Кажется ничто в этом мире не


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kagerou» > Кажется, ничто в этом мире не отучит меня жрать кактусы
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Кажется, ничто в этом мире не отучит меня жрать кактусы

Статья написана 5 ноября 2009 г. 20:53

Например, сейчас я взялась перечитывать "Евразийскую симфонию" Ван Зайчика-Рыбакова.

Книга, надо сказать, тошнотворное впечатление производит (или я переела антибиотиков). Причем я отчетливо понимаю, что могла бы было бы и не. Подзаголовок "плохих людей нет" все-таки врет: плохие люди есть, но они сосредоточены почему-то за пределами Цветущей Ордуси. Там даже музыка не такая:

"Музыка

была великолепна. Странными мирами веяло от нее, странными, иными — миром

чужой, но бесспорной красоты, миром утопающих в кипарисах и пиниях

мраморных дворцов над теплым сверкающим морем; миром изысканных, ироничных

людей в напудренных париках; миром бесчисленных чванливых королей и

президентов, кишмя кишащих на территории, на которую и треть

Александрийского улуса не удалось бы втиснуть; миром гениальных

изобретателей, измышляющих прибор за прибором, машину за машиной, сами не

ведая зачем, из детского любопытства; миром людей, всю жизнь только и

знающих, что всяк на свой лад, кто мускулами или деньгами, кто мозгами или

бюстом кричать: я, я, я! Миром так называемой моногамной, по-ватикански

священной семьи — и озлобленных, алчных, ревнивых любовниц, которых надо

таить, и держать поодаль, и тут же нелепо подманивать и улещивать, и

врать, врать; и так называемых незаконных детей..."

Нет, если бы автором был кто-то не обремененный ориенталистикой, оно было бы понятно. Но Рыбаков же сам китаист. Он же прекрасно знает, что в Китае было понятие "незаконные дети", и что именно творилось в этих китайских гаремах, особенно в императорских, где неугодных наложниц в лучшем случае душили, а то и четвертовали и топили в бочках с вином... Он же читал "Речные заводи", где добрый молодец мог запросто перекусить человечинкой или зарубить топором ребенка — и нимало не потерять в благородстве в глазах другого благородного молодца... Он же читал Ли Юя и неизвестного автора "Цзин, Пин, Мэй", где соперничество гаремных жен — женщин, как правило, недалеких и ограниченных — показано во всей уродливости базарной склоки... Из чего выросла его утопия?

Складывается полное впечатление, что она выросла из желания автора с чистой совестью наслаждаться любовью двух женщин. Он с большим сочувствием описывает трагедию католика, который не мог себе этого позволить (хотя жена-стерва-католичка, пугающая мужа самоубийством, вызывает некоторые сомнения: в мире Ордуси, что ли, католичество позволяет самоубийства?) — но как-то не допускает мысли о том, что женщина может страдать и от того что ее муж "законно" спит с другой женщиной. Китайские классики этой мысли были не чужды. Они явно лучше понимали женщин.

То же самое можно сказать об отношении к деньгам и прочим матценностям. С одной стороны, мы видим бездуховного западного магната, который гоняется за национальными реликвиями Ордуси, но готов продать их, когда прижмет... С другой — бесконечно духовных ордусян. Но исторический бэкграунд не дает оснований предполагать в русско-китайско-монгольской цивилизации этакую бескончную духовность. Китайская литература дставила довольно много свидетельство о том, что китайцы любили древности и произведения искусства в том числе и за их материальную стоимость, и легко расставались с ними, когда припекало. Словом, утопия Рыбакова кажется подвешенной на воздухе.





233
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение5 ноября 2009 г. 21:06
Она висит в воздухе, это по второму прочтению прекрасно видно, но как же она хороша! Для себя я определил Ордусь в ту же категорию, что и Ехо Фрая — совершенно нереальные, неправдоподобные места, где хорошо. Где интересно, радостно и светло (читать о них приятно, было бы великолепно приехать в такую страну, полюбоваться ей).
И, главное, не хочется искать несоответствия.


Ссылка на сообщение5 ноября 2009 г. 21:30

цитата kagerou

выросла из желания автора с чистой совестью наслаждаться любовью двух женщин.


Я читала давно, но надолго запомнила один момент на тему тамошнего многоженства. Страшно мне понравилась логика тестя-горца, который со всем тейпом примчался спасать другую жену своего зятя: «Ведь моя дочь — твоя жена? Значит, твоя жена — моя дочь! А как же я могу не помочь своей дочери?» Если бы все вместо ревности рассуждали по такому принципу, и в многоженстве было бы не так уж много зла — как женщина говорю ;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 ноября 2009 г. 21:36
Но опять же история реальных женщин из исламских стран что-то не внушает подобного оптимизма...
 


Ссылка на сообщение5 ноября 2009 г. 21:41
Я эту тему подробно не изучала, поэтому точно ничего утверждать не могу, но ведь живут. И давно живут, значит, такой образ жизни возможен. Опять же, по статистике, взрослых мужчин меньше, чем женщин, и в категории старше 35 лет — трагически меньше. Так что альтернатива проста: или страдать в одиночестве, или мириться с мыслью о том, что мужчина принадлежит не только тебе (я не о своей личной ситуации говорю, чес-слово!) И уж лучше многоженство, чем брошенные дети и одинокие, оскорбленные и озлобленные женщины. Чисто теоретически — ибо собственнический инстинкт присущ человеческой природе, а «природа науку одолевает» (с) моя прабабушка
 


Ссылка на сообщение5 ноября 2009 г. 21:52
Ну, почему непременно страдать, одиночеством ведь можно и наслаждаться.

А что касается озлобленных женщин — то вот эта тем в классической китайской литературе раскрыта очень подробно. Рекомендую роман «Цзинь, Пин, Мэй», в Сети доставабелен.
 


Ссылка на сообщение6 ноября 2009 г. 09:00
Я читала, правда, давно. Тут же все дело в индивидуальном подходе и отношении. И при моногамных браках мужчина нередко оказывается между двух женщин, как между двух огней, и что меняет, если по закону его жена только одна из них? Убийства на почве ревности лидируют среди причин преступлений, наряду с убийствами ради денег и мести. И, надо думать, часто к преступлению приводит именно то, что претендентов несколько, а место только одно. Многоженство в данном случае — выход, лучший, чем разрушение одной моногамной семьи ради создания другой моногамной семьи.

А кто способен наслаждаться одиночеством, того вообще все эти проблемы не касаются.
 


Ссылка на сообщение6 ноября 2009 г. 09:54
И при моногамных браках мужчина нередко оказывается между двух женщин, как
двух огней, и что меняет, если по закону его жена только одна из них?


Ну, например, в Китае неугодную жену можно было продать, а с надоевшей любовницей приходилось просто расстаться.

цитата Завета

Многоженство в данном случае — выход, лучший, чем разрушение одной моногамной семьи ради создания другой моногамной семьи.


Ну где ж это выход? Вернемся к книге, которую мы обе читали: вот герой взял шестую жену — а неудобную четвертую низвели в статус прислуги и отправили на кухню. А шестая начала интриговать против остальных и организовала убийство ребенка одной из них и спровоцировала самоубийство наложницы. Тоже мне выход.
 


Ссылка на сообщение6 ноября 2009 г. 14:49
Короче, я поняла вашу точку зрения, и для любой точки зрения можно подобрать подходящие основания — как в жизни, так и в литературе.
 


Ссылка на сообщение6 ноября 2009 г. 20:44

цитата Завета

И при моногамных браках мужчина нередко оказывается между двух женщин, как между двух огней
А теперь вспомните историю Иакова, Лии и Рахили. Что, мирная была картинка, да?
 


Ссылка на сообщение6 ноября 2009 г. 21:41
И батьки ихнего Лавана. Тоже тот еще жук :).


Ссылка на сообщение8 ноября 2009 г. 00:58

цитата kagerou

как-то не допускает мысли о том, что женщина может страдать и от того что ее муж «законно» спит с другой женщиной

А ещё его всячески умиляет, когда жена увивается вокруг мужа и вытирает ему сопли, но когда ситуация меняет знак и муж начинает носиться с женой, как с писаной торбой, это вызывает у автора только неприятие.


Ссылка на сообщение3 декабря 2010 г. 16:10
Очень женский взгляд на утопию «Зайчика» :-))). Кстати надо заметить, что с идеей «жить с двумя женщинами» у ГГ в конце концов не вышло ничего для него хорошего, и к концу цикла личная жизнь обоих ГГ «оставляет желать». Нет, ну честное слово, Рыбаков это писал не только чтобы идею полигамии «протащить» 8:-0.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 марта 2011 г. 18:51
Конечно, нет. Но сама тема метаний мужика меж двух женщин у него вполне себе устойчивая — вспомним «Гравилет «Цесаревич».
 


Ссылка на сообщение13 марта 2011 г. 19:58
Ну есть у писателя «устойчивая тема» относящаяся к «любовным коллизиям». Пока это не становится idee fixe и основным содержанием книг — it's ok.

А такая её «модификация» для позднесоветской интеллигенции, вообще, характерна, вспомнить, хотя-бы, «Осенний марафон»


⇑ Наверх