97 Иллюстрированный Пушкин


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 97. Иллюстрированный Пушкин. Сказка о золотом петушке (художники Палеха: А.Куркин, В.Рожков, Е.Пашков)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

97. Иллюстрированный Пушкин. Сказка о золотом петушке (художники Палеха: А.Куркин, В.Рожков, Е.Пашков)

Статья написана 24 января 2019 г. 15:24

Заканчивая тему старинных стилизаций к "Золотому петушку", закономерно приходим к художникам Палеха. Поскольку для репродукций картин этого жанра нужно было хорошее полиграфическое исполнение (мелкие детали и насыщенные цвета), в советское время палехские образцы часто издавали в виде отдельных листов на очень плотной глянцевой бумаге (картоне?) — а под такое исполнение было приспособлено производство почтовых открыток. Поэтому много наборов открыток, но были и папки с листами большого формата без почтовой атрибутики. Так что — вот результат.

Палехская пушкиниана
Палехская пушкиниана

Вверху слева: "Сказка о золотом петушке" — набор открыток (12 шт.). Худ. А.Куркин (Палех). — М.: Советский художник, 1968. Тираж — 1.500.000 экз. Цена — 54 коп.

Вверху справа: "Сказка о золотом петушке": 3 открытки. Худ. В.Рожков (Палех) // "Сказки А.С.Пушкина" — набор открыток (12 шт.). Разные художники (Палех). — М.: ИЗОГИЗ, 1961. Тираж — 493.000 экз. Цена — 24 коп.

Внизу: "Сказка о золотом петушке": 3 открытки. Худ. Е.Пашков (Палех) // А.С.Пушкин "Сказки". В иллюстрациях Е.Пашкова. — 16 листов в папке. — Л.: Художник РСФСР, 1964. Тираж — 10.000 экз. Цена — 1 руб. 30 коп.




Палех — это изначально иконописные мастерские. Оригинальность здесь заключается в том, что строгий канон перенесён в свободную книжную графику. Ну и ещё то, что абсолютно светского писателя иллюстрировали религиозные художники. Так что настоящий интерес представляют те иконописцы, которые сделали в 1930-х годах первые иллюстрации к Пушкину. Ну а настоящий палеховский "Золотой петушок" — книга, вышедшая в издательстве "Academia" в 1937 году, худ. И.Вакуров. Это издание представлено на Фантлабе с хорошими сканами почти всех иллюстраций (https://fantlab.ru/edition111403). У меня такой "академической" книжки нет (сначала казалось неоправданно дорого, а потом купил одну из сказок в серии и охладел).




Второе, уже советское, и последующее поколение иллюстраторов а ля Палехская икона (или уже, точнее, палехская лакированная шкатулка) — это, наверное, больше мода, поддерживаемая образованными художниками-горожанами. Но традиции и старые мастера в 1960-е гг. ещё живы были. Художники, имеющиеся у меня в коллекции — из нормальных стилизаторов второго поколения. Талант у многих, конечно, был — иллюстрации интересные, хотя дикой допетровской Руси в картинках уже не стало. Ну а современные книги с Палехом я не покупаю — там то ли халтура, то ли вырождение.

Посмотрим, что есть. У Рожкова и у Пашкова — только по три иллюстрации. У Куркина — полный цикл (у меня 10 открыток из 12, выяснил только сейчас, что две куркинских открытки были подменены двумя рожковскими — поздно глаз намётанным стал).

Внутри палехской школы, судя по моим открыткам, в послевоенный советский период было несколько направлений. Стиль древнерусских миниатюр — тонконогие фигуры, изогнутые тела, набор застывших выражений лиц — сохранился только у Куркина. У Рожкова — вполне соцрелистичная живопись; о Палехе напоминают только ярко расписанные интерьеры и схематичные пейзажи. У Пашкова — максимальный уровень переосмысления: приёмы древней живописи сохранены, но все персонажи очень живые с богатой мимикой и естественными жестами. Ещё важная черта: у Пашкова юмор присутствует, что, вообще-то, было противопоказано церковной живописи как источнику палехского канона.

Сравним сопоставимые сцены. Порядок будет такой: Куркин — Рожков — Пашков.

1) Начало. Вручение царю золотого петушка / Побудка царя по тревоге.

Две первые сцены. Худ. Куркин
Две первые сцены. Худ. Куркин
Тревога. Худ. Рожков
Тревога. Худ. Рожков
Скопец и царь. Худ. Пашков
Скопец и царь. Худ. Пашков

Для любознательных: вот как выглядит нераскрашеная последняя иллюстрация Пашкова (только золото нанесено) из фондов музея (альбом "Мир сказок Пушкина").

Нераскрашеный Палех. Худ. Пашков
Нераскрашеный Палех. Худ. Пашков

2) Встреча с шамаханской царицей: Царь, улица, шатёр, девица...

Худ. Куркин
Худ. Куркин
Худ. Рожков
Худ. Рожков
Худ. Пашков
Худ. Пашков

3) Финал. Я в детстве Палех по лошадкам опознавал. Здесь бы только лошадок на первой картинке признал бы.

Царь занёс жезл. Петух бьётся на спице. Худ. Куркин
Царь занёс жезл. Петух бьётся на спице. Худ. Куркин
Царь опустил жезл. Петух уже на стене. Худ. Рожков
Царь опустил жезл. Петух уже на стене. Худ. Рожков
Жезл уже выпал. Царица пропала. Петух улетает. Худ. Пашков
Жезл уже выпал. Царица пропала. Петух улетает. Худ. Пашков




Ну и напоследок — лошадки из полной сюиты Куркина.

Конница выступает в поход. Худ. Куркин
Конница выступает в поход. Худ. Куркин
Царь смотрит в трубу. Худ. Куркин
Царь смотрит в трубу. Худ. Куркин
Возвращение молодых на почтовой тройке. Худ. Куркин
Возвращение молодых на почтовой тройке. Худ. Куркин





854
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх