что не сумели отследить действия чужака до кризисной точки.

«Объект №»

Космос, одиночество и безысходность.

Умирающая Земля, экспедиция с риском оказаться билетом в один конец, песчаная пустыня, отрыв от семьи и дома.

Собственно, на этом характеристику рассказа можно заканчивать. Все эфирное время отведено под описания отъезда, развертывания и долгих лет работы. Вопрос, а зачем там вообще люди? Автоматические станции сделают все это же, разве нет? Разговор через спутник – так там гиперпередатчик? Это уже в копеечку влетит, ага.

Идея заброшенных в безвестности исследователей – хороша. Правда. Но реализована крайне слабо. Даже финальное осмысление героем всего произошедшего переложено на плечи читателя. А чем занимается автор? Сюжета нет, психологии отношений между членами экспедиции – очень мало. Сложных описаний нет. Атмосфера затерянности и безысходности? Маловато для высокой оценки.

Продолжение следует...





544
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх