Лучшие книжные новинки


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Наш выбор!» > Лучшие книжные новинки. Выпуск #42
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Лучшие книжные новинки. Выпуск #42

Статья написана 23 июля 2018 г. 08:09
Размещена:

 

Здравствуйте!
Представляю Вам 42 выпуск рубрики "Лучшие книжные новинки". Напоминаю, что в этой рубрике мы рекомендуем книги, выбранные администрацией Фантлаба из числа лучших новинок, вышедших за последний год.
Время летнее, потому в этот раз только одна книга.
---

Лучшие зарубежные новинки

  1. Роберт М. Вегнер « Память всех слов »




Аннотация: Далеко в море есть остров, скрывающий древнюю тайну, остров, где льется кровь и царит черное колдовство – и где, если верить легендам, живет настоящее божество, исцеляющее одержимых. Именно туда отправляется Альтсин – бывший вор, а теперь монах. Пытаясь избавиться от бога войны, который поглощает его разум, он пойдет на все, но даже отчаяние не подготовило Альтсина к тому, что происходит на острове... А далеко на юге возвышается огромный белый город. В жилах здешних князей течет святая кровь, а подданным их не скрыться от взгляда всеведущего огненного ока. Сюда, чтобы найти своего брата Йатеха, прибывает Деана Д’Кллеан. Она осталась без собственных народа и семьи – и еще не подозревает, во что превратился ее брат. Тем более – какая роль уготована каждому из них в грядущей игре богов.


Жанр: Фэнтези (эпическое фентези).






Награды и премии:
Премия им. Януша А. Зайделя / Nagroda im. Janusza A. Zajdla, 2015 // Роман
Премия им. Ежи Жулавского / Nagroda Literacka im. Jerzego Żuławskiego, 2016 // Серебро

Номинирована:
Премия журнала «Nowa Fantastyka» / Nagrody «Nowej Fantastyki», Za rok 2015 // Книга года (Польша)


Мнение:

primorec:
Итак, мои ожидания оправдались. Пара Юг-Запад, в отличии от Севера-Востока, действительно, оказалась более мистической, чем боевой. Нет-нет, любителей боев все же порадуют несколькими сценами схваток, но никаких глобальных, эпических битв. Так, по мелочам, по домашнему: небольшие стычки в грязных переулках, бандиты, не слишком искусные во владении мечом, кучка воинов, вполне профессиональных, но не выдающихся. Но все буднично, по рабочему, исключительно для того, чтобы наши герои могли доказать свое мастерство, не слишком подвергая жизнь опасности.
Как вы помните, наш знакомый вор Альтсин оказался в очень затруднительном положении из-за поселившейся в нем агрессивной сущности- частички одного из божеств. В не менее сложном положении оказалась вечно конфликтующая с традициями своего народа воительница Деана Д’Кллеан. И теперь обоим героям необходимо отправиться в длительное путешествие, чтобы решить свои проблемы. Но люди предполагают, а Боги располагают...
Сказать, что Боги в ходе этой части сюжета вмешиваются постоянно- ничего не сказать. Здесь и те, с кем мы познакомились раньше, и те, кто только вступает в Игру. А это именно Игра, где количество участников определить трудно, поскольку многие по-прежнему скрываются под масками или действуют через посредников. Но это не мешает им интриговать, немного жульничать, иногда деликатно, иногда грубо используя своих пешек-людей.
И все что касается «мистической составляющей» по-прежнему интригует. Автор лишь в малой степени объясняет происходящее, выдавая ровно столько информации, чтобы поддерживать постоянный интерес, не раскрывая при этом всей подоплеки событий. Можно только догадываться, насколько масштабна Игра, в которую втянуты наши герои, какие силы задействованы, хотя, что же там произошло в прошлом, что привело к таким катастрофическим последствиям, становится более понятным.
Естественно, такое наполнение предполагает более спокойный сюжет. Наши герои много путешествуют, много размышляют, много говорят и не слишком много делают. Мы сможет в мельчайших подробностях узнать о жизни торгового города и монастыря, где нашел временный приют Альтсин. Или вместе Деаной изучить все нюансы религии, экономики и внутренней политики южного государства, включая дворцовые традиции и ритуалы жрецов. Причем происходит это в таких подробностях, с таким количеством пояснений, уточнений, с такой детализацией, что к концу повествования сможете написать антропологический труд о жизни огнепоклонников Белого Коноверина. Или древопоклонников острова Амонерия. Или о формах правления в различных частях этого мира, или о социальных и экономических опасностях рабства, или об исторических аспектах развития торговых маршрутов. Тему можете выбрать сами.
Такая детализации предполагает весьма немалый объем и такую, не очень привлекательную особенность, как периодически застывающий почти в полной неподвижности сюжет. Иногда много страниц ничего вообще не происходит, кроме бесцельных перемещений и разговоров, не имеющих для сюжета особой значимости. Ну и да, достаточный объем отдан под развитие любовной истории.
Да,да, Прежние части не слишком нас баловали любовными историями. Схватками, да, магией, да, мистикой всякой разной. Но настоящей, развернутой, наполненной переживаниями героев и их терзаниями любовной истории не было. Кто скучал, получите и распишитесь. Тут вам и интриги, и обиды, и ревность, и переживания, взлеты и падения. Все, как положено.
Но вот с моей точки зрения всего этого детально-бытового и любовно-эмоционального — слишком много для повествования на тему Меча и Магии. И хотя в результат всех описываемых мелких бытовых событий и любовных переживаний напрямую влияет на промежуточный итог Игры в паре Юг-Запад, все же можно было бы сократить многословие процентов этак на 25-ть. Без особого ущерба для понимания. Но это дело вкуса.
А результат Игры, как вы догадываетесь, опять промежуточный. Финал — он же и пролог для нового повествования, обещающий очередные раунды долгой партии. И похоже еще очень и очень долгой.

Оценка: 8

Мнение о цикле «Сказания Меекханского пограничья»:

Green_Bear:
Несмотря на кажущуюся простоту задачи, довольно трудно определить жанр «Сказаний Меекханского пограничья», по крайней мере, первой книги, под обложкой которой находятся сборники «Север» и «Юг», каждый состоящий из четырех новелл. В пользу эпического фэнтези говорит масштаб, обрамляющих основной сюжет событий и декораций. Просторы Меекханской империи, войны богов вековой давности, интриги спецслужб. Однако внимание, с которым Роберт Вегнер следит за судьбами главных героев, их приключениями и становлением, позволяет отнести книгу к героическому фэнтези. В то же время жестокая суровость местных нравов и обычаев может быть приписана и темному фэнтези. А ведь есть еще предпосылки к развернутой и сложной мифологической сюжетной линии... Поэтому начать рецензию стоит с того, чем она обычно заканчивается, — с резюме: перед нами отличное фэнтези, претендент на звание «Книги Года ФЛ», в котором сочетается война, магия, месть, страсть, взросление и даже отчасти детектив.

«Север. Топор и скала»

Суровый горный край, уже несколько веков, как поглощенный Меекханом, полон опасностей и неожиданностей. Среди покрытых вечным льдом вершин и узких троп, крошечных долин и коварных ледников, очень легко найти свою смерть, безвестную и глупую. Чтобы выживать и побеждать в тяжелых условиях, нужно обладать звериным чутьем и выносливостью, наблюдательностью и смекалкой, то есть теми качествами, что присущи Горной Страже. Ее солдаты зачастую выглядят страшнее, чем банда головорезов, знают каждую тропинку и примету, прекрасно владеют оружием, способны делать длинные и напряженные переходы, наводя страх на противников.
Забот и проблем Горной Страже хватает. То нужно отыскать обезумевший клан горцев, возглавляемый, вероятно, чародеем-самородком. То попадется занятный шпион с дерзким языком, то командование отправит сопровождать чрезвычайно рискованную, но и важную дипломатическую миссию, то из глухой рыбачьей деревеньки придет слух о бойне. Поэтому лейтенанту недавно образованной шестой роты, Кеннету-лив-Даравиту, придется изрядно попотеть, чтобы выйти победителем из запутанных историй, где на каждом шагу таятся неприятные сюрпризы, где приходится иметь дело с шаманами ахери и дикими горцами, имперскими дипломатами и безумными канибалами — причем еще не ясно, кто опаснее. Ведь даже своим имперцам не всегда можно доверять.

«Юг. Меч и жар»

Под знойными лучами солнца распростерлась гигантская пустыня Травахен, отделенная от владений империи горами, где живут загадочные и странные племена народа иссарам. Все четыре новеллы так или иначе вращаются вокруг юного иссара Йатеха, талантливого воина, который однажды сошел с гор и нанялся к меекханскому купцу, Аэрину-кер-Ноэлю, торгующему с племенем д'йахирров. В отличие от более прямолинейных и рубленых рассказов предыдущего сборника, южные истории вьются подобно змеям. Вегнер свивает линии прошлого и настоящего, умело работая с флэшбеками и диалогами, чтобы напряжение неуклонно возрастало до кульминационной точки.
Это история о странном народе иссар, чья память охватывает три с половиной тысячелетия, включая Войну богов. Чьи традиции внушают оторопь и ужас своей витиеватой утонченной строгостью. Чьи отношения с империей надолго отравлены взаимным истреблением, ибо вероломно пролитая кровь размыкает надежнее всего. Но также это драматичная история юноши, который ищет себя, свое подлинное место и цель в этом мире. Но узнает лишь горькую и очевидную истину, что мы те, кто мы есть. И чтобы узнать себя до конца, отправится к Скорпионьей Мельнице...
Если северная половина книги напоминает цикл Кука «Черный отряд» и отчасти северян Аберкромби, сочетая скуповатые упоминания магии, грубые и суровые нравы, описания походного быта и отношений между офицерами роты, то южная уже в большей степени уникальна, разве что в четвертой новелле повеяло Сапковским, когда речь зашла об интригах спецслужб, а сюжет свился клубком ядовитых змей.
Во втором томе «Сказаний Меекханского пограничья» Роберт Вегнер завершает обзор всех частей света, добавляя к уже созданному обрамлению из северных гор и южных пустынь — восточные степи и западное морское побережье. Вновь история сочетает в себе элементы различных жанров: и эпического фэнтези, и авантюрно-плутовского, и героико-приключенческого. Вводя новые сюжетные линии, Вегнер также не забывает про уже начатые, сплетая постепенно проступающий узор сложных и гигантских интриг, в которые окажутся вовлечены божественные силы, армии и спецслужбы империи, магические гильдии, а также множество простых смертных. Все явственнее ощущается предгрозовое затишье, по окончании которого даже война с се-кохландийцами покажется мелкой стычкой.

«Восток. Стрела и ветер»

Расстилая бескрайний степной ковер, автор совмещает пылкую эмоциональность «Юга» и военную будничность «Севера». Восток — это нависающая тень полчищ се-кохландийцев, вольные и отчаянные наемные отряды-чаарданы, пестрая смесь традиций, наречий и магических укладов, тонкое кружево судеб. Внутренний фокус четырех новелл связан с юной наемницей Кайлеан, а внешний, но не менее важный — с Генно Ласкольником, бывшим генералом Первой Конной армии, победителем в битве за Меекхан, а ныне командующим вольным чаарданом, который лишь на первый и поверхностный взгляд может показаться иррегулярной степной бандой.
Жизнь восточного пограничья трудно назвать легкой и беззаботной. Разбойные набеги здесь обычное дело, в Урочищах кишат твари, отверженные маги-Помётники творят ужасное, а по ту сторону границы сгущаются тучи. Се-кохландийский Отец Войны тяжело болен, поэтому в любой момент может начаться кровавая распря между его наследниками, которая захлестнет еще не забывшие о нашествии восточные и северные провинции Меекхана. Потому дипломаты плетут интриги, армия выставляет заслон из гвардейских и обычных полков, а Ласкольник и его чаардан берутся за самые рискованные и сложные задания. Берутся и действуют, как единое целое, ведь чаардан — больше чем дружба или братство — это вторая семья, воюющий род. Сражаются, опираясь на смекалку, расчет и стойкость и зная, что у них лучшие кони, каких можно купить за деньги, получить в битве или украсть.

«Запад. Кинжал и море»

Во времена расцвета и могущества Меекханской империи приморский город Понкее-Лаа стал крупнейшим на побережье, а то и во всем цивилизованном мире. Но теперь имперские солдаты и чиновники отступили на восток, и потому множество сил мало-помалу пришло в движение — культы и верования, дворянские кланы и морские пираты, купцы и чародеи — каждый ищет выгоды, старается упрочить влияние. В теневых интригах льется кровь, лязгает сталь, отдает холодом и мраком колдовство. Умелому, дерзкому и везучему вору Альтсину придется сотворить невозможное, чтобы выжить, сохранить душу и сберечь родной город.
Если первая и вторая новеллы еще преимущественно выдержаны в авантюрно-плутовском стиле, когда главный герой получает задание, затем втягивается во все большие проблемы, решает их смекалкой и хитростью, а в итоге срывает некий куш — например, свою жизнь, то затем усиливается эпический размах в виде воспоминаний-флэшбеков о Войнах Богов. Столетия назад земля вставала дыбом, реки текли вспять, целые города в одночасье обращались в прах и пепел по воле божественных и демонических сущностей. Принимая заказ на поиски похищенной реликвии, Альтсин даже не подозревает, чем это обернется для него лично, для воровских гильдий и всего Понкее-Лаа. И чьи лица окажутся под общеизвестными масками, например, ясновидца и чудака?
В конце второго тома мы видим, что судьбы героев из «Севера», «Юга», «Востока» и «Запада» уже пересеклись, но общая картина складывается лишь частично, тем более что «Восток» просто неприлично обрывается на полуслове — впрочем, ударная концовка «Запада» отчасти искупает это. Приближается нечто страшное, чудовищное, гигантское. Беда, от которой не скрыться ни в дремучих лесах, ни в глубоких пещерах, ни в городских трущобах. Войны Богов едва не обезлюдили континент. Человеческая жизнь стоила меньше пыли. И призрак ужасного прошлого готов ожить. Кто встанет у него на пути? Хватит ли у простых смертных духа, чтобы выступить на равных с почти всесильными сущностями?

Итог: отличное фэнтези, объединяющее элементы эпика, героики, авантюры и дарка.

Оценка: 9





11994
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх