FantLab ru

Роберт М. Вегнер «Сказания Меекханского пограничья»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.75
Голосов:
584
Моя оценка:
-

подробнее

Сказания Меекханского пограничья

Opowieści z meekhańskiego pogranicza

Цикл

Аннотация:

Эпическая по своему размаху сага повествует о событиях, разворачивающихся на рубежах могущественной и обширной империи Меекхан. На Севере молодой лейтенант Горной Стражи и его люди расследуют таинственные убийства и исчезновения людей; на Юге между воином из народа иссарам, обязанным скрывать лицо от каждого постороннего, и дочерью меекханского купца вспыхивает запретная страсть. На Востоке вольный отряд-чаардан прославленного генерала Ласкольника сталкивается с предвестиями новой большой войны с кочевниками; а на Западе, в городе, уже много лет не входящем в состав Меекханской империи, молодой воришка пытается выжить, оказавшись втянутым в игры самых могущественных людей города.

Сюжетные линии начинаются пересекаться и переплетаться между собой, когда оказывается, что все главные персонажи так или иначе связаны с могущественными и таинственными магическими силами, вырывающимися из других, темных миров и несущих опасность не только Меекхану, но и всему миру.

Примечание:

Официальная карта Иоланты Дыбовской Imperium Meekhańskie.

Содержание цикла:

8.52 (929)
-
17 отз.
7.97 (757)
-
12 отз.
8.49 (775)
-
18 отз.
8.27 (333)
-
6 отз.
8.45 (728)
-
10 отз.
8.28 (699)
-
9 отз.
8.04 (854)
-
14 отз.
7.79 (670)
-
8 отз.
7.85 (656)
-
8 отз.
7.58 (653)
-
6 отз.
8.13 (645)
-
8 отз.
8.39 (707)
-
9 отз.
8.20 (533)
-
6 отз.
8.39 (530)
-
5 отз.
8.11 (515)
-
4 отз.
8.11 (512)
-
4 отз.
8.32 (685)
-
6 отз.
8.28 (497)
-
5 отз.
8.18 (489)
-
4 отз.
8.20 (490)
-
4 отз.
7.98 (480)
-
4 отз.
8.44 (676)
-
25 отз.
8.46 (335)
-
13 отз.
 
1 отз.

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Награды и премии:


лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2016 // Книга года

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2016 // Книга года по версии читателей 18,4%

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2016 // Книги — Фэнтези года

Похожие произведения:

 

 



В планах издательств:

Każde martwe marzenie
2018 г.
(польский)
Память всех слов
2018 г.

Издания:

Сказания Меекханского пограничья: Север — Юг
2016 г.
Сказания Меекханского пограничья: Восток — Запад
2016 г.
Небо цвета стали
2017 г.
Сказания Меекханского пограничья: Север — Юг
2018 г.
Небо цвета стали
2018 г.
Память всех слов
2018 г.

Аудиокниги:

Сказания Меекханского пограничья: Север — Юг
2017 г.
Сказания Меекханского пограничья: Восток — Запад
2017 г.
Небо цвета стали
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Opowieści z meekhańskiego pogranicza. Północ-Południe
2009 г.
(польский)
Opowieści z meekhańskiego Pogranicza. Wschód - Zachód
2010 г.
(польский)
Nagroda im. Janusza A. Zajdla 2010
2010 г.
(польский)
Sekera a skála, meč a žár
2011 г.
(чешский)
Nagroda im. Janusza A. Zajdla 2011
2011 г.
(польский)
Niebo ze stali
2012 г.
(польский)
Opowieści z meekhańskiego pogranicza. Północ-Południe
2012 г.
(польский)
Opowieści z meekhańskiego Pogranicza. Wschód - Zachód
2012 г.
(польский)
Šíp a vítr, dýka a moře
2013 г.
(чешский)
Nagroda im. Janusza A. Zajdla 2013
2013 г.
(польский)
Pamięć wszystkich słów
2015 г.
(польский)
Nagroda im. Janusza A. Zajdla 2016
2016 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  30  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 июня 2016 г.

Несмотря на кажущуюся простоту задачи, довольно трудно определить жанр «Сказаний Меекханского пограничья», по крайней мере, первой книги, под обложкой которой находятся сборники «Север» и «Юг», каждый состоящий из четырех новелл. В пользу эпического фэнтези говорит масштаб, обрамляющих основной сюжет событий и декораций. Просторы Меекханской империи, войны богов вековой давности, интриги спецслужб. Однако внимание, с которым Роберт Вегнер следит за судьбами главных героев, их приключениями и становлением, позволяет отнести книгу к героическому фэнтези. В то же время жестокая суровость местных нравов и обычаев может быть приписана и темному фэнтези. А ведь есть еще предпосылки к развернутой и сложной мифологической сюжетной линии... Поэтому начать рецензию стоит с того, чем она обычно заканчивается, — с резюме: перед нами отличное фэнтези, претендент на звание «Книги Года ФЛ», в котором сочетается война, магия, месть, страсть, взросление и даже отчасти детектив.

«Север. Топор и скала»

Суровый горный край, уже несколько веков, как поглощенный Меекханом, полон опасностей и неожиданностей. Среди покрытых вечным льдом вершин и узких троп, крошечных долин и коварных ледников, очень легко найти свою смерть, безвестную и глупую. Чтобы выживать и побеждать в тяжелых условиях, нужно обладать звериным чутьем и выносливостью, наблюдательностью и смекалкой, то есть теми качествами, что присущи Горной Страже. Ее солдаты зачастую выглядят страшнее, чем банда головорезов, знают каждую тропинку и примету, прекрасно владеют оружием, способны делать длинные и напряженные переходы, наводя страх на противников.

Забот и проблем Горной Страже хватает. То нужно отыскать обезумевший клан горцев, возглавляемый, вероятно, чародеем-самородком. То попадется занятный шпион с дерзким языком, то командование отправит сопровождать чрезвычайно рискованную, но и важную дипломатическую миссию, то из глухой рыбачьей деревеньки придет слух о бойне. Поэтому лейтенанту недавно образованной шестой роты, Кеннету-лив-Даравиту, придется изрядно попотеть, чтобы выйти победителем из запутанных историй, где на каждом шагу таятся неприятные сюрпризы, где приходится иметь дело с шаманами ахери и дикими горцами, имперскими дипломатами и безумными канибалами — причем еще не ясно, кто опаснее. Ведь даже своим имперцам не всегда можно доверять.

«Юг. Меч и жар»

Под знойными лучами солнца распростерлась гигантская пустыня Травахен, отделенная от владений империи горами, где живут загадочные и странные племена народа иссарам. Все четыре новеллы так или иначе вращаются вокруг юного иссара Йатеха, талантливого воина, который однажды сошел с гор и нанялся к меекханскому купцу, Аэрину-кер-Ноэлю, торгующему с племенем д'йахирров. В отличие от более прямолинейных и рубленых рассказов предыдущего сборника, южные истории вьются подобно змеям. Вегнер свивает линии прошлого и настоящего, умело работая с флэшбеками и диалогами, чтобы напряжение неуклонно возрастало до кульминационной точки.

Это история о странном народе иссар, чья память охватывает три с половиной тысячелетия, включая Войну богов. Чьи традиции внушают оторопь и ужас своей витиеватой утонченной строгостью. Чьи отношения с империей надолго отравлены взаимным истреблением, ибо вероломно пролитая кровь размыкает надежнее всего. Но также это драматичная история юноши, который ищет себя, свое подлинное место и цель в этом мире. Но узнает лишь горькую и очевидную истину, что мы те, кто мы есть. И чтобы узнать себя до конца, отправится к Скорпионьей Мельнице...

Если северная половина книги напоминает цикл Кука «Черный отряд» и отчасти северян Аберкромби, сочетая скуповатые упоминания магии, грубые и суровые нравы, описания походного быта и отношений между офицерами роты, то южная уже в большей степени уникальна, разве что в четвертой новелле повеяло Сапковским, когда речь зашла об интригах спецслужб, а сюжет свился клубком ядовитых змей.

Во втором томе «Сказаний Меекханского пограничья» Роберт Вегнер завершает обзор всех частей света, добавляя к уже созданному обрамлению из северных гор и южных пустынь — восточные степи и западное морское побережье. Вновь история сочетает в себе элементы различных жанров: и эпического фэнтези, и авантюрно-плутовского, и героико-приключенческого. Вводя новые сюжетные линии, Вегнер также не забывает про уже начатые, сплетая постепенно проступающий узор сложных и гигантских интриг, в которые окажутся вовлечены божественные силы, армии и спецслужбы империи, магические гильдии, а также множество простых смертных. Все явственнее ощущается предгрозовое затишье, по окончании которого даже война с се-кохландийцами покажется мелкой стычкой.

«Восток. Стрела и ветер»

Расстилая бескрайний степной ковер, автор совмещает пылкую эмоциональность «Юга» и военную будничность «Севера». Восток — это нависающая тень полчищ се-кохландийцев, вольные и отчаянные наемные отряды-чаарданы, пестрая смесь традиций, наречий и магических укладов, тонкое кружево судеб. Внутренний фокус четырех новелл связан с юной наемницей Кайлеан, а внешний, но не менее важный — с Генно Ласкольником, бывшим генералом Первой Конной армии, победителем в битве за Меекхан, а ныне командующим вольным чаарданом, который лишь на первый и поверхностный взгляд может показаться иррегулярной степной бандой.

Жизнь восточного пограничья трудно назвать легкой и беззаботной. Разбойные набеги здесь обычное дело, в Урочищах кишат твари, отверженные маги-Помётники творят ужасное, а по ту сторону границы сгущаются тучи. Се-кохландийский Отец Войны тяжело болен, поэтому в любой момент может начаться кровавая распря между его наследниками, которая захлестнет еще не забывшие о нашествии восточные и северные провинции Меекхана. Потому дипломаты плетут интриги, армия выставляет заслон из гвардейских и обычных полков, а Ласкольник и его чаардан берутся за самые рискованные и сложные задания. Берутся и действуют, как единое целое, ведь чаардан — больше чем дружба или братство — это вторая семья, воюющий род. Сражаются, опираясь на смекалку, расчет и стойкость и зная, что у них лучшие кони, каких можно купить за деньги, получить в битве или украсть.

«Запад. Кинжал и море»

Во времена расцвета и могущества Меекханской империи приморский город Понкее-Лаа стал крупнейшим на побережье, а то и во всем цивилизованном мире. Но теперь имперские солдаты и чиновники отступили на восток, и потому множество сил мало-помалу пришло в движение — культы и верования, дворянские кланы и морские пираты, купцы и чародеи — каждый ищет выгоды, старается упрочить влияние. В теневых интригах льется кровь, лязгает сталь, отдает холодом и мраком колдовство. Умелому, дерзкому и везучему вору Альтсину придется сотворить невозможное, чтобы выжить, сохранить душу и сберечь родной город.

