Андрей Валентинов людям


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Мартин» > Андрей Валентинов: "... людям ничего не угрожает"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Андрей Валентинов: «... людям ничего не угрожает»

Статья написана 21 сентября 2009 г. 15:27

Интервью Андрея Валентинова

цитата

Харьковский писатель-фантаст Андрей Валентинов на встрече с читателями рассказал о том, как работается в соавторстве, о еще не вышедших книгах, о фантастических конвентах, роли истории, родстве с Верой Холодной, а также о том, что фэнтези – галиматья и конце света. ИА «МОСТ-Харьков» публикует самые интересные  моменты беседы.

«Обществу не нужна наука, ему нужны сказки»

По Вашему собственному признанию, писатель Андрей Валентинов появился на свет весной 1992 года, а до этого существовал Андрей Валентинович Шмалько — историк-античник, увлекающийся археологией. Из-за чего произошел такой переход?

Историком сейчас трудно быть.

Почему так?

(Вздыхает) Ну давайте тогда о сложном. В V веке до нашей эры в Европе, которая тогда была маленькой и вмещала фактически только древнегреческую цивилизацию, начался великий переворот от знания мифологического к знанию научному. История совершила круг. Сейчас происходит обратный поворот – от знания научного к мифологическому сознанию. То, что мы скромно называем постмодернизмом – это «равнозначие» разных точек зрения. Любых. Научный подход сейчас не то, чтобы не нужен, он воспринимается скорее как подход шаманский. Поэтому сейчас трудно выполнять свой долг ученого в тех условиях, когда это нужно только узкому кругу таких же, как ты. Раньше обществу нужны были и сказки, и научные знания. Сейчас научные знания уже не требуются. В отличие от сказок.

Поэтому вы предпочли криптоисторию (литературный жанр фантастики, посвящённый изображению реальности, внешне не отличающейся от обычной истории, но показывающей участие неких иных сил (пришельцев, магов и т. п.), либо описывающий якобы состоявшиеся события, оставшиеся неизвестными – ИА «МОСТ-Харьков»)?

Нет! (морщится) Похоже, криптоистория становится моим клеймом, которое я таскаю, совершенно не будучи виноватым. Термин «криптоистория» был выдуман много лет назад моими друзьями Громовым и Ладыженским (Дмитрий Громов и Олег Ладыженский – харьковские писатели-фантасты, пишущие под псевдонимом Генри Лайон Олди – ИА «МОСТ-Харьков»), чтобы в какой-то аннотации обозначить то, что я пишу. Это просто историческая фантастика. Я уже, наверное, лет десять не пишу ничего такого. Но вот приклеилось и остается. Вообще-то, в жанре криптоистории успешно творил Александр Дюма. В своих «Трех мушкетерах» он рассказал, что война Англии и Франции во времена Людовика XIII была вовсе не из-за торгового соперничества, а потому, что Бэкингем полюбил Анну Австрийскую, а тут еще и история с подвесками. Самое интересное, что Дюма ничего не придумал. Каждый факт его книги взят из соответствующего источника. История с подвесками – из мемуаров маршалла Бассомпьера. Вот это и есть криптоистория царствования Людовика XIII.

«Всех своих героев важно любить»

Совместно с Олди, вы недавно завершили трилогию «Алюмен». Герои этих романов путешествовали через всю Европу середины XIX века, но развязка произошла в России...

В общем, все умерли. (Смеется) Хотя нет, парочка героев, возможно, жива до сих пор – у них очень запутанные биографии. А если серьезно, то идея трилогии родилась лет 6 назад. Мы с Олдями ехали в каком-то поезде, и устроили себе мозговой штурм. Так появилась мысль написать об электрической алюминиевой цивилизации 30-40-х годов XIX века. У нас медленно каждый замысел зреет, но со временем эта идея стала обрастать твердым материалом. Олди нашли главных героев, я тоже что-то нашел. Кстати, писалось трудновато, потому что было огромное количество фактического материала о совершенно реальных исторических личностях, и все это приходилось перепроверять в справочниках и энциклопедиях. Но написали мы очень быстро — все-таки три тома за год!

