Возможная дата основания


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «slovar06» > Возможная дата основания Витебска по старому летоисчислению
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Возможная дата основания Витебска по старому летоисчислению

Статья написана 6 мая 2018 г. 13:28

На основании 4-х разных источников имеются 4 даты основания Витебска: 1021, 974, 947 и 914 г.

***

↑ Перевод на современный русский язык: В год 6529 (1021). Пришел Брячислав, сын Изяслава, внук Владимира, на Новгород, и взял Новгород, и, захватив множество новгородцев и имущество их, пошел к Полоцку снова. И когда пришел он к реке Судомири, Ярослав, выйдя из Киева, на седьмой день нагнал его тут. И победил Ярослав Брячислава, и новгородцев возвратил в Новгород, а Брячислав бежал к Полоцку

↑ «Чтобы выяснить истину, необходимо обратиться к нашему основному источнику, откуда мы обычно черпаем известия про главные события русской истории,— к «Повести временных лет», который составился в окончательном виде в два первых десятилетия XII ст. Там, правда, говорится про поход Ольги на север: «В лето 6455 (947). Идее Вольга Новугороду и устави по Мсте повосты и дани и по Лузе оброки и дани (…) и сани ее стоять в Плёскове (Пскове) до сего дне и по Днепру перевесища и по Десне, и есть село ее Ольжище и доселе. И, изрядившись, възвратися к сыну своему Киеву и пребываша с ним в любви».

Рассматривая оба отрывка, мы замечаем их подобие, даже идентичность особых мест (например, конец — о возвращении Вольги в Киев). Расходятся только даты: в «Повести временных лет» XII ст. — 947, в Витебской летописи XVIII ст.- 974 г. (когда, как сказано, Ольга умерла уже).

Считаем, что переписчик летописи XVIII ст. перевел древнее летоисчисление «от сотворения мира» (6455 г.) на наше летоисчисление, получил правильное число 947, но позднее, переписывая, ошибся: 4 и 7 поменял местами. Так и появилась дата — 974 год. Что же остальной части сообщения Витебской летописи, то она, видимо, правильная: Ольга, как мы уже знаем, обкладывала данью население на реках Мсте и Лузе, а попадая туда, как и в Новгород, по пути «из варягов в греки», т. е. через витебские земли, где Ольга и могла возвести город. От этого можно, как нам кажется, сделать такие выводы:

В древних письменных источниках сказано, что киевская княгиня Ольга была в Витебской земле в 947 г. Однако факта основания там нет.

Витебская летопись XVIII ст. сохранила этот факт, но с измененной датой (вместо 947 — 974)

Археологические раскопки утверждают, что в Х ст. Витебск существовал и, таким образом, не противоречат тому, что город (это значит его крепость) был основана Ольгой.

goo.gl/Fqx2yv

***

Об основании Витебска княгиней Ольгой не упоминается в сохранившихся до настоящего времени списках древних летописей. Исследователи относят появление широко известной «Витебской летописи Михаила Панцирного и Стефана Аверки» к середине XVII века, но сохранился только список, датированный 1775 годом. И если предположить, что все последовавшие за Панцирным переписчики не допустили ошибки, то данная летопись это самый ранний источник, в котором датой основания Витебска называется 974 год.

Но существует ряд менее известных документов, в которых легенда имеет иную трактовку.

Так, в опубликованном Е.Анищенко в журнале «Віцебскі сшытак» (1997, №3) «Описании Витебской губернии Петра Котловского 1808 г.» о Витебске сообщается: «Построен в 947-м году великою княгинею Ольгою. Об нем упоминается в X столетии у греческих писателей, что северные народы славяне шли на Днепр в Грецию около сего города. <...> Каменная Благовещенская [церковь — В.Ш.], сооруженная в 956 году из дикого камня, почти вся иждивением св. Ольги, выписанными ею из Константинополя зодчими как для построения сей, так в городе Пскове и Киеве церквей».

Петр Котловский не упоминает об источниках, приводимых им сведений, возможно, он пытался исправить «Летопись Панцирного» принятым и сейчас способом — переставляя «4» и «7». Но, интересно, что и построение церкви в Витебске Котловский относит не к двухлетнему пребыванию княгини Ольги на месте будущего города, а ко времени ее крещения по «житию» святой, что приводит легенду в соответствие с другими источниками.

Есть версии, в которых, приводится иная дата и отсутствует упоминание о церковном строительстве. В «Описании Полоцкой губернии с историческими и географическими примечаниями» («Атлас Полоцкой губернии» 1777 г.) читаем: «Город Витебск герб имеет: воина с обнаженною шпагою и шитом на коне с убором золотым в красном поле. Оной город начало свое имеет от российской княгини Ольги, которая в 914 году проезжала в Киев через оное место и ночевала на горе, где и велела на той горе строить город, и по реке Витьбе назвав Витебск». Тоже повторяется в «Путевых записках неизвестного о губерниях Лифляндской, Курляндской, Виленской, Могилевской, Витебской и Смоленской...» (первая четверть XIX в.): «Прибыли мы в губернский город Витебск, разделяемый на две части рекою Двиною, с правой стороны сея местоположение ровное, с левой весьма крутой берег. Город сей начало свое имеет от российской княгини Ольги, которая проезжая в Киев чрез сие место в 914 году, ночевала на горе, где и велела после построить город, и по речке Витьбе назвала Витебск».

Конечно, в 914 году Ольга, возможно, была слишком молода, чтобы основать город, но эта дата не столь курьезна как 974 год, и опять-таки археологи относят появление поселений кривичей на территории Витебска к рубежу IX-X веков.

Как видим, легенда об основании Витебска княгиней Ольгой получила распространение в источниках, относящихся к первым десятилетиям нахождения Витебска в составе Российской империи. Какие версии бытовали в предшествующие времена, мы можем лишь догадываться. И на наш взгляд, может быть, более продуктивно было бы направить усилия исследователей на поиск более ранних или других списков, версий преданий об основании Витебска. Это, конечно, не даст окончательного ответа на вопрос, но, во всяком случае, откроет для нас новый пласт документов по истории нашего города. А пока приходится согласиться со словами патриарха витебского краеведения Алексея Сапунова: «Там, где нет верных исторических указаний, следует довольствоваться преданием, хотя бы оно, и не выдерживало исторической критики».

Опубликовано: Шишанов В. 974, 947 или 914? // Витебский проспект. 2005. №45. 10 нояб. С.3.

***

1021 г. — это не дата основания Витебска, а первое упоминание в древнерусских летописях.

В них применялось летосчисление от сотворения мира, поэтому может было так: 6482 — ҂ѕ҃у҃п҃в҃; 6455 — ҂ѕ҃у҃н҃є҃; 6422 — ҂ѕ҃у҃к҃в҃. Вероятность ошибки 974-914 все равно выше. Под 947 год можно подвести дату основания чуть ли не всех древнерусских городов, которым не повезло с точной датой основания. А 914 нас выделяет.

В. ШИШАНОВ

***

Недавно найденный документ об основании Витебска княгиней Ольгой датирован 1742 г. (см. файл)

В. ШИШАНОВ. Находки 2017 г.

***

Протоиерей Димитрий (Савич) обратил

внимание на такую деталь: «… рукопись Панцырного написана по-польски с использова-

нием арабских цифр, в то время как в славянских рукописях использовалась гериатрия, а

если учесть возможное использование латинских цифр и звуковой код славянских цифр,

то выстраивается интересная пропорция, которая легко вписывается в первоначальную

концепцию описки.

Славянское Латинское Арабское

СМЗ CMXLVII 947

СОД CMLXXIV 974» [8, с. 173].

А.Н. Дулов. ВОПРОС О ДАТЕ ОСНОВАНИЯ ВИТЕБСКА В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИОГРАФИИ. 2014

***

Если даты перевести прямо (от рождества Христова — от сотворения мира):

1021 — 6529

974 — 6482

947 — 6455

914 — 6422

***

История календаря России

Московский лубковый календарь, XVII век.

В Древней Руси счёт времени вёлся по четырём сезонам года. Использовался и лунно-солнечный календарь, в котором каждые 19 лет включали семь дополнительных месяцев. Была семидневная неделя, которая называлась седмицей.

После установления христианства в 988 году счёт лет стали вести по византийскому календарю от «сотворения мира», точнее — от «сотворения Адама» — с пятницы 1 марта, приняв византийский вариант этой даты — 5508 год до новой эры, но с некоторыми отклонениями. В Византии год начинался 1 сентября. На Руси, по древней традиции, началом года считали весну, поэтому год начинали 1 марта.

Во времена Ивана III в 1492 году (в 7000 году от «сотворения мира») начало года было перенесено на 1 сентября. Первый отпечатанный церковный календарь в России изготовлен 5 мая 1581 года Иваном Фёдоровым.

Действовавшее в России летоисчисление от «сотворения мира» заменил на летоисчисление от Рождества Христова Пётр I с 1 января 1700 года. По указу императора от 19 (29) декабря 1699 года следовало 1 (11) января 1700 года «…а будущаго Генваря съ 1-го числа настанетъ новый 1700-й годъ купно и новый столетний векъ…». 28 декабря 1708 года был выпущен первый гражданский календарь.

Разница между двумя системами летоисчисления, для периода времени с 1492 года по 1700 год, составляет 5508 лет для периода с 1 января по 31 августа, а с 1 сентября по 31 декабря — 5509 лет, поскольку новый год по старому летоисчислению наступал с сентября. (1 сентября 7208 года от «сотворения мира» = 1 сентября 1699 года от Рождества Христова. 7208-1699=5509 лет. А 1 января 7208 года от «сотворения мира» = 1 января 1700 года от Рождества Христова. 7208-1700=5508).

Григорианский календарь в Советской России введён с 14 февраля 1918 года. С 1930 по 1940 год использовался советский революционный календарь.

goo.gl/4ucz3a

***

Россия

Погрешности в летописях

Основная статья: Ультрамартовский стиль

Исследователи отмечают, что во многих летописях, в частности в «Повести временных лет» используется сразу несколько вариантов датировок, не обязательно константинопольская эра[8]. Также там встречаются:

александрийская — 29 августа 5493 до н. э.[прим 1]

антиохийская эра — 1 сентября 5500[прим 2]

старовизантийская эра — 5504 до н. э.[прим 3]

Девятеричная эра — 5509 год до н. э.

Десятеричная эра — 5510 до н. э.

Одиннадцатиричная эра — 5511 год до н. э.

Также скольжение дат может происходить в связи с разностью начала года — в сентябре или марте. Учёные отмечают: «из-за перевода дат византийского сентябрьского года на славянский мартовский возможны ошибки на один год („мартовский“ и „ультрамартовский“ стили»)[9].

goo.gl/YYNrwy

***

Славянская кириллическая нумерация

Эта нумерация была создана вместе со славянской алфавитной системой для перевода священных библейских книг для славян греческими монахами братьями Кириллом и Мефодием в IX веке. Эта форма записи чисел получила большое распространение в связи с тем, что имела полное сходство с греческой записью чисел. До XVII века эта форма записи чисел была официальной на территории современной России, Республики Беларусь, Украины, Болгарии, Венгрии, Сербии и Хорватии. До сих пор православные церковные книги используют эту нумерацию....

http://www.collectionstudio.com/ru/datesc...

***

http://mathemlib.ru/books/item/f00/s00/z0...

***

goo.gl/Q6y5xJ

***

конвертер дат, записанных с помощью кириллической системы счисления, в год по григорианскому календарю и обратно

http://creounity.com/apps/time_machine/in...






322
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх