А П Лукашин

Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «slovar06» > А. П. Лукашин. Историко-литературная справка к пермскому СС А. Беляева

А. П. Лукашин. Историко-литературная справка к пермскому СС А. Беляева

Статья написана 17 декабря 2017 г. 20:08

ЗВЕЗДА КЭЦ

Научно-фантастический роман

Впервые опубликовано в ленинградском журнале «Вокруг света» в 1936 г. (№ 2—11). Роман многократно переиздавался. Первоначально задумывался под названием «Вторая Луна», так и фигурирует в переписке А. Р. Беляева с К. Э. Циолковским, окончательное название получил после смерти ученого в его честь. В тексте произведения обсуждаются или упоминаются несколько десятков научно-фантастических идей:

искусственная задержка дозревания фруктов (ведутся работы в этом направлении);

полуреактивный самолет (стратоплан), имеющий скорость свыше 1000 км/час (осуществлено);

сверхскоростной реактивный поезд на воздушной подушке (созданы опытные образцы);

дирижабль из гофрированной стали (техническое развитие пошло по другому пути, однако внимание к дирижаблям периодически возникает вновь);

космодром в Средней Азии, чтобы использовать центробежную силу вращения Земли (Байконур);

посадка космического корабля на воду (осуществлено при полетах американских космонавтов);

обитаемый искусственный спутник Земли: надземная станция-лаборатория и ракетодром для ракет Дальнего межпланетного сообщения («Салют», «Скай-лэб», «Мир»);

старт в космос с нереактивным разгоном (пока не осуществлено, хотя имеются проекты);

кислородная атмосфера пониженного давления в космическом корабле (было на первых американских космических кораблях. Стало причиной пожара и гибели трех космонавтов в корабле «Аполлон»);

трехслойная оболочка ракеты с рыхлым слаботеплопроводным слоем посредине (осуществлено в виде так называемых металлических сот, изолирующих наружную оболочку космического корабля при спу-ске);

дезинфекция перед отправлением в космос (осуществлено не только для людей, но и для автоматических аппаратов);

колеса-шары для ракеты (существуют проекты); теплоотражгющий плаш из блестящей, как алюминий. материи (именно такой материал был рязрабо тан для теплоизоляции космических скафандров);

портативная ракета-ранеи для передвижения в открытом космосе вне корабля (осуществлено);

.питание в невесомости из специальных контейнеров (осуществлено);

ловля мелких астероидов для использования в кл честве строительного материала и сырья (получен патент ФРГ па эту идею); библиотека из микрофильмов (осуществлено); превращение военного флота в мирный транспортный (рассматриваются проекты, осуществимые в условиях разоружения);

использование энергии приливов, отливов и морских волн (осуществлено, масштабы такого использования ежегодно увеличиваются); солнечные двигатели (осуществлено); освещение поверхности Земли зеркалом со спутника (рассматриваются проекты);

использование энергии атмосферного электричес" ва (рассматриваются проекты);

использование условий космоса для лечения боль ных (рассматриваются проекты);

обсерватория на орбите (осуществлено на станин'1 «Салют»);

автоматический секретарь — запись информации ленте с голоса, осуществление математических вЫ~ числений (осуществлено в виде персональных компьютеров) ;

устранение вредных последствий невесомости специально подобранным комплексом спортивных упражнений (осуществлено на станции «Салют»);

полет па Луну с околоземной орбиты (осуществлено в 1969 году);

Открытие останков высокоразвитой жизни на Луне (по-видимому, эта идея не соответствует действительности) ;

открытие на Луне растительной и животной жизни (пока нет оснований для подтверждения даже возможности существования на Луне простейших организмов);

использование низких температур космоса для исследований (осуществлено);

доставка автоматической ракетой на Землю образцов лунных пород и научной информации (осуществлено «Луной-16»);

проведение опытов по выращиванию растений в невесомости (осуществлено); оранжерея в космосе (разрабатываются проекты); переделка животных и растений с использованием направленных мутаций — биотехнология (начинается широкое использование);

выработка языка для животных (проведены успешные опыты с обезьянами);

солнечная электростанция на орбите (такой электростанцией снабжены псе орбитальные станции, рассматриваются проекты производства электроэнергии в космосе в промышленных масштабах и передачи ее на Землю).

НЕБЕСНЫЙ ГОСТЬ

Фантастический роман

Впервые опубликовано в ленинградской газете «Ленинские искры» (1937—1938 гг.). Роман — скорее, повесть — в сборники А. Р. Беляева на русском языке не входил. Одно из первых в советской фантастике описаний путешествия на планету другой звезды. Использованы следующие научно-фантастиче-ские идеи:

сближение Солнечной системы с системой другой звезды. (В обозримом прошлом и будущем — совершенно невероятное событие. В далеком прошлом — возможное. По одной из гипотез, такое сближение вызвало появление самой Солнечной системы.);

использование сближения двух звезд для перелета между ними (новаторская идея А. Р. Беляева впоследствии получила развитие в повести И. А. Ефремова «Звездные корабли», затем — у Г. Альтова «Порт Каменных Бурь»);

использование приливных сил для межпланетного перелета. (Первые проекты разработаны в 60-е годы. Вариаит этой идеи — использование гравитационного ускорения аппаратов при прохождении около планет-гигантов — космические аппараты «Вояджер».);

экраны-стены для наблюдения за внешним миром (осуществлено);

использование атомной энергии для межпланетных перелетов (имеются проекты);

использование парашюта для аэродинамического торможения при спуске в атмосфере другой планеты (осуществлено станциями «Марс» и «Венера»),

СЛЕПОЙ ПОЛЕТ Научно-фантастический рассказ

Впервые напечатано в журнале «Уральский следопыт» в 1935 г. (№ 1). В рассказе использованы следующие в то время научно-фантастические идеи: тайное оружие Германии — реактивные снаряды, воздушные торпеды, управляемые по радио (пример удачного предсказания фантаста — ракеты «Фау-2» и крылатые самолеты-снаряды «Фау-1» били применены уже через 9 лет);

стратоплан для полетов в тропосфере (осуществлено);

автоматическое управление полетом на больших высотах (осуществлено).

ДЕРЖИ НА ЗАПАД! Фантастический рассказ

Впервые напечатано в журнале «Знание — сила» в 1929 г. (Л'° 1) В юмористической форме в нем обыграны парадоксы теории относительности и ка жущийся парадокс линии смены дат. Использованы следующие научно-фантастические идеи:

получение гениального ученого методами евгеники (Идея, популярная в 20-е годы, была надолго скомпрометирована евгенической практикой нацистов. Сейчас возвращаются к идее улучшения человеческой наследственности, избавления от генетических болезней на новом уровне — генной инженерии, с пониманием всей сложности встающих при этом морально-этических проблем.);

теледиагностика заболеваний (ведутся опыты);

запись мыслей с последующей распечаткой их текстом (еще не созданы даже предпосылки для осуществления);

непосредственное введение знаний в мозг (ведутся исследования, особенно в направлении помоши слепоглухонемым).

ОХОТА НА БОЛЬШУЮ МЕДВЕДИЦУ Фантастический рассказ

Впервые напечатано п московском журнале «Вокруг света» в 1927 г. (№ 4). Идея пули-спутника впоследствии использовалась в рассказе Дж. Биксби «Дыры вокруг Марса» (1950).

ГРАЖДАНИН ЭФИРНОГО ОСТРОВА Очерк

Впервые напечатано в журнале «Всемирный следопыт» в 1930 г. (№ 10—11).

В произведениях сборника представлена 41 научно-фантастическая идея. Из них осуществлена 21 идея.

ВЕЧНЫЙ ХЛЕБ

Научно-фантастическая повесть

Впервые — в книге «Борьба в эфире»: Роман, повесть, рассказы. — М.; Л.: Мол. гвардия. 1928.

Переиздана в 1909 году в Оренбурге, с тех пор многократно перепечатывалась.

«Вечный хлеб» — колония микроорганизмов, содержащих все необходимые для питания человека вещества и получающих пищу из окружающей среды,— пока не осуществлено, хотя кормовой белок в промышленных масштабах получают микробиологическим путем из нефти с 40-х годов.

Усыпляющий газ — многочисленные психохимические средства состоят на вооружении армий.

ВЛАСТЕЛИН МИРА

Научно-фантастический роман

Впервые — в газете «Гудок», 1926, октябрь — ноябрь. Книжным вариант (Л.: Красная газета, 19(29) существенно отличался в третьей части. В газетном варианте Качинский совместно со Штерном-Штирнером с помощью мыслеизлучающего аппарата предотвращает войну, что позволяет начать подготовку к организации Всемирного Союза Советских Социалистических Республик. Прообразами героев романа послужили и реальные люди: Дугов — Владимир Дуров, Качинский — Бернард Кажинский, автор книги «Биологическая радиосвязь» (Киев: Hay-кова думка, 1966). Переиздан роман был в 1958 году в Горьком, с тех пор многократно перепечатывался.

Управление мыслительной деятельностью на расстоянии с помощью радиоволн остается чисто фантастической идеей.

Управляемые по радио беспилотные боевые самолеты — осуществлено в виде крылатых ракет «Фау-1» в 1944 году, сейчас существуют беспилотные самолеты-разведчики, аэрокосмический комплекс «Буран» проделал весь первый полет в автоматическом режиме.

Связь на больших расстояниях с помощью передачи мысли — фантастическая идея.

Дешифровка мыслей по графической записи — ведутся опыты.

Усилители мысли — фантастическая идея.

Изменение личности — сообщения об опытах в этом направлении с . использованием психологических средств появлялись в печати, есть и неподтвержденные сообщения об успехах.

Зоопарк без клеток, с пассивизированными живот нымн — пока не осуществлено.

Дирижабли в качестве средства транспорта на большие расстояния—идея, осуществлявшаяся во времена написания романа, но устаревшая сейчас.

Из 14 научно-фантастических идей, использованных в книге, частично или полностью осуществлено 7. Несмотря на то что основные идеи «Властелина мира» остаются совершенно фантастическими, этот роман принадлежит к лучшим произведениям А. Р. Беляева.

ИДЕОФОН Рассказ

Впервые — в журнале «Всемирный следопыт», 192о. — № 6. Рассказ принадлежит к так называемой псевдофантастике, группе произведений научной фантастики, в которых положенные в основу сюжета научно-фантастические идеи оказываются мистификацией или заблуждением, а все происходящее объясняется вполне реалистическими причинами. Идея чтения мыслей, как показывает почти одновременная публикация этого рассказа и «Властелина мира» в 1926 году, в середине 20-х годов была в центре внимания А. Беляева.

Применение своеобразного «детектора лжи»*—сейчас в криминалистике западных стран полиграфы, приборы, регистрирующие состояние подследственного, применяются довольно широко.

Цикл «Изобретения профессора Вагнера» публиковался А. Р. Беляевым в течение одиннадцати лет, с 1926 по 1936 год. Сюда входят как юморески, составившие «Творимые легенды и апокрифы», так и большие «дилогии» рассказов: «Человек, который не спит» и «Гость из книжного шкафа», «Амба» и «Хойти-Тойти». В порядке публикации произведения цикла располагаются следующим образом: «Человек, который не спит» (1926), «Гость из книжного шкафа» (1926), «Над черной бездной» (позднее — «Над бездной», 1927), «Творимые легенды и апокрифы» (1929), «Чертова мельница» (1929). «Амба» (1929), «Хойти-Тойти» (1930), «Ковер-самолет» (1936). В сборнике рассказы даны в соответствии с восьмым томом собрания сочинений А. Р. Беляева в 8 т. (1964). Отдельным изданием цихл выходил в Кемерово в 1983 году.

ТВОРИМЫЕ ЛЕГЕНДЫ И АПОКРИФЫ

Впервые — «Всемирный следопыт», 1929. — № 4.

Средство от усталости — появился целый набор таких средств, но пока они не снимают усталость, а отодвигают ее наступление или не дают чувствовать. В виде допинга стали бичом профессионального спорта.

Средство от сна — радикального пока не найдено, хотя исследования людей, которые не спят, показали, что такое средство на уровне физиологии человеческого организма возможно.

Способ думать двумя полушариями. Выявленная асимметрия головного мозга делает осуществление этой фантастической идеи в высшей степени проблематичным, хотя раздвоение личности на совершенно независимые психические сущности наблюдалось при травматических поражениях связи двух полушарий мозга и при операциях, предусматривавших разрез так называемого мозолистого тела (комиссурото-мию).

Чтение лекций в университете по радио — сейчас I это делается с помощью телевидения, а в последнее время — и с помощью компьютерных сетей.

Повреждение мозга лошади с преступными целями — не может рассматриваться как идея, это скорее прием популяризации положений нейрофизиологии.

Омоложение с помощью эндокринологических методов — модная в 20-х годах идея. Опыты по омоложению и научное изучение старения дали начало науке геронтологии, но омоложение так и не было получено...

Увеличение размеров живых сушеств путем вмешательства в гормональную регуляцию организма — успешные опыты ведутся сейчас с применением методов генной инженерии.

Прыжки с помощью пружины и пневмокостюм для амортизации ударов — пружинные усилители и амортизаторы применяются для ускорения бега, например. Пневмозащита оказалась особенно эффективна в автомобилях и самолетах.

Использование сил гравитации для прыжков через препятствия — идея, реализованная в аттракционах.

Использование радиоволн для лечения — повсеместно (УВЧ).

Использование радиоволн для обогревания на расстоянии. Прямое применение этой идеи — микроволновые кухонные плиты. Способом, описанным в рассказе, применение невозможно из-за рассеивания радиоволн и быстрого падения (пропорционально квадрату расстояния) мощности, передаваемой лучом.

Овладение волевой терморегуляцией человеческого тела — в узких пределах достигается йогическими упражнениями. В масштабах, намеченных в рассказе, вредно и никому не нужно. Пример попытки распространения власти человека над природой до абсурда.

КОВЕР-САМОЛЕТ

Впервые рассказ опубликован в журнале «Знание — сила», 1936. — М 12.

Лошадь-автомат — осуществлявшаяся именно с пропагандистскими целями реклама шагающего робота.

Металлическая пеня с волооолным нэполнР1?»»ем — решаемая инженерная задача. Однако цель создания такой пены — хранение водорода. Полет, даже при использовании легчайшего «газа» — вакуума, при сколько-то разумных размерах ковра невозможен.

ЧЕРТОВА МЕЛЬНИЦА

Впервые рассказ опубликован в журнале «Всемирный следопыт», 1929. — № 9.

Использование отделенных от тела человеческих органов для производства полезной работы — осущест-4 вимо, но стоимость необходимого для этого оборудования делает такое применение совершенно бессмыс-( ленным, не говоря уже о моральных аспектах проблемы. Опыты подобного рода проводятся в бионике — дли моделирования полезных особенностей «живых конструкций» в технике. Единственное серьезное применение чужих органов — трансплантация сердца, почек, печени, легких и т. Д., что сейчас почти повсеместно вошло в практику мировой медицины.

Шагаюший автомобиль —- идет непрерывное совершенствование экспериментальных конструкций такой машины, в том числе и с использованием моделей человеческих ног и искусственных мускулов.

НАД БЕЗДНОЙ

Первоначально — «Над черной бездной» — «Вокруг света». 1927. — № 2—3. Под названием «Над бездной» впервые — в сборнике: А. Р. Беляев. Борьба в эфире. — М.; Л., 1928.

Управление силой тяжести — пока совершенно фантастическая идея. '

Локальное усиление силы тяжести. Яркий пример последующего использования этой идеи — «комариная плешь» в повести А. и Б. Стругацких «Пикник на обочине».

Гравитационное оружие —распространенная в фантастике 20—30-х гг. идея. Пока остается фантастической.

Изменение скорости вращения Земли — пример использования фантастического приема — изменения одной из существенных мировых констант для показа «что, если...»

Применение гипноза в обучении — поразительные примеры успехов в этом направлении показали опыты В. Райкова.

Гипнопедия — обучение во сне. Следует отдать я этой области приоритет А. Р. Беляеву. Роман «Великолепный новый мир» О. Хаксли, в котором якоЛы было впервые описано применение гипнопедии, появился в 1932 году.

ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ НЕ СПИТ

Впервые опубликовано в сборнике: А. Р. Беляев. Голова профессора Доуэля. — М.; Л., 1926.

Прибор для дыхания свежим воздухом — с исчезновением под натиском автомобилей свежего воздуха в городах и широким применением кондиционеров идея стала анахронизмом.

Ретардин — средство от усталости — см. выше «Творимые легенды и апокрифы».

Ускорение научно-технического и общественного прогресса в б раз за счет увеличения производительности умственного труда —- идея, получающая своеобразное воплощение в концепциях интенсивного развития экономики и ускорения.

Цветомузыка — идеи синестезии, гармонического соединения различных ощущений, появились еще в XIX веке, но технические средства для такого соединения возникли лишь в 60-х годах XX века.

Погружение в сон целой страны — идея, возможно заимствованная из фильма Рене Клера «Париж уснул».

ГОСТЬ ИЗ КНИЖНОГО ШКАФА

Рассказ опубликован впервые в сборнике: А. Р. Беляев. Голова профессора Доуэля. — М.; Л., 1926. Отрывок под названием «Мир в стеклянном шаре» — Всемирный следопыт, 1926. — № 9.

Воздушный абордаж — в начале развития авиации одно из фантастических представлений о ходе воздушных боев, развивавшееся еще Г. Уэллсом («Война в воздухе», 1908). Своеобразной трансформацией этой идеи может быть стыковка с самолётом-заправщиком при дальних перелетах.

Получение протоматерии при ядерном распаде — идея, пока отброшенная физикой. В советской фантастике после А. Р. Беляева впервые появилась в рассказе А. и Б. Стругацких «Забытый эксперимент» (1959).

Искусственная космическая туманность, повторяющая в ускоренном масштабе времени оазвитне Солнечной системы в миниатюре. Совершенно фантастическая идея, высказанная, однако, намного раньше, чем в рассказе Т. Старджона «Бог микрокосмоса» (1940, рус. пер. 1961), считающемся классикой этой темы. В послевоенной советской фантастике к ней обратился А. Полещук «Ошибка Алексея Алексеева» (1960).

-Возможность — иерархии созданных искусственно вселенных — когда создатель одной сам включен в созданный другим мир — и так ad infinitum — вероятно, первое в советской фантастике предположение такого рода. Подробно разработано С. Лемом в «Воспоминаниях Ийона Тихого» (1961).

Эффект проницаемости макротел — пока совершенно фантастическая идея. «Инженерный» подход к ее использованию наиболее ярко выражен в романе И. Войскунского и Е. Лукодьянова «Экипаж «Меконга» (1961).

Восприятие глазом новых видов излучений — реализовано в виде электронно-оптических преобразователей и компьютерной обработки изображений.

АМБА

Рассказ впервые опубликован в журнале «Всемирный следопыт». 1929. — N* 10.

Поддержание жизнедеятельности отделенного от тела мозга — опыты с мозгом обезьян проводились. По одной из гипотез, быстрая деградация функций мозга в этих опытах обусловлена сенсорной депри-вацией.

Электроэнцефалограф — осуществлено.

Общение с мозгом при посредстве его биотоков — опыты по сознательному или бессознательному контролю вида излучений мозга показывают принципиальную осуществимость идеи.

Введение сигналов в мозг человека от органов чувств животного — прогресс в этой области связан с созданием искусственного глаза на электронной основе.

Средство для ускорения процессов срастания нервных тканей — получено в недавнее время.

ХОЙТИ-ТОЙТИ

Впервые повесть опубликована в журнале «Всемирный следопыт». 1930. — № 1—2.

Акустические усилители — осуществлено.

Увеличение размеров отделенного от тела мозга — подобные опыты из-за сложности и нецелесообразности, не говоря о морально-этических аспектах, не ставились.

Пересадка мозга человека в череп слона — теоретически допустимая, но в высшей степени сомнительная в этическом плане операция. Однако в романе С. Снегова «Люди как боги» (1966—1978) мозг человека был пересажен дракону.

Необычайно прочный прозрачный каучук — создан целый спектр пластмасс, обладающих такими свойствами.

В цикле А. Р. Беляева «Изобретения профессора Вагнера» использовано 39 научно-фантастических идей. Из них осуществлено или осуществимо 24.

НЕВИДИМЫЙ СВЕТ

Впервые рассказ опубликован в журнале «Вокруг света», 1938. —Л? 1.

Восприятие новых видов электромагнитных излучений, способность видеть электрический ток — реализовано в виде электронно-оптических преобразователей, позволяющих видеть картину в инфракрасном свете или даже разность потенциалов в микросхеме.

Подключение «электронного глаза» непосредственно к нервным окончаниям человека в качестве средства от слепоты — работы в этом направлении ведутся.

ПРЫЖОК В НИЧТО

Научно-фантастический роман

Впервые опубликован в 1933 году издательством «Молодая гвардия» (М.), тогда же появился отрывок из романа под названием «Стормер-сити» в журнале «Юный пролетарий» (Л® 8). Второе издание с предисловием К. Э. Циолковского (1857—1935), воспроизведенном в настоящем издании, и послесловием Н. А. Рынина (1877—1942), известного специалиста по теорий межпланетных сообщений, появилось в 1935 году. Всего роман перед войной выдержал четыре издания. После смерти писателя роман не переиздавался до 1959 года, после чего выходил более десяти раз, был включен в оба соб-рання сочинений А. Р. Беляева. По сравнению t первым изданием автор убрал в последующих некоторые научно-популярные длинноты и расширил приключенческую часть, а также исправил по замечаниям К. Э. Циолковского некоторые научные неточности. Во втором издании было введено и посвящение великому ученому, который писал по этому поводу Беляеву: «Что же касается до посвящения его (романа. — А. Л.) мне, то я считаю это Вашей любезностью и честью для себя». В настоящем издании транскрипция имен некоторых ученых и изобретателей изменена на современную. В романе использовано несколько десятков научно-фантастиче-ских идей:

- стратосферные бомбардировочные ракеты, управляемые по радио (осуществлено в 1944 году —Фау-1, Фау-2);

ракетная бомбардировка городов Европы и Америки (осуществлено во время второй мировой войны, планы ракетной бомбардировки Америки рассматривались в конце войны нацистами);

газовые ракеты (ракеты с боеголовками, снаряженными отравляющими веществами, — осуществлено) ;

стратоплан (осуществлено);

расположение космодрома у экватора (осуществлено Францией — космодром Куру);

расположение космодрома в горах (выигрыш в энергетических затратах на преодоление менее плотных слоев атмосферы ничтожен, а затраты на снабжение такого космодрома так велики, что вряд ли эта идея будет осуществлена, хотя и не по техническим соображениям);

использование вращения Земли для увеличения собственной скорости ракеты (осуществлено);

использование золота для изготовления деталей ракеты (пока только на уровне микросхем);

полет в стратосферу по баллистической траектории с посадкой в океане (осуществлено 15 мая 1961 года Аланом Шепардом на корабле «Меркурий»);

город-лаборатория для изучения условий космических полетов (первым таким городом стал Звездный);

замкнутый круговорот веществ — «экологический цикл» (ведутся опыты); космическая оранжерея (ведутся опыты); приближение скорости ракеты к скорости света с целью замедления времени (теоретически возможно); микрокниги (осуществлено);

устройство для создания невесомости и перегрузок посредством падения и взлета аппарата по траектории регулируемой кривизны (осуществлено на самолетах-лабораториях, есть проекты и соответствующих башенных установок);

тренировки вестибулярного аппарата (вошли во все программы подготовки космонавтов);

замкнутая среда для опытов по космической экологии (осуществлено);

барокамера для испытания скафандров в условиях вАкуума (осуществлено);

регулировка температуры в ракете с помощью изменения окраски (реализовано с помощью экрана-отражателя на «Скайлэбе» в аварийной ситуации);

солнечный двигатель по идее К. Э. Циолковского (рассматриваются проекты);

долговременный эксперимент по поддержанию жизнедеятельности человека в замкнутой экологической системе (осуществлено);

запуск ракеты с научными приборами (осуществлено);

война между США и Японией в Тихом океане (сбывшийся прогноз фантаста);

гидроустройства для предохранения тел от удара (осуществлено, но не используется из-за громоздкости);

использование амортизаторов для уменьшения воздействия перегрузок при взлете ракеты (осуществлено) ;

составная ракета из 20 модулей (видимо, эта идея устарела, хотя многоступенчатые ракеты используются с начала космической эры);

спиральное расположение выходов дюз (такие проекты существовали, но более надежным оказалось использование аэродинамических стабилизаторов);

корабль, приводимый в движение электроэнергией, передаваемой с Земли (рассматриваются проекты);

получение энергии при использовании земного магнетизма (имеются проекты);

использование электрического заряда корабля для передвижения в космосе (рассматриваются проекты);

лучи смерти — электроразряд по ионизированным жестким излучением воздушным каналам (идея, видимо, устарела по сравнению с современными проектами лучевого оружия)?

использование звездолета в военных Целях непосредственно (надо надеяться, что эта идея никогда не будет осуществлена); телевидение в космосе (осуществлено); коротковолновая связь с ракетой (осуществлено); прожекторные антенны (параболические антенны широко применяются в космической связи);

мебель для невесомости (осуществлено); взлет с помощью буксировочных ракет, которые потом возвращаются на Землю (воплощением этой идеи являются возвращаемые корпуса ускорителей кораблей многоразового использования);

пониженное давление воздуха в кабине ракеты (осуществлено); космическая медицина (осуществлено); создание искусственной силы тяжести вращением ракеты (рассматриваются проекты);

специальная посуда для еды в невесомости (осуществлено) ;

веера как средство передвижения в невесомости (пока не осуществлено);

диск-гироскоп для изменения положения тела в невесомости (пока не осуществлено, хотя гироскопы широко используются для ориентации космических объектов);

ядерный двигатель ракеты (ведутся разработки); электромагнитный двигатель ракеты (имеются проекты);

перемещаемая в зависимости от направления силы тяжести в ракете ванна (развитие гигиены в космосе пошло по направлению полного освобождения от ограничений, налагаемых гравитацией);

посуда для приготовления пищи в условиях невесомости (пока не осуществлено);

телескоп, собираемый вне ракеты из отдельных частей (осуществлено);

портативные ранцевые двигатели для индивидуального передвижения в космосе (осуществлено); скафандры, армированные металлической сеткой, которая одновременно служит термоэлементом (пока не осуществлено) ;

телефонная связь по проводам между скафандрами (идея устарела с развитием радиосвязи);

манипуляторы у скафандров (имеются проекты, есть манипуляторы у космических кораблей многоразового использования);

двухместная шлюпка — «космический спасатель» (имеются проекты);

нарушения сна в качестве реакции на условия космического полета (сбывшийся прогноз); гидроионика (осуществлено);

автоматическая ориентация оранжереи по Солнцу (осуществлено); паровой солнечный двигатель (ведутся опыты); создание искусственной силы тяжести вращением системы из двух тел вокруг общего центра (имеются проекты);

посадка ракеты с применением парашюта (осуществлено);

кислород на Венере (в заметных количествах не обнаружен); спутник у Венеры (не обнаружен); высокоорганизованная жизнь на Венере (крайне маловероятно в свете данных советских автоматических станций);

белок, стойкий к высоким температурам (имеются проекты биотехнологов); нефть на Венере (остается гипотетической); насыщенность атмосферы Венеры электричеством (предположение подтвердилось);

примитивная разумная жизнь на Венере (крайне маловероятна);

искусственный спутник Земли — исследовательская лаборатория (осуществлено);

плавучие города на огромных катках (имеются проекты); заводы в море (осуществлено); ледоплавы, растапливающие льды (идея сомнительна экономически и экологически); освоение Сибири (осуществлено); плотина через Берингов пролив (имеются проекты);

наступление на льды Гренландии (пока идея остается сомнительной с точки зрения как экономики, так и экологии);

наступление на джунгли Африки (к сожалению, осуществлено);

разработка недр Антарктиды (пока не осуществлено) ;

использование энергии ветра (осуществлено, хотя и не в таких масштабах, как представлял себе Беляев);

искусственные острова-аэропорты (осуществлено); срытые и насыпанные горы, измененное течение рек, каналы (осуществлено, но с непредвиденными неблагоприятными последствиями для природы).

В романе представлено 78 идей. Из них к настоящему времени осуществлено 45 идей.

ПОСЛЕДНИЙ ЧЕЛОВЕК ИЗ АНТЛАНТИДЫ

Впервые повесть напечатана в журнале «Всемирный следопыт» (1925. — № 5—8). Первое книжное издание —в кн.: А. Беляев. Остров погибших кораблей.— М.; Л.: Земля и фабрика, 1927. С тех пор повесть многократно перепечатывалась, включалась в собрания сочинений.

Атлантида — затонувший материк в Атлантике с высокоразвитой цивилизацией — идея остается фантастической...

Атлантида — родина древнейших наций Европы, Африки и Америки — идея остается фантастической...

Подводная археологическая экспедиция — осуществлено.

Небольшие подводные лодки для глубоководной разведки — осуществлено (например, аппараты «Пайсис»).

Радиосвязь под водой — осуществлено. Геологическая разведка морского дна — осуществлено.

Подводное бурение — осуществлено.

БОРЬБА В ЭФИРЕ

Впервые —в первоначальном виде под названием «Радиополис» — в журнале «Жизнь и техника связи» (1927. — № 1—9). В книге —А. Р. Беляев. Борьба в эфире. — М.; Л.: Молодая гвардия, 1929. Впервые переиздана в 1986 году в Ленинграде.

По некоторым свидетельствам, в годы «холодной войны» ЦРУ проявляло повышенный интерес к книге, ставшей библиографической редкостью, ибо это было единственное в советской фантастике описание войны Советского Союза с Соединенными Штатами.

Персональный радиотелефон — осуществлено.

Индивидуальный летательный аппарат — пока фантастика.

Десятичный счет времени — фантастика, хотя в двадцатые годы подобные проекты имели большое распространение.

Аэромобили вертикального взлета — осуществлено, хотя пока и не в таких масштабах.

Высотная обсерватория — осуществлено, хотя бы в виде модуля «Квант» на станции «Мир».

Телевизор-видеотелефон — осуществлено.

Парашют как способ сообщения воздушных сооружений с землей — фантастично.

Превращение Кремля в скансен — пока фантастика...

Радиочасы — осуществлено.

Передача факсимильных изображений по радио — осуществлено.

Пилюли от сна — пока фантастика.

Лучи смерти — пока фантастика.

Война с Америкой — к счастью, остается фантастикой.

Ракетные стратосферные корабли — осуществлено.

Противоракетная оборона по периметру страны — возможна.

Телевидение с центральной фильмотекой — осуществлено.

Ускоренное изучение языков со стимуляцией мозга радиоволнами — ведутся опыты.

Международный язык на основе эсперанто — пока фантастика.

Передача энергии по радио — ведутся опыты.

Гироскопическая стабилизация летательных аппаратов — осуществлено.

Летающие здания —пока фантастика.

Изменения климата — пока фантастика.

Использование солнечной энергии—осуществлено.

Приборы дальновидения с точной наводкой — пока фантастика.

Исчезновение городов — пока фантастика.

Искусственная пища — осуществлено.

Интенсификация сельского хозяйства — осуществлено.

Исчезновение чиновников — пока фантастика.

Исчезновение лошадей — пока фантастика.

Видеокарта — осуществлено.

Радиокомпас — осуществлено.

Изменение физического облика человека пока фантастика,

Всеобщая близорукость — увы, почти осуществлено.

Операция по устранению близорукости — осуществлено.

Воздушные дредноуты, движущиеся над землей по кольцевым маршрутам, — имеются проекты.

Автоматическое предотвращение столкновений транспорта — в принципе осуществлено.

Автоматическое управление домашним хозяйством — в принципе осуществлено.

Всеобщая дезинфекция — пока фантастика, хотя индивидуальные попытки 1тедпринимаются, например, стиль жизни Майкла Джексона, многих людей с пересаженными сердцами.

Доставка вещей и продуктов по трубопроводу — пока фантастика, хотя есть проекты.

Автоматический доктор — почти осуществлено.

Электромассажер — осуществлено.

Средство для уничтожения волос — осуществлено.

Телеэкраны во всю стену с объемным изображением — ведутся опыты.

Выдвижная мебель — осуществлено, но признания не получило.

Освещение бактериями — осуществлено, но используется преимущественно в специальных (например, взрывоопасных) условиях.

Телеобщение — осуществлено в форме телеконференций.

Радиошкола — осуществлено, хотя и не в таких масштабах.

Светомузыка — осуществлено.

Летающая подводная лодка — осуществлено военными.

Передача мыслей в качестве средства регулирования трудовых процессов — пока фантастика.

Искусственная гроза — оружие—пока фантастика, хотя опыты ведутся.

Автоматизированные боевые машины — ведутся опыты.

Машины-мосты — осуществлено.

Автоматизированная система управления боем — осуществлено.

Подземоход — в принципе осуществлено.

Искусственные драгоценные камни — осуществлено.

Защитное силовое поле — пока фантастика.

Звуковое оружие — осуществлено.

Люди — придатки машин — пока фантастика.

Гормональное изменение внешности и качеств человека — осуществлено.

Шаровые молнии — оружие — пока фантастика.

Лучи, выводящие из строя моторы, — пока фантастика, хотя в прессе появлялись сообщения о проводимых военными опытах.

Подводный город — осуществляется японцами.

Атомная бомба — увы, осуществлено.

Ракетный корабль — осуществлено.

ЧЕЛОВЕК, ПОТЕРЯВШИЙ СВОЁ ЛИЦО

Впервые в журнале «Вокруг света» (Л.. 1929.— Nt 19—25) с подзаголовком «роман». в книгах повесть не перепечатывалась до 1958 года, когда одновременно вышла в нескольких издательствах в сборнике «Остров погибших кораблей», составленном Б. В. Ляпуновым. Другой вариант того же сюжета и даже с теми же героями Беляев реализовал в романс «Человек, нашедший свое лицо» (1940), который публикуется как совершенно самостоятельное произведение.

Препараты точного воздействия на гормональную систему человека — частично осуществлено.

Изменение внешности препаратами — осуществлено.

Превращение белого в негра и наоборот — осуществлено.

ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ РАКОМ?

Впервые в журнале «Вокруг света» (М„ 1929. — № 19). Впоследствии рассказ был включен в т. 8 собр. соч. в 8 тт. (М.: Молодая гвардия. 1964). Более не переиздавался.

Рассказ представляет собой яркий пример популяризаторской фантастики, где биологические сведения сообщаются при помощи фантастического приема — описания ощущений рака с точки зрения человека.

В трех повестях А. Р. Беляева содержится приблизительно 74 научно-фантастические на время написания идеи. Из них полностью, частично, на стадии опытов или проектов осуществлены 48. Остаются фантастическими или отброшены — 26.

НИ ЖИЗНЬ, НИ СМЕРТЬ

Впервые в журнале «Всемирный следопыт» (1926. — №5—6.) Первая книжная публикация — сборник «Борьба в эфире». Впоследствии не перепечатывался до включения в собрание сочинений 1963—1964 гг.

Анабиоз теплокровных — пока остается фантастикой.

Замораживание людей как последнее средство спасения от неизлечимой болезни — осуществлено.

Анабиоз живой рыбы для перевозки — осуществлено.

Революция в Англии на фоне экономического кризиса — идея, распространенная во время написания рассказа, но оказавшаяся фантастической.

Авиэтка с автоматическим управлением — делаются экспериментальные экземпляры.

Подвижные дороги в городе — развития не получили.

Новые способы добывания энергии — реализовано.

Замена машинами физического труда — реализуется.

Пассажирские дирижабли — реализовано, лотом оставлено.

СЕЗАМ, ОТКРОЙСЯ!

Впервые в журнале «Всемирный следопыт» (1928. — № 4). То же самое под названием «Электрический слуга» в журнале «Вокруг света» (Л. — 1928. — № 49). До включения в собрание сочинений 1963—1964 гг. в книгах не перепечатывался. Рассказ послужил основой для одной из киноновелл передачи «Этот фантастический мир».

Механические слуги — недавно реализовано.

Телеуправление домашним хозяйством — реализовано.

Настройка акустических датчиков на определенный тембр голоса — реализовано.

Человекообразные роботы — созданы прототипы, во времена Беляева это казалось более осуществимо.

МИСТЕР СМЕХ

Впервые — в журнале «Вокруг света» (Л. — 1937. — № 5). Впоследствии рассказ неоднократно перепечатывался, включался в собрания сочинений.

Технология получения музыки заданных эмоциональных свойств — ведутся опыты.

Механическое получение музыки — реализовано с помощью ЭВМ.

Социология смеха — осуществлено.

Технология смеха — ведутся опыты.

Смех как оружие — фантастика.

СВЕТОПРЕСТАВЛЕНИЕ

Впервые рассказ появился в журнале «Вокруг света» (Л, — 1929. — № 1—4,7). Впоследствии многократно перепечатывался, включался в собрания сочинений.

Замедление скорости света — фантастика. Идея из класса широко используемых «что, если...», позволяющая проследить в данном случае физические последствия изменения одной из фундаментальных мировых констант.

Иная кривизна пространства — доказана теоретическая возможность.

НЕТЛЕННЫЙ МИР

Первоначально — в журнале «Знание • сила» (1930. — № 2). В книге выходит впервые.

Исчезновение бактерий — идея совершенно фантастическая, класса «что, если...».

Экологическая катастрофа — к сожалению, осуществимо.

Дезинфекция ультракороткими волнами — реализовано.

ВЦБИД

Первоначально — в журнале «Знание • сила» (1930. — № 6—7). В книге выходит впервые.

Искусственное дождевание — осуществлено.

Управление климатом — пока фантастика.

Искусственное рассеивание туч и туманов-- осуществлено.

ШТОРМ

Первоначально — в журнале «Революция и природа» (1931. — № 3—5). В книге публикуется впервые.

Использование энергии ветра — осуществлено.

Гидростанции на Волге, Ангаре и Енисее — реализовано.

Ветроэлектростанция на воздушном змее — есть проекты.

Гидроаккумулятор — осуществлено.

Война с Румынией и Польшей — осталось фантастикой.

ЗЕМЛЯ ГОРИТ

Повесть первоначально опубликована в журнале «Вокруг света» (Л.—1931.—№ 30—36). В книге выходит впервые.

Гидростанция на Волге как средство мелиорации засушливых земель — осуществлено.

Понижение уровня Каспийского моря — осуществимо.

Ледяная плотина — осуществлялось, хотя из-за чрезмерной сложности технологии распространения не получило.

Заводы по переработке сельхозсырья в колхозах— до конца не осуществлено.

Агрогорода — осуществлено.

Сельхозавиация — осуществлено.

Кабели электропередач — осуществлено, но распространения не получило.

Электротракторы — осуществлено.

Электроподогрев земли — не осуществлено по экономическим причинам.

Ионизация воздуха — осуществлено.

Электрическая дойка — осуществлено.

Биологическая борьба с вредителями — осуществлено.

Добыча нефти со дна моря — реализовано.

Плавучие буровые — реализовано.

Радиотеатр — реализовано в виде проекционных телевизоров.

Пенотушение пожаров — реализовано.

Москва — порт — реализовано.

Плотина на реке Урал — не осуществлено.

ЗАМОК ВЕДЬМ

Повесть первоначально опубликована в журнале «Молодой колхозник» (1939. — № 5—7). Перепечатана в журнале «Юный техник» в 1984 году к 100-летию писателя (№ 1—3). Первое книжное издание.— Беляев Л. Остров погибших кораблей. Красноярск, 1986.

Искусственная управляемая шаровая молния — пока фантастика.

Использование энергии космических лучей —фантастическая идея.

В девяти повестях и рассказах книги содержится приблизительно 52 научно-фантастические на момент публикации идеи. Из них к настоящему времени хотя бы до стадии экспериментальных образцов осуществлено 42 идеи. Отброшено или остаются фантастическими 10 идей.

ПРОДАВЕЦ ВОЗДУХА

Впервые роман напечатан в журнале «Вокруг света» (М., 1929. — № 4—13). Первая книжная публикация — в двухтомнике избранных научно-фантастических произведений А. Беляева 1956 г. (т. 2). С тех пор многократно переиздавался, входил в оба собрания сочинений А. Беляева (в 8 т. и в 5 т).

Получение жидкого воздуха в промышленных масштабах— во время написания романа идея «на грани возможного», сейчас осуществлено в огромных масштабах.

Получение из жидкого воздуха и переработка атмосферного азота — осуществлено.

Консервирование мяса замораживанием жидким воздухом осуществлено.

Использование жидкого воздуха в качестве оружия — фантастика.

Пневматическое оружие — осуществлено.

Индивидуальные радиотелефоны — осуществлено.

Материал, почти полностью не пропускающий тепла, — осуществлено.

Лампы из светящихся бактерий — осуществлено.

Лишение земного шара атмосферы — фантастическая идея, но, главным образом, по масштабам.

Сверхуплотненный воздух — фантастическая идея.

Сообщение с Марсом — фантастика.

Пушка в качестве средства межпланетного сообщения — имеются проекты.

Использование атомной энергии — осуществлено.

Болезни невесомости — поразительное предвидение Беляева, здесь он опередил Циолковского, полагавшего невесомость только полезной для организма.

Снаряды, управляемые по радио, — осуществлено.

Передачи на сверхкоротких волнах — осуществлено, УКВ.

Воздушные бомбы — принцип использован в так называемых «вакуумных» бомбах.

Заговор капиталистов с целью захвата власти на Земле — фантастика,

АРИЭЛЬ

Впервые роман издан «Советским писателем» в Ленинграде в 1941 году, по свидетельству А. Н. Стругацкого, в продаже он появился уже после установления блокады. С тех пор многократно переиздавался, входил в собрания сочинений.

Использование гипноза для управления восприятием действительности — осуществлено.

Мускулолет — осуществлено.

Летающий металл — сверхлегкая пена с ячейками, заполненными водородом, — осуществлено, хотя пока на уровне курьеза техники.

Управление броуновским движением молекул — фантастическая идея.

Левитация — фантастическая идея.

Использование энергии введенных в организм искусственных радиоактивных элементов — фантастическая идея.

В двух романах Беляева использованы приблизительно 24 фантастические на время их написания идеи, Из них осуществлены или находятся на грани осуществления 16 —две трети. Только треть идей является фантастикой и для нас.

Тэги: Беляев