Если первая и вторая новеллы еще преимущественно выдержаны в авантюрно-плутовском стиле, когда главный герой получает задание, затем втягивается во все большие проблемы, решает их смекалкой и хитростью, а в итоге срывает некий куш — например, свою жизнь, то затем усиливается эпический размах в виде воспоминаний-флэшбеков о Войнах Богов. Столетия назад земля вставала дыбом, реки текли вспять, целые города в одночасье обращались в прах и пепел по воле божественных и демонических сущностей. Принимая заказ на поиски похищенной реликвии, Альтсин даже не подозревает, чем это обернется для него лично, для воровских гильдий и всего Понкее-Лаа. И чьи лица окажутся под общеизвестными масками, например, ясновидца и чудака?

В конце второго тома мы видим, что судьбы героев из «Севера», «Юга», «Востока» и «Запада» уже пересеклись, но общая картина складывается лишь частично, тем более что «Восток» просто неприлично обрывается на полуслове — впрочем, ударная концовка «Запада» отчасти искупает это. Приближается нечто страшное, чудовищное, гигантское. Беда, от которой не скрыться ни в дремучих лесах, ни в глубоких пещерах, ни в городских трущобах. Войны Богов едва не обезлюдили континент. Человеческая жизнь стоила меньше пыли. И призрак ужасного прошлого готов ожить. Кто встанет у него на пути? Хватит ли у простых смертных духа, чтобы выступить на равных с почти всесильными сущностями?

...рецензия будет пополняться по мере выхода следующих книг...

Итог: отличное фэнтези, объединяющее элементы эпика, героики, авантюры и дарка.

Оценка: 9
–  [  25  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 июня 2016 г.

Имя Роберта М. Вегнера мало известно отечественным поклонникам фэнтези, но, поверьте, эту оплошность нужно немедленно исправлять! В своей родной Польше “Меекхан” по популярности уже может сравниться с “Ведьмаком”, при этом, в отличие от пана Анджея Вегнер свой цикл ещё не закончил и со временем может полностью изменить ситуацию в свою пользу.

Чем привлекает Меекхан? Во-первых, своей проработанностью и глубиной. Вегнер настолько красочно рисует суровые северные горы, жестокие южные пустыни и плодородные центральные земли, что описываемые им образы буквально встают у тебя перед глазами. В этом мире есть место и для древней магии, и для проделок богов, и для представителей других рас, но на первый план всё-таки выходят люди. И персонажи у автора выходят что надо, реалистичные, живые, со своими достоинствами и недостатками, такие, за которых нельзя не переживать. У цикла довольно необычная структура, первые две книги — это сборники рассказов, поделенных по частям света. Первая рассказывает о Севере и Юге, вторая — о Востоке и Западе. У каждой стороны света есть свои главные герои, а, начиная с третьей книги цикла, автор связывает сюжетные линии разных частей света между собой.

Но пусть вас не смущает такая структура цикла. Хотя в каждом из рассказов есть свой законченный сюжет, каждый последующий служит логическим продолжением предыдущего, Вегнер помаленьку знакомит читателей с реалиями Меекхана, выстраивает магистральный сюжет и оставляет зацепки для будущих книг.

Оценка: 9
–  [  18  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 сентября 2016 г.

Вот то, что нужно, пока Аберкромби работает с полупринцем в полумире на полставки, а Мартин все оттягивает выпуск долгожданных «Ветров зимы». Этот концептуальный сборник героических злоключений, связанных самобытным миром темной фэнтези, держится вполне на уровне более именитых соседей в жанровой нише.

Мир раскрыт в мельчайших подробностях, устами самих персонажей рассказана история аж трех тысяч лет его становления и существования. Шутка ли, одна южная повесть фактически состоит из интереснейшего диалога двух персонажей, представляющих противоборствующие стороны конфликта! Но именно она понравилась мне едва ли не больше остальных, благодаря глубокому погружению в голову героев.

Мироустройство у Вегнера очень непростое на непросвещенный взгляд чужака. Автор разжигает межнациональные и религиозные войны, устраивает персонажам очные ставки и жаркие разборы полетов — поди разбери, кто больше прав и кому сочувствовать. Очевидно лишь, что мир трещит по швам и грядет большой бадабум, напряжение нагнетает и мистическая подоплека книги: оккультные разборки, магические эксперименты, боги, расхаживающие по земле, призраки павших воинов, демоны и чудовища, вторгающиеся в мир через порталы.

Понравилось сюжетное разнообразие, которое позволяет формат: марш-бросок через Ледник, осада горного перевала, дипломатическая миссия и таинственное расследование на Севере, и много-много психологической драмы, самокопания и горячих поединков на Юге. Юг все равно мне понравился больше глубиной цвета и силой эмоционального отклика.

Ну и побочные эффекты всех этих прекрасностей: идеализированные персонажи, тягучая патетика, монотонность и неоднородность повествования. Северная повесть «Все мы меекханцы» умудряется совмещать в себе все это разом и превращается в исключительную проверку силы воли, я был сильно удивлен, узнав позже, что она получила премию и народную любовь. Горная Стража работает как единый серый организм, по картонным венам которого течет пафос и штампы, персонажи Юга хромают на те же ноги.

Все недостатки с лихвой восполняет прекрасный язык автора — яркий и образный, со своими неповторимыми оборотами и словесами. «Сказания» в заглавии значатся не для красного словца, атмосфера чего-то величественного, грандиозного и аутентично-самобытного на месте. Описания природы чаруют детализацией. Чернухи не так много, но она жуткая и довольно склизкая.