Бывало очень трудно писать о какой-то личности, которую ты искренне ненавидишь, но писать о ней должен. А вот с образом Александра Дюма у меня сложилось. Я начал с чтения его «Поваренных книг», это был толчок.

Важно любить своих героев, чтобы их образы получились?

Да, это обязательно! Даже если я описываю последнего подонка и негодяя (хотя мне не часто попадаются таковые), я должен найти в нем что-то, чтоб он у меня получился более-менее живым. Например, в книге, которую я сейчас закончил, у меня несколько раз мелькает знаменитый террорист Блюмкин, о котором ничего хорошего нельзя сказать. Но я постарался, чтобы он был более человечным.

Что за книгу закончили?

«Царь Космос» – это первая книга четвертой трилогии «Ока силы». Скоро отдам ее в издательство. Думаю, к Новому году выйдет.

«Фэнтези, в общем, — галиматья»

Сейчас много говорят о том, что фэнтези – это тупиковая ветвь фантастики. Ваше мнение?

Да, нынешнее русскоязычное фэнтези – это тупиковая ветвь фантастики. Но что касается всего фэнтези, так говорить, это все равно, что сказать: «Детектив – тупиковый жанр литературы, потому что есть Донцова». Ведь существуют книги, которые навсегда вошли в классику литературы. И я не Толкиена имею в виду, а Льюиса, и не столько его «Нарнию», сколько «Космическую трилогию». А вот ту же Урсулу Ле Гуин мне было скучно читать.

А Сапковского (Анджей Сапковский – польский писатель-фантаст – ИА «МОСТ-Харьков»)?

Пан Анджей сам не скрывает, что все последние книги – это халтура, и пишет он их только ради денег. Не ради денег он написал свой «гуситский цикл» («Сага о Рейневане» – ИА «МОСТ-Харьков»), но его никто не стал читать, хотя написан очень хорошо, пусть и немного трудно. Вот его первая книга рассказов о Ведьмаке – действительно стоящая вещь.

Кроме Льюиса и раннего Сапковского, что-то еще из фэнтези Вы уважаете?

Сейчас вспомню... Ну в общем, конечно, все галиматья! И главное – пережеванная. Толкиен, подогретый к ужину, Ле Гуин, подогретая к обеду и так далее.

Раскройте секрет писательской кухни – как Вы работаете в соавторстве? У вас ведь был опыт работы с четырьмя соавторами – Олди и Мариной и Сергеем Дьяченко.

Все очень просто – каждый из соавторов выполняет свой участок работы в оговоренный срок, потом собираемся, все обсуждаем. Чаще всего, в такой компании бывает режиссер, который координирует этот процесс. Недоразумений не бывает, ведь плохих мы в соавторы не берем. (Улыбается)

«Фантастические конвенты должны быть маленькими и узкими»

С каждым годом возникает все больше фантастических конвентов – съездов писателей-фантастов (например, «ЕвроКон» или тот же «Звездный мост»). Вы считаете, такие встречи нужны?

Одно дело, когда на такие конвенты съезжаются писатели, которые могут поддерживать беседу на одном языке и хорошо понимать друг друга. И совсем другое, когда приезжают писатели из Китая или Чехии, которые даже английский знают плохо. О чем нам с ними и им с нами общаться? Такие делегации даже пьют врозь. Другая проблема: когда собираются многолюдные конвенты, там попадается очень много случайных людей. Чем больше конвент, тем больше процент людей, которые приезжают на него просто «оттянуться» с фантастами. Такое, знаете, пьяное мурло налетает: «Давай со мной выпьем!». Ну, можно, конечно, в лоб дать, но тогда благолепие нарушишь... Потому я считаю, что фантастические конвенты должны быть маленькими и узкими.

Расскажите о ваших родственных связях с актрисой Верой Холодной.

Это интересная история. Вера Холодная – двоюродная сестра моей прапрабабушки. Я застал ее поколение, поэтому мне рассказывали о ней то, что было на самом деле. Я могу сказать то, в чем я абсолютно уверен: ее, конечно, убили и она, конечно, была советской разведчицей. Мне рассказывали, что Холодная была женщиной очень умной, хладнокровной, с железными нервами. Она была человеком, который сам себя делает, она себя и сделала.

«Российская национальная идея – болезненные выхлопы уязвленного самолюбия»

Как историк, и как человек, часто бывающий в России, как вы смотрите на теперешние украино-российские отношения?

Очень печально. Я могу видеть 1001 недостаток в покойном нашем государстве СССР, но вот тогда я переезжал белгородскую границу спокойно. Сейчас же я чувствую дискомфорт. Москва 70-х была моим любимым городом, сейчас же я приезжаю в Москву и ощущения жуткие – такое впечатление, что попадаешь в чужой оккупированный город, какие-то собаки в метро в противогазах бегают, ты не гость, а иностранец, которого нужно «продлевать». Я думаю, у наших русских друзей есть такие же претензии к нам, немного по другим вопросам. С другой стороны, я не вижу, как улучшить ситуацию в ближайшее время. Этим нужно переболеть, лишь бы это не дошло до чего-то худшего.

В российской литературе и кинематографе сейчас идет пропаганда национальной идеи – снимают фильмы «Адмирал», мультики про былинных богатырей и князя Владимира. Наблюдается ли такое в нашей украинской литературе?

Да и в российской литературе это скорее не национальная идея, а идея реванша – болезненные выхлопы уязвленного самолюбия, уязвленного честолюбия, попытка помахать руками после драки. Это не есть хорошо, но иначе и быть не может. Аналогично и у нас тоже. Никакой особенной национальной идеи у нас не наблюдается.

Можно ли определить доминирующее направление в украинской фантастике?

Да. С 50-х годов вся советская фантастика принадлежала к либеральному направлению литературы. Эти люди главную ценность видели в стране, в народе, в человеке, а не в государстве. Это были дети ХХ съезда КПСС, которым предложили либеральную модель развития. Сейчас в России часть фантастов пытается идти по противоположной стезе – державной, где главной ценностью считается государство. У нас такого нет, мы остаемся в духе тех старых идей либерализма. В этом особенность украинской фантастики.

Недавно ваши друзья и коллеги Олди предсказали, что человечество либо вернется к этическим нормам и морали, либо погибнет. Ваш прогноз.

Человечество не погибнет, что бы оно ни делало. Человечество – самодовольное, самодостаточное, жирующее, прогрессивное. Люди – вид, которым ничего не угрожает. Люди сейчас настолько адаптировались на планете Земля, что им все нипочем. Другое дело, что, может, в будущем человечество будет выглядеть не слишком приятно, но то, что оно не пропадет – это точно.

На предсказаниях конца света люди зарабатывают не одну тысячу лет, и им продолжают верить. Вот сейчас назвали очередную дату – 2012 год. Дескать, таково предсказание в календаре майя. Мне хочется сказать: «Мужики, вы хоть один календарь майя читали? А вам известно, что язык майя не читается?». Великий русский ученый Юрий Кнорозов попытался, но прочитал всего пару слогов. Меня удивляет, что люди на такое ловятся!

Знаете, как предсказывают всевозможные Армагеддоны? К астрономам походят журналисты и спрашивают: «Ну скажите, ну хоть что-нибудь произойдет в ближайшие десятилетия?». Астрономы отвечают: «Да ничего не произойдет. Но есть самая минимальная доля вероятности, что астероид, который пролетит в 2029 году, действительно может пройти в определенной близости к земле». Отсюда и появляются предсказания: «В 2029 году Земле грозит угроза!».

Но на самом деле нам ничего не грозит.  





97
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх