Фантастическая новинка для тех, кто любит слушать музыку громко. И чтобы потяжелее. «Короли Жути» (The Kings of the Wyld) Николаса Имса – фэнтези, где всё сыграно как по нотам, и ритм-секция сюжета выдаёт пулемётный ритм. Первый том цикла «Сага» (The Band), в котором воплощена простая идея: мир мечей и магии, где воины и наёмники подобны рок-звёздам.
Интро
Книга, если использовать музыкальную аналогию, по атмосфере — тусовка на концерте рок-группы, на чьей музыке выросло несколько поколений, и банда всё ещё способна зажечь. Перед началом слышны разговоры фанатов: солёные шуточки, нарочитая грубость, громкие небылицы о чисто мужских приключениях у зрелых мужей и их же осторожное ворчание о суровых жёнах, опьянение собственной крутизной у молодёжи и их же осторожное прислушивание к байкам взрослых дядек.
Всё это в виде эха растворяется в первых аккордах, когда гаснет свет и со сцены в зал плотным звуковым потоком вторгается музыка. В ней – то, о чём мечтают фанаты: концентрат крутизны. Real Wyld. Звон мечей, рёв монстров, боевые кличи, славные потасовки. Реальная дичь, в лучшем смысле этого слова. Героика с налётом весёлого цинизма. Тексты,возможно, не самые изысканные и порой простоваты, но таковы законы жанра. Законы мира, где выброшенный вверх кулак — это принятый вызов на бой, единение с братьями, клич в толпу, манифест, брошенный в лицо всем, кто предпочитает покой или решать проблемы чисто, а то и вовсе в них не попадать. Мир, в котором рыцарям в сияющих доспехах и суперлюдям в трусах поверх трико лучше не лезть на рожон.
Рок-н-ролл мёртв...
«Короли Жути» начинаются с заката, в который ушли герои, оставив сцену. С пенсии. Когда-то от моря до моря, по всей Кромешной Жути и за её пределами, звучало имя банды «Сага». Всё позади, разбрелась крутая команда Гэбриеля. Вот и Клэй Купер, кто первым появляется в книге, остепенился: семья, одна кружечка пива в таверне и домой, где жена потчует тем, что есть надо, чтобы её не злить.
Подвиги остались в памяти, и уже не кажутся чем-то из ряда вон, но молодёжь по-прежнему заслушивается, для них «Сага» всё ещё – Guns’N’Roses периода дебютного альбома, а не Оззи Осборн на успокоительных:
«— Клэй, а расскажи что-нибудь интересное, а? Как вы в Охфорде с некромантом разобрались. Или как вы принцессу спасали из... из этого... ой, ну помнишь, ты же говорил...
“Вспомнить бы ещё эту принцессу”, — удручённо подумал Клэй. Принцесс они спасли немерено, да и некромантов порешили не меньше десятка. Кто ж этому счет ведёт?»
...а мы ещё нет
Возле дома ждёт Гэб, фронтмен банды, при ком Клэй столько времени был вроде бас-гитариста: отрабатывал щитом мощные риффы по вражьим головам, не спешил, не выбивался из общего ритма команды. Все они играли как одно целое, потому о них до сих пор слагают легенды.
То ли дело молодёжь. У Гэбриеля проблемы с дочуркой Розой. Строптивая, мечтает перещеголять отца в славе, стать то ли хулиганкой Джоан Джетт, то ли дослужиться до статуса Доро Пеш. Только времена иные: «Сага» была олдскулом, и помимо бравады были ещё принципы.
Новое поколение – хардкорщики, берут пример с наёмников: те на принципы плевали. У наёмников и их кагалов – фан-клубы. Роза захотела лёгкой славы. Дралась, завалила циклопа, за что поучила прозвище Кровавая Роза (Bloody Rose), сколотила банду, вывела под корень всю нечисть в округе, приняла предложение от Кастийской республики воевать с Жуткой ордой. На этой войне Роза попала в осаду, и Гэб хочет её освободить. Доля отца. Одному не справиться. Клэю снова придётся облачаться в кожу и в металл, встречать постаревших друзей шутками в духе «Неудержимых» и вспоминать, как выживать в мире чудовищ, тёмных лесов и лихих парней. «Сага» отправляется в новое турне.
Бессменный лидер (фронтмен) Гэб, Клэй (басист), убийца с боевым топором (электрогитарой) Ганелон, маг и пиротехник (сценические эффекты) Аркандий, Матрик с верной парой кинжалов (барабанных палочек) Рокси и Грейси – короли в сборе… Не сразу, конечно. Есть пару «но»: члены банды не горят желанием возвращаться к ремеслу, они уж спели все песни, которые хотели. Свой друинский меч Веленкор, способный пробить брешь между мирами, Гэб продал по закладной в уплату долга. Матрик стал королём Агрии и хорошим отцом. Ганелон в одиночку расплачивается за ошибку: он убил старшего сына султаны Нармерии, и друзья по банде не помогли ему избежать Каменоломни.
«Короли Жути» — брутальный «кавер» на героическое фэнтези. Все аккорды привычные, но в фэнтези, как и в рок-музыке, всё решает не форма, а подача материала и харизма. С подачей у автора, бравшего пример с Г. Г. Кея, Скотта Линча и Джо Аберкромби, всё отлично, а харизму герои проявят сами: дайте им время, и вы будете ставить их треки снова и снова. Кстати, на сайте Николса Имса опубликован саундтрек, под который советует читать книгу сам автор. Впрочем, каждый читатель сам подберёт себе трек-лист. Во вложении — интервью автора.