В этой книге есть все, для того, чтобы назвать ее отличным эпическим, героическим и темным фэнтези. Единственное, чего здесь нет – юмора. Сказания пропитаны патетикой и пафосом по самый эпилог, иногда в ущерб здравому смыслу, но именно в этом их счастье и проклятие.

Оценка: 9
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение , 16 мая 2017 г.

- Ну и как прикажешь писать на тебя отзыв? – Я с досадой глядел на лежащую перед собой книгу. — Я ведь как только уже не изощрялся, чтобы выразить свое мнение о зацепивших меня произведениях наиболее оригинально.

Книга невозмутимо молчала.

- И ведь сколько всего было: и развернутые аналитические отзывы, и шуточные отзывы-письма автору, и «дневники путешественника по книжным вселенным»… А как-то раз известную песню переделал в отзыв. А теперь что? Как написать что-то такое, чего ты действительно достойна?

Книга продолжала невозмутимо молчать.

- Ладно, — вздохнул я, — давай взглянем поближе на то, что творится на севере, а там как пойдет.

Север Меекхана – край негостеприимный. Здесь обитают четыре повести (при должном упорстве можно найти и пятую), и порог вхождения в них достаточно высок.

Первым делом большинство путников-читателей натыкаются на «Честь горца». Здесь происходит знакомство с шестой ротой шестого полка Горной стражи, причем мы видим этих суровых воинов сразу в деле. Без лишних предисловий нам предоставляют возможность увидеть, какие жесткие засады устраивают на севере и как горцы выслеживают своих недругов. Первый рассказ достаточно предсказуемый и непримечательный, но раз начал чтение, то необходимо довести дело до конца.

«Все мы меекханцы» пробует иную отмычку к читательскому сердцу. Большая часть рассказа – эпик чистой воды, причем наблюдать его мы будем во флешбеке, то есть основных персонажей почти не будет видно. Увы, но все это проходит мимо меня, отмычка не подходит. Масштабные сражения я люблю, но здесь все как-то суховато и затянуто. Будь этот рассказ первым, возможно, дальше него бы чтение не зашло, но потенциал автора чувствуется, и желание отложить книгу возникает, но лишь затем, чтобы отыскать историю, не вошедшую в печатное издание.

«Каждый получит свою козу». К этому названию хочется добавить, что каждый получит свой Меекхан тоже. Я вот очень хотел убедиться, что даже в таком мрачном и суровом мире есть место чувству юмора, что мне и продемонстрировал данный рассказ. Наши старые знакомые отправляются на простенькое задание, которое воспринимается ими как увеселительная прогулка. Конечно, возникнут определенные трудности, возможны даже осадки в виде крупного рогатого скота, но разве это имеет значение, если одна маленькая девочка хочет козу?

«Багрянец на плаще» воспринимался уже легче, хотя он и не оставил ярких впечатлений. История о том, как шестая рота за одну ночь потеряла свою честь и вернула ее, слишком предсказуема. Но после истории с козами я уже был прочно «на крючке», и продолжал читать взахлеб, несмотря на усталость и жжение в глазах.

Последний рассказ северной части, «Кровь наших отцов», дочитывался уже глубокой ночью, в состоянии постоянной борьбы со сном. Глаза отчаянно закрывались, нижняя челюсть чуть не вывихнулась от зевков, рациональная часть мозга била во все колокола, дескать, через пару часов уже на работу, а я еще не спавши. Но нерациональная часть мозга и недремлющий интерес к сюжету гнали вперед, до последней страницы рассказа. Вот уж где история оказалась полностью по мне: полудетектив, полутриллер. В далекой деревушке нечто убило шестерых взрослых мужчин, причем довольно кровавым способом. Горная стража это дело расследует и обнаруживает, что, помимо чудовища, у местных жителей есть очень жуткий скелет в шкафу. Что тут добавить, отмычка к сердцу подошла и бросить чтение я уже не мог.

Я вновь посмотрел на книгу. Юг манил меня. Новые земли, новые герои, новые приключения… И так мало свободного времени. Да еще и запад с востоком пока не найдены. Что же делать?

Книга по-прежнему хранила молчание.

До Юга я добрался при первой же возможности. Совершенно иная атмосфера и небольшие метаморфозы самой ткани повествования сделали свое дело, и порог вхождения в историю оказался ниже, чем прежде.

«Ибо люблю тебя больше жизни» успешно притворяется мелодрамой, но за завесой «сентиментальной» сказочности все же проглядывает темное фэнтези. Теперь мы сопровождаем не целый отряд суровых воинов, а всего одного наемника по имени Йатех, а это значит, что читателя ждет очень личная история. Наемник этот – первоклассный воин из южных племен, который живет при дворе купца Аэрина-кер-Ноэля, служа тому телохранителем. Согласно обычаю своего племени Йатех вынужден все время носить маску, дабы никто не увидел его лица, и именно этот обычай подведет его к черте, за которой уже нет возврата к прежней жизни.

Перехожу к «Будь у меня брат», не делая пауз, стремясь узнать о дальнейшей судьбе Йатеха. Однако в этом рассказе в фокусе внимания оказывается купец Аэрин, что поначалу несколько обескураживает. Однако рассказ неплохо дополняет своего предшественника и не отличается от него стилистически, так что воспринимается неплохо.

«Поцелуй скорпиона» проносится перед глазами как бред умирающего в пустыне человека, каковым он отчасти и является. Минимум действия, максимум самокопания, рассказ будто пытается устоять на тонкой грани здравого смысла, но не выдерживает и стремительно летит в «Убей мою память».

Вновь последний раз подцикла самый сильный. Вновь дочитываю его глубокой ночью, подстегиваемый все больше разгорающимся интересом. Выяснение обстоятельств таинственного дела пятилетней давности, когда целая деревня погибла, а в силе наблюдались небывалые искажения. Прочитываю эту историю и понимаю, что все. Теперь надо искать Восток и Запад. Иначе никак.

- Где твоя подельница? – Я задавал вопросы, на которые не надеялся получить ответы. Книга продолжала невозмутимо молчать, а я с тоской понял, что продолжение этой истории я узнаю не так скоро, как мне бы хотелось.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 3 марта 2018 г.

Вегнер — один из тех хороших фэнтези-авторов, которым мало быть просто хорошими фэнтези-авторами, поэтому они тянутся еще повыше, но в итоге слегка портят отличный цикл. Самым ярким примером таких писателей является Аберкромби, романы которого стали в разы лучше, когда он повымел из них волшебническое закулисье и сосредоточился на простых воинах, убийцах и отравителях. Таким авторам отлично удается идти тропой ПЛиО, создавая захватывающие псевдоисторические романы с небольшой примесью магии, но как только они пытаются впихнуть кусок магии побольше, то повествование сразу проседает.

Это не значит, что в «Меекхане» не нужны боги, великие силы и прочая мифология. Просто все это следовало оставить в качестве легенд, свидетельств очевидцев, слухов, подозрений, сосредоточившись на вещах более приземленных. Будни Горной стражи и вольного чаардана — вот что удается писать Вегнеру. Чуть хуже у него получаются истории отдельных людей (Ятеха и Альтсина). А уж когда этих отдельных людей привязывают к каким-нибудь высшим силам, то Вегнер становится не то чтобы плох, но мало чем выделяется на фоне остальной массы фэнтези.

«Север», на мой взгляд, стал самой сильной частью цикла (из переведенного на русский), сравниться с ним пока может только «Небо цвета стали». Слегка проседает из-за шаблонного финала первый рассказ, но в целом получился отличный сборник. Он не может в одиночку стать шедевром — для этого нужно еще несколько таких же сборников, чтоб сложилась цельная картина мира — но оставляет далеко позади изрядную долю представителей жанра. Суровые истории, ясное повествование, интересные персонажи, хороший сюжет как в отдельных рассказах, так и во всем подцикле.

На фоне «Севера» совершенно провальным оказывается «Юг». Из четырех историй самостоятельную ценность представляет только «Будь у меня брат». Этот рассказ у Вегнера тоже получился, будь все такими — «Юг» мог бы составить достойное дополнение «Северу». Однако первый рассказ «Юга» еще более шаблонен и предсказуем, чем «Север». «Чести горца» просто не хватает оригинальности в развязке, «Ибо люблю тебя больше жизни» откровенно плох. А два последних рассказа «Юга» — это не самостоятельные произведения, это неудачная попытка перебросить мостик к глобальным событиям авторской вселенной. Вот только перебрасывать такие мостики следует в рамках более-менее самостоятельных рассказов. А если ты уж взялся писать рассказы-прологи, то идти они должны отдельным сборником, а не болтаться в «Юге», как противники Эндера — в невесомости.

«Восток» хорош почти так же, как «Север». Оценки я ему ниже поставил, пожалуй, чисто из-за вкусовщины. Северяне мне как-то симпатичнее восточного табора.

Зато «Запад» оказался лучше «Юга» (так себе достижение). Но в «Западе» Вегнер опять лепит свою мифологию прямым текстом, огромные абзацы отводя делам давно минувших дней. Может, кому-то это и нравится, но меня такое топорное впихивание в сюжет дополнительной информации раздражает. Можно в масштабах романа перебивать одну сюжетную линию другой, вносить дополнительную информацию, но это же рассказ! Он должен быть однороден. Или, если уж необходимо, посвяти его целиком божественному прошлому.

К счастью, «Небо цвета стали» собрало в себе все лучшее, что было в цикле. То есть «Север» и «Восток». Слегка подпортили впечатление кинутые ближе к финалу главки полубреда-полувидений Кей'лы — Вегнеру опять захотелось быть не просто фэнтези-автором, а доказать, что он умеет в стиль, но лучше бы он этого не делал. К счастью, таких кусков в романе мало, а остальной текст хорош. Опять же — часть про военную кампанию интересней приключений в замке. Вегнеру стоило бы смириться с тем, что лучше всего он пишет про коллективы, а не про отдельных персонажей.

Пугает меня только то, что следующий роман будет продолжать линии «Юга» и «Запада».

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 ноября 2017 г.

Прежде всего, стоит уточнить, что лично я пока не читал самостоятельный роман «Небо цвета стали», да и перевода «Памяти всех слов» еще ждать. Поэтому данный отзыв — это скорее отзыв только по первым двум книгам, которые — суть романы в новеллах.

Теперь, собственно, оценка. Вообще сложно внятно описать книгу, от которой в восторге. Все хвалебные отзывы могут показаться чересчур эмоциональными. Поэтому попробую обратить внимание на ряд особенностей данного цикла. Прежде всего — форма. Вегнер пишет полотно — эпичное, масштабное, сильное. И потому для того, чтобы в будущем вся масштабность действительно оставалась глубокой и полной, он сперва знакомит читателя с миром через свои новеллы. В них, конечно, есть и все составляющие фентези, которое любимо читателем: превосходный сюжет, яркие герои, жизненность и обилие хитросплетений. Но через новеллы автору удается проводить читателя через перепетии героев и мир емкими и цепляющими штрихами.

Собственно, сюжет отличный — наличие сквозного героя, который играет центральную роль в каждом краю империи, играет на руку общей динамики и держит историю цельной, не смотря на радикально разные по своему настроению эпизоды. Все части империи, естественно, отличаются друг от друга культурно, исторически.

Но, конечно, самое главное не это. Вагнер написал историю — и превосходную. Его книги — это не сумма составляющих, не результат работы над алгоритмом «классное фентези 21 века», а цельное и, самое главное, интересное произведение. Видно, что автор сам любит свой жанр очень сильно: то и дело встречались моменты, которые он подчерпнул (а не украл!) у мастеров.

Вот, что еще любопытно. Хотя, ставя оценки произведениям, стараешься, соблюдать общий подход к этому, все равно есть различия. «Файлам Дрездена» я ставил восьмерку, хотя понимаю: это беллетристика, интересная, качественная, обладающая атмосферой, идеей, но — не высокая литература. Хотя ту же восьмерку я ставил некоторым произвдеениям Ле Гуин, которая на три головы выше. Оценивая отдельные рассказы (или скорее новеллы) двух сборников, я ставил преимущественно «8» и иногда — «9». И как же мне было приятно осознать, что я делал это, сравнивая Вегнера не с Пановым, а с Мартином. Уже сейчас лично для меня Вегнер выступает в той же весовой категории, что и Сапковский или Желязны. Это ему удается благодаря разным особенностям. Но хотелось бы отметить язык и мир. История про Меекхан — это та литература, которую хочется читать и перечитывать. Пока Сандерсон играет в эксперименты с построением супер-сверх-пере-оригинальных миров, а Эриксон пытается убедить публику в «НЕВЕРОЯТНОЙ ЭПИЧНОСТИ СВОЕГО НЕВЕРОЯТНО ЭПИЧЕСКОГО» произведения, Вагнер рассказывает Историю — и я с нетерпением жду его новых книг.

Оценка: 9
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 июля 2016 г.

“Сказания” – это сборник новелл, где разные персонажи по очереди выходят на первый план и складывают, как мозаику, историю целого мира, в котором зарождаются, живут и уходят в небытие народы, религии и государства.

В Север и Юг поместилось много интересного:

суровые будни Горной Стражи в диких пограничных землях;

фрагмент кровавой войны – версия Фермопил от Вегнера, с разнообразными оборонительными трюками и зарядом отчаяния, который превращает солдат в нечеловечески выносливых демонов;

дипломатический этюд, который мне показался несколько примитивным;

а также история любви – пронзительная, трагичная и глупая, порождающая ненависть и разрушение.

Судя по всему, Меекхан довольно мрачное место, причём в избытке содержит обе составляющие мрачности: демонов, приходящих из иных пластов мира, и других, которых мы, люди, создаём собственноручно.

Топографические составляющие – ледник, перевалы, озеро, пустыня — описаны тщательно, почти до стадии наделения их собственными характерами. Они запоминаются даже лучше, чем персонажи-люди.

Магическая система имеет обоснование и структуру, хотя и не особо оригинальную. Зато демонстрация магических воздействий – богоявлений, боевых заклинаний или демонических трансформаций – довольно колоритная и навевающая жуть.

Из-под сиюминутной суеты в Меекханской империи проступают древние, сложные, миро образующих и разрушающих масштабов разборки. С удовольствием почитаю Восток и Запад.

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 ноября 2018 г.

Давно фентези-роман не вызывал у меня такой контрастной реакции. Более того, я до сих пор вообще не могу понять, понравился мне цикл или нет. У «Меекхана» есть как и огромные плюсы, так и очень неприятные минусы. Так что я просто изложу свое видение оных и давайте попробуем разобраться вместе.

В общем и целом — цикл представляет собой достаточно типичное польское «военное» фенетези новой волны. Читается с интересом, но тут же начинаются проблемы.

Во-первых, как уже отмечали многие рецензенты, мы все это уже видели. Обычное фентези, разве что автор щедро плеснул на страницы кровищи и чернухи. Сложности персонажей нет, все они или однозначно хорошие или столь же бескомпромиссно плохие.

Во-вторых, дробление романа на четыре больших сборника новелл лично мне не понравилось. Только успеваешь привыкнуть к одним героям, как они уходят в закат, а действие переносится в другую часть мира.

В-третьих и в-главных. Автор плохо разбирается в том, о чем пишет. Если бы целью было написание современной сказки — классического героического фентези, то это было бы простительно. Но тут у нас вроде как попытка создания фенетези темного, а значит необходимо больше реализма, так что увы. Профессиональные шпионы это не супер-ниндзи в масках со шпионским оборудованием в потайных карманах. Хороший офицер не панибратствует с солдатами и не разрешает им пьянствовать на боевом задании, пусть даже оно почти завершилось. Настоящий «отец-командир» действительно может ходить со своими людьми в бой, но между ним и подчиненными всегда будет зиять пропасть. И называется эта пропасть «статус». Без нее дисциплина развалится за пару недель, и отряд солдат превратится в шайку бандитов. Тем более в условиях фронтира. Наконец, гордые маленькие народы, где каждый мужчина с пеленок изучает боевые искусства, не разбивают наголову десятикратно превосходящие силы врага. Такие народцы тихо сидят по своим горным пещерам, просто потому что это — единственное, что им позволяют большие и сильные соседи. Которые не пестуют мастеров-одиночек, зато знают, что такое «тактика», «строй» и «дисциплина», а заодно понимают, что кроме мордобития в мире есть еще много чего, чем заняться.

Но, удивительное дело, именно из этой нереалистичности проистекает главное достоинство цикла. Дело в том, что автор искренне верит в то, о чем пишет. Это чувствуется в каждой строчке каждой новеллы. Буквально. Он действительно верит в шпионов-ниндзей, добрых командиров, не признающих дистанции с подчиненными и в народ мега-мастеров меча, тактики и стратегии, которые не завоевывают мир только потому что им это не надо и живут в горных аулах от того, что им так прикольно. И даже больше того — автор глубоко и искренне верит в весь свой мир, со всеми его несуразностями и противоречиями. Да, этот мир похож на не слишком умело сшитую из пестрых лоскутов куклу. Но вера создателя вдыхает в нее столько жизни, что вы перестаете замечать неровные швы, потертую ткань и даже отвалившийся глаз-пуговицу. Ожившая кукла пляшет так здорово, что даже самые нелепые коленца вроде шпионов-ниндзей выглядят увлекательно. Бич и проклятие большинства современных фентезиписцев — вымученность — в «Меекхане» отсутствует напрочь. Хорошо видно, что автор вложил душу в создание мира и в процессе написания патрулировал перевалы вместе с Горной стражей, уходил от погони в степи и вел философские беседы с иссарами.

Я подумал, что этот эффект «нереалистичной достоверности» — настоящая находка для фентези. Ведь мы читаем про другие миры не для того, чтобы узнать как оно бывает на самом деле, а чтобы увидеть нечто невероятное. А невероятное может ожить только если его создатель сам верит в него. Это ли не высшее мастерство фентези?

Оценка: нет
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 августа 2017 г.

На это отличное фэнтези наткнулась совершенно случайно и очень удачно. Роберт М. Вегнер — польский писатель, мало известный за пределами Польши, в отличие от своего более знаменитого коллеги — пана Сапковского. «Сказания Меекханского пограничья» — это фантастическая сага в нескольких томах, первые четыре из которых — сборники рассказов, а остальные — полноценные романы (на данный момент вышло шесть таких томов, цикл еще не дописан).

Не могу сказать, что написано прям идеально, также не разделяю мнения, что цикл «переплюнет Ведьмака» — все-таки в Меекхане все несколько проще, без особых изысков в виде тонкого юмора или постмодернистских отсылок, которыми славится Сапковский — но написано весьма достойно, читается легко, повествование увлекает и погружает в себя. Рассказы из первых томов довольно камерные — один регион, один или несколько основных персонажей, поначалу никак не связанных между собой, но в последующем их истории начинают переплетаться.

Мир довольно обширный и продуманный, хотя не сказать, что особо оригинальный. В центре — воинственная и могущественная империя Меекхан, существующая уже больше тысячи лет, в ней развитая армия, отряды Горной Стражи, гильдии магов, жрецы разнообразных божеств, две подковерно друг другу вредящие разведки — внутренняя («крысы») и внешняя («гончие»). Еще есть боги, которые после долгого перерыва решили снова начать наведываться в мир людей в форме смертных оболочек и доставлять там всем проблемы.

Отдельно хочется похвалить автора за то, что ни империя, ни населяющие ее окраины «варвары» не показаны как абсолютное зло или абсолютное добро. Кто-то не любит Меекхан — у него есть на это причины; в одних обстоятельствах меекханские солдаты ведут себя как жестокие завоеватели, в других — готовы без раздумий, спокойно и с осознанием своего долга жертвовать жизнью для защиты мирных граждан. И благодаря этому в каждом рассказе есть какая-то мысль, которая эмоционально цепляет и раскрывает глубину мира или психологию персонажей.

Плюсы:

— отличный, проработанный мир;

— живые персонажи;

— приятный стиль.

Минусы:

— неоднородность рассказов, есть более и менее удачные/значимые для общей сюжетной картины;

— ничего кардинально нового для жанра фэнтези.

Вывод: типичный, но добротный представитель своего жанра. Рекомендую.

Оценка: 9
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 августа 2016 г.

Кто и/или что является главным героем данного цикла, исходя из первых двух книг? Казалось бы, ответ на вопрос очевидный. В книге севера это 6 рота Горной стражи с не в меру сообразительным лейтенантом. Как говорилось в небезызвестном мультфильме «от чего и страдает». Структура повествования проста до неприличия. Группа военных, выполняющих отдельные поручения по сохранению порядка в приграничных районах. Там кто-то кого-то прибил, там разбойники шалят, а то и вообще случайно в истории попадают. Язык этой части четкий, как приказы командования. Кстати, этот момент очень показателен в плане того, как автор плетет нить рассказа. Оно и правильно, в армии не место красочным и витееватым речам. На мой взгляд здесь цель и средства подобраны практически идеально. Ну может несколько выпячена излишняя смекалка командира отряда.

Книга юга посвящена истории мести отца за убитого ребенка. Банально? Может быть, однако по прочтении не все выглядит так однозначно.

Теперь возвращаясь к вопросу, заданному в самом начале отзыва. На мой взгляд главным героем произведения является империя. По мере прочтения именно она и ее проблемы выходят на первое место. И основной из них является та самая ксенофобия, проблемы нахождения общего языка между народами, ее населяющую, проблема такого популярного нынче слова «толерантности». В общем, всех тех глобальных явлений, которые так активно развиваются и часто разрушают наш современный мир. Мне лично интересно, насколько автор вдохновлялся положением дел в нашей реальности.

Как найти общий язык людям с абсолютно разными ценностями, религией и законами? Что может объединить такие народы? Только лишь взаимовыгодная торговля или нечто большее?

Сколько может расти империя, прежде чем не начнется процесс схлопывания?

Можно ли ассимилировать чуждые твоей структуре верования, традиции, богов?

На что готовы пойти власть предержащие, чтобы избавить империю от центробежных сил?

Что или кто в конце концов являются стержнем государства?

На фоне таких глобальных вопросов сюжетные линии в виде весьма человекоподобных богов, борьбы между внутренней и внешней разведками, шпионы, маги и тому подобное кажется лишь приправой, добавляющей пикантности и остроты данному блюду.

Итог: отличное фэнтези с огромным заделом на следующие книги, где весьма сложно предугадать в каком направлении будет двигаться повествование.

PS. Отзыв будет дополняться по мере прочтения цикла. Возможно.

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 января 2017 г.

От писателя, который создал цикл из четыре малых циклов из четырех историй каждый, я ожидал большей продуманности их общего сюжета. Да эти истории разные, в каждой автор использует какую то изюминку, другой стиль повествования, есть истории похуже, есть получше, но если рассматривать их все вместе, то «Стороны света» или даже «время дня» не особо стыкуются друг с другом, и даже внутри арки они не всегда соотносятся. У этих историй полное отсутствие даже одной общей линии, или мотива, или рефрена, или хоть чего-нибудь связывающего.

Да есть Империя, но она все время далеко, есть в ней что-то Римское, но разглядывая границы её суть уловить невозможно.

Да в этом мире были войны Богов, шествующих в телах людей-сосудов и подчиняющих себе целые армии, они воевали с какими-то демонами или отступниками, но об этом практически не говорится. И хотя в половине повестей много времени уделяется истории этого мира, все это представлено урывками, взглядом только с одной удаленной стороны. Да так представлено практически все.

Вместо того, что бы использовать фрагментарную структуру и охватить больше подробностей мира Вегнер тратит эти элементы на какие то местечковые проблемы. Может если бы в каждой повести были новые герои удалось бы больше осветить этот мир, но автор пытается просунуть одних и тех же в разные дыры, а это сильно ограничивает, и в добавок общие герои все равно не связывают повествование.

В итоге получилось нечто вроде мозаичного цикла, только от одного автора, и выглядит это странно. Север еще соответствует жанру «сказаний пограничья» он мне больше всего понравился и мне его не хватило, Восток, еще куда ни шло, но на Юге и Западе вообще границы нет.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 11 августа 2018 г.

Прочитано с определенным удовольствием, но вряд ли буду когда-то перечитывать. Как по мне:

-- Плюсы: структура сюжета и страстность. Из отдельных новелл постепенно складывается роман, обрастая внутренними связями. Все повествование идет на повышенных чувствах и эмоциях, страсти кипят.

-- Минусы: все механизмы и приемы, движущие интригу, мне давно известны по другим книгам, имя которым легион. Поэтому «неожиданности» были полностью ожидаемы, а финалы новелл предсказуемы. Когда Ван Дамма долго бьют, прижав в углу, трудно не догадываться заранее, что в конце он встанет и надает обидчикам тумаков. :-)

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 ноября 2017 г.

Редкий пример качественно написанной «серьёзной фэнтези».

К недостаткам я бы отнес начала новелл — сквозь непонятности продиравшийся с трудом, как будто читаешь телефонную книгу. Информации море, а как она выстроится в дальнейший сюжет не понятно.

Не всегда понятна логика поступков героев, мне не раз казалось, что есть более очевидное и простое решение проблемы, чем то, что навязано автором.

Трудновато у автора также с чувством юмора. Но не знаю, можно ли это ставить ему в упрёк — не кто же не упрекает в этом Толстого и Достоевского.

Но вот что у Вегнера не отнять это финалы. Столь удачных финалов я давно уже не читал. Логичные, чёткие, завершенные, а не вымученные (например как всегда у Лукяненко).

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 20 ноября 2018 г.

Часто бывает, что с рекомендациями у меня совпадения нет. И тем больше строгость в суждениях о выставляемой оценке. В первых частях этой эпопеи были рассказы, имеющие хоть разный сюжет. Поэтому сухость и скачка мыслей не так была заметна. Но, как говорили выше, «небо цвета стали» действительно графомания ужасная. Роман не имеет сюжета как такового. Просто описание битвы. И неважно кто с кем воюет. Будь то цыгане с монголами, немцы с русскими, американцы между собой. Беготня, мельтешение, куча навоза. И еще восприятие осложняется тем, что описание военных действий я вообще не воспринимаю ни в какой книге. Будь то Война и Мир (нравилась первая книга из двух, без битв), Игра Эндера или Небо цвета стали. Не могу его представить мысленно. Жалко потраченного времени, а в душе чувство недоумения — «как ЭТО может кому-то нравиться?». Ведь написано ни про что. Читаешь по нескольку раз одни и те же предложения пытаясь понять что вообще происходит. Чувствуешь себя каким-то неполноценным, тупым. Хотя «Анафем» Стивенсона зашел, а книга не для обделенных. Самые низкие оценки самым рейтинговым частям эпопеи: «Все мы меекханцы» и «Небо цвета стали». Есть еще авторы, которыми все восхищаются, а я не воспринимаю. Это Олди, Сапковский, Ле Гуин, Кард и еще некоторые.

Оценка: 5
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение , 10 октября 2017 г.

Жду издания четвертой части. Первая выше всяких похвал. Вторая чуть хуже. Третья тоже на отлично. Очень колоритные персонажи.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх