Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «Zivitas» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 ... 65  66  67

Статья написана вчера в 19:25

Сегодня посмотрим "Колобков" на контрасте.

А.Савченко

Советский художник А.Савченко — знаменитость. Он — художник-постановщик мультфильмов про Карлсона. Постановщик как художественный руководитель отличается от просто художника. Савченко как просто художник создал персонажей зашкаливающе ми-ми-мишных. Время своё он опередил. Настоящая мода на таких персонажей сейчас пришла. Но превзойти Савченко не удаётся. Видимо, надо было таких волчушек выстрадать (Савченко был на войне). "Колобок" с рисунками Савченко издавался и издаётся теперь.

Рождение и побег Колобка

Зайка

Волчушка

Ага. В традиции иллюстрирования "Колобка" волка часто изображают бандитом или опричником, чем он резко отличается от зайца-крестьянина. А здесь волк такой же сермяжный персонаж, как и заяц (заяц, конечно, поаккуратнее выглядит, но волк принадлежит к той же социальной группе).

Такой же сермяжный волк у М.Беляевой был (см.). Тоже была добрая художница.

Медвежатка

Лисичка

Тут и комментировать нечего: эталон мультяшной детской графики. Бесконфликтность даже в сказке с жертвами (хотя жертва бескровная) достигнута тем, что все персонажи принадлежат к одной социальной группе. Минусы такой иллюстрации в том, что у неё много подражателей. И хотя Савченко ещё узнаётся по манере (т.е. является оригинальным художником), его апологеты порочат саму идею доброй мультяшности, делая её приторно-отталкивающей.

Т.Кудиш (1990)

Поиски новых форм в поздне-советское время совпали с усилением поисков национальной идентичности у славянских народов СССР. Есть такая интересная книжка: "Колобок. Украинская народная сказка". Худ. Тамара Кудиш. — Днепропетровск: Проминь.1990. Сканы взяты из этой коллекции: https://polny-shkaf.livejournal.com/31865.... Книжка выпускалась и на английском языке (т.е. эти иллюстрации шли на экспорт как подлинно украинские).

Это направление называется "украинское барокко". В Москве в Перестройку издавалась книга украинских сказок в этом стиле.

Думка про Колобка

Чистенькие старички на фоне изобилия украинской земли.

Хатка, котики...

Заяц

Заяц в праздничном украинском народном костюме.

Волк

Волк того же социального слоя, что и заяц.

Медведь

Медведь тоже показывает монолитность украинского социального барочного слоя.

Лиса

Ну а лиса у всех художников нарядная ходит.

Особенность украинского самобытного народного искусства мне видится в его печальной нотке. Вот и детские иллюстрации, несмотря на барочную пышность серьёзные и спокойно-отстранённые.

Трактовка явно противоположная одуряющей мультяшности. Но по существу получилось похоже: та же беспроблемность, что и у Савченко.

А. и О. Дугины (2011)

Художники Дугины уже давно работают в Германии. Сказку они проиллюстрировали английскую. У нас её переиздали и в название включили "Колобок" хотя на Западе у этого персонажа другое имя. По сюжету, конечно, сходство с "Колобком". Сюжет бродячий.

Иностранные "Колобки" — отдельная тема, но здесь у меня возникла ассоциация с украинской имитацией под старину. У Дугиных не барокко, а живопись позднего Средневековья (северного Возрождения) по типу Брейгеля.

Рождение и побег Колобка

Первые иллюстрации. Зачин другой. Не дед и баба, а мама и мальчик. Иллюстрации... Это не имитация. Это как будто реинкарнированный Брейгель рисует. Ох, такое откровенное незаковыченное цитирование — это ведь постмодернизм. Вот и до детских книжек добрался.

Колобок в людях

Сюжет пока отличается: Колобок уходит сначала от людей. Многолюдно было в Англии в те времена.

А художники и рады: выписывают разные типы.

Медведь

Но вот Колобок добрался и до леса. Заяц ему навстречу не попался (не заслуживает внимания столь опытного Колобка). Начинаем сразу с медведя. Медведь у нас простолюдин.

Волк

А волк — рангом повыше. Рыцарь со штандартом. Но замашки бандитские. Чувствуется советская школа немецких художников.

Лиса

Вот она какая — европейская лиса. Не чета нашим поселянкам. Наверное, ранг ещё выше, графиня какая-нибудь, но по одежде определить статус не берусь.

Конец странствиям Колобка

Ну а это уже мастерство оформителя. Пустая рамка и уходящая лиса.


Статья написана 11 мая 15:15

Продолжаем исследовать графическую колобковиану советской поры — без лакун, всё что есть.

В.Я. Каневский (1987)

Нашлась вот такая книжка: "Две сказки". — М.: Малыш, 1987. Художник обозначен как В.Каневский — с одним инициалом. Оказались совсем не те иллюстрации, на которые я рассчитывал.

На страничке Фантлаба под именем "В.Каневский" объединены два разных художника: https://fantlab.ru/art507. Первые книги (от 1963 г. до 1986 г.) — с узнаваемыми картинками художника В.Каневского: это сын классика иллюстрации — Аминадава Каневского. У него, значит, инициалы будут "В.А.". А картинки начиная с 1990-х — это наш сегодняшний В.Каневский, художник здравствующий. У него полные инициалы будут, если я правильно выяснил, "В.Я.".

Книжка сделана комбинированной: на сказку есть одна трёхмерная панорамка (причём, совсем простенькая, без фантазии), а потом идут двухмерные картинки.

Появление Колобка

Сначала — панорамка, потом обычная картинка.

Заяц

Заяц изображён вроде бы вполне натурально: без одежды, стойка на задних ногах для него естественная.

Волк

Волк анатомически нарисован тоже правильно. Но он уже очеловечен в позе и мимике.

Медведь

Видно, что художник не заморачивается композицией: наверное, в докомпьютерную эпоху использовали кальку, как в мультипликации.

Лиса

Лиса с любовью нарисована, но такая лиса-краса уже не была оригинальной в те времена.

Новые книги с картинками В.Я. Каневского выходят и в наши дни. Как видим, он начал творить ещё в советское время. Тогда же и развитие закончилось — ученических навыков советской школы за глаза хватает для типовой иллюстрации даже 2020-х гг.

Б.Михайлов (1991)

Такой сборник с малым числом иллюстраций: "Русские сказки". — Л.: Художник РСФСР, 1991. Художник Б.Михайлов.

Ключевая сцена:

Л.Юрчатова (1971)

Есть такой сборник пермского издательства 1971 года (у меня переиздание 1973 года).

Картинки местных художников, графика в духе Шестидесятых. Тоже сцена с лисой — типовая сцена, когда всего одна иллюстрация на сказку.

А.Канделаки (1988)

Календарь, выпущенный в 1988 году в Грузинской ССР (тираж 250 тыс. экз., а цена аж 80 коп.)

Неожиданно: на единственной иллюстрации — заяц.

Е.Воробьёва (1988)

А вот интересная книжка: альбом самоделок. Все картинки должны были быть вырезаны, превращены в трёхмерных кукол и показаны в спектакле. То есть таких книжек не должны было сохраниться (а кукол — тем более). Наверное, это должно считаться редкостью. Издана книжка во "Внешторгиздате" в 1988 году (тираж 450 тыс. экз., цена 20 коп.). Художница — Е.Воробьёва.

Забавные зверушки.

Но, главное, здесь, конечно, то, какими должны были получиться персонажи по выкройкам. Пикассо!

Лиса с Колобком вот такие: идеальный образ и кубическая выкройка.


Статья написана 8 мая 17:32

Сегодня — типовые советские книжки с "Колобком" крепких советских художников. Эпоха второй половины Семидесятых (у меня позднейшие переиздания).

В.Андриевич (1989)

В.Андриевич — известный иллюстратор. Но главное его призвание — художник Театра кукол С.Образцова. По его макетам сделаны многие всемирно известные персонажи. Например, конферансье в "Необыкновенном концерте" — никто меня не переубедит, что Гомер Симпсон не срисован с этого персонажа.

Ну а книжка такая: Колобок. — М.: Малыш, 1989.

Это книжка-игрушка (в ней есть встроенный пластиковый элемент). Подал заявку на внесение книжки в базу Фантлаба.

Рождение и бегство Колобка

Театральный опыт кукольной сцены чувствуется. Даются настоящие мизансцены.

Какое пространство есть — с тем художник и работает "без разговоров."

Заяц

Неподвижный пластмассовый диск Колобка справа и солнце слева в отверстиях задают композицию: Колобок всегда в одном месте, звери ориентируются на него.

Колобок сделан очень грубо — топорная работа последних лет советского строя. А сама книжка — на высоте. "Малыш" до последнего держал планку.

Волк

Повторяется не только композиция, но и позы зверей. Однако это смотрится очень гармонично. Условность кукольного театра!

Медведь

Задний план тоже везде одинаковый — как вращающийся "задник" в театре. Но появилась тонкая берёзка на переднем плане — тоже, наверное, какой-то театральный приём.

Лиса

Лиса начинает обыгрывать конструкцию книжки.

Убийство Колобка

Съест, наверное, Колобка.

В.Курчевский (1988)

В.Курчевский — тоже известный художник. Приятная манера, пупсовые, но не приторные персонажи. Книжка такая: Колобок. — М.: Малыш, 1988.

Такая книжка называется книжка-вырубка. Подал заявку на внесение книжки в базу Фантлаба.

Рождение и бегство Колобка

Почему-то поздне-советские художники уделяли много внимания не зверям, а деду с бабкой.

Может, потому что просветительская функция сказки — рассказать о неведомых зверушках — ослабла (у всех телевизоры, а там — "В мире животных"). А дедушку с бабушкой (уже не голодающих крестьян) вспомнить надо.

Заяц

В этой книжке арочные развороты тоже задают типовые композиции. Звери — одетые и очеловеченные (в том числе и суставы у них по людски вывернуты). Заяц — в классическом амплуа крестьянина.

Волк

У волка — амплуа разбойника. Но он немного осовременнен: такой хиппующий хулиган в полосатых брюках.

Медведь

Медведя городские художники уважают: крепкий хозяин.

Слегка разнообразим композицию — Колобок крупным планом.

Лиса

Лисичка — очаровательная простушка вся в заботах (не то что волчара-оборванец). Вон она уже и курочку раздобыла, а всё хлопочет — выпечку бесхозяйную пристраивает.

Вот с такими типажами подошли советские люди к Перестройке. А Колобок не дожил до тех времён.


Статья написана 5 мая 20:15

Л.Токмаков — из тех художников, которые обновляли книжную графику в эпоху "оттепели". Где-то я даже встречал у серьёзного искусствоведа о единоличном вкладе Токмакова — вроде бы, отсчёт графики "новой волны" начинается в 1960 году с выходом книги Дж.Родари "Джельсомино в стране лжецов" с иллюстрациями Токмакова. Но его картинки к "Колобку" — позднейшей эпохи. К русским народным сказкам Токмаков обратился только в 1973 году — в сборнике "Русские сказки про зверей". И ещё я обнаружил картинки Токмакова в самодельной книжке "Колобок" из серии "Библиотечка "Весёлых картинок". Года выпуска на таких книжках нет. Но, думаю, это второй вариант сюиты — скорее всего, 1980-х гг.

Русские сказки про зверей (1973)

Вот этот сборник, где Токмаков дал своё видение русских сказок (через 20 лет после выпуска первых книг): М.: Советская Россия, 1973. Сборники "Русские сказки про зверей" частенько выходили с иллюстрациями разных художников (примерно одного состава). Так что выбор сказок именно про животных — это не проект Токмакова, а обычный заказ издательства (или обычное предложение художника издательству).

Почему-то книги нет в базе Фантлаба. Подал заявку.

Появление Колобка

Токмаков — настоящий реформатор книжной графики. Его значение выше, чем иллюстратора детской литературы. Заставка крохотная, но очень забавная. И какая техника мастерская — мазками кисти создал психологическую сцену.

Заяц

В геометрических фигурах животных мне чудятся отзвуки авангарда 1920-х гг. А это ведь наиболее самобытное течение в русской культуре.

Волк

Никакого реализма — всё подчёркнуто условно. Но какое напряжение в фигурах животных. Золотой Колобок невозмутим.

Медведь

На самого Колобка надо обратить внимание. Мне кажется, что он нарисован так, как рисовали солнце в древнерусской живописи. А она ведь была сплошь религиозной. Вполне в духе советских Семидесятых: соединение революционного авангарда и иконописи.

Лиса

Колобок в зените и совершенно счастлив. Есть версия, что эта сказка — аллегория солнечного движения по небу от восхода до заката. Если и есть отражение этой величавой космогонии, то вот оно — в этой иллюстрации Токмакова. Выдающийся художник.

Сороки, кстати, в финале налетели — не вороньё. Славу поют.

Библиотечка "Весёлых картинок"

Второй вариант сюиты к "Колобку" совсем другой. Он попроще, попонятнее, носит повествовательный характер. Самая массовая серия для самых маленьких обязывает. Но манера Токмакова узнаваема и здесь.


Появление Колобка

Свара деда и бабки развёрнута пошире.

Заяц

Звери узнаваемы, только Колобок стал совсем заурядным.

Волк

Медведь

Лиса

Лисичка стала красивой и кокетливой, но простенькой.

Убийство Колобка

Вместо напряжённого акта трагедии в первом варианте, когда лиса с Колобком вытягиваются ввысь — приземлённая подготовка к поеданию тестяного изделия. И дед с бабкой чего-то суетятся, спешат на помощь. Всё равно ведь никогда не успевают.

Нельзя остановить солнце — нельзя спасти Колобка.


Статья написана 4 мая 09:47

Сегодня — "Колобки", изданные в провинциальных советских издательствах в период с 1956 г. по 1984 г. Интересное отражение в графике разных эпох. Художники — рядовые.

Худ. Д.Поляков (1956)

"Колобок". — Львов: Промкомбинат Красноармейского района. 1956. Художник Д.Поляков. Сканы расположены в этой коллекции: https://polny-shkaf.livejournal.com/19686....

Есть на Фантлабе страничка художника Д.Полякова: https://fantlab.ru/art8742. Но там явно смешаны львовский художник Д.Поляков, оформлявший книги в 1950-х — 1960-х гг. и московский художник Д.Поляков, рисующий в XXI веке.

Зарождение Колобка

Сюита выполнена по канонам соцреализма. Двадцать лет не прошли даром: получилась совершенно гармоничная книжка. Идеальные паровозы смогли сделать только тогда, когда будущее было уже за тепловозами. Зато теперь есть направление стимпанка.

Крестьянская семья живёт в гармонии с природой. Хозяйство крепкое, порядок идеальный.

Не мудрено, что Колобок прельстился свободой роскошного летнего дня.

Книжка издана на Западной Украине, но одежда, изба, природа — всё указывает на Среднюю полосу России.

Заяц

Звери тоже достигли вершины развития в рамках сталинского стиля: очень реалистичные, но вполне способные к разговору.

Волк

Макет соответствует кумулятивному сюжету: сцены повторяются в одном ракурсе, в схожей композиции.

Медведь

Каких-либо пугающих черт даже самые грозные звери не содержат. Иллюстрации вообще бесконфликтные (гармония же).

Лиса

Звери не одеты, не очеловечены. Но кокетливость и льстивость лисы художник показал.

Гибель Колобка

Начинает складываться характер Колобка: он становится крупнее — его можно в подробностях рассмотреть, показать его мимику.

Худ. Н.Флоренский (1966)

"Колобок". — Ярославль: Верхне-Волжское книжное издательство, 1966. Художник — Наркис Флоренский (сведений о художнике на Фантлабе нет).

Сканы с ценными наблюдениями автора расположены на сайте Музея детской книги: https://kid-book-museum.livejournal.com/3.... Автор сканов против того, чтобы они были размещены мною на Фантлабе. Смотрите первоисточник по ссылке.

В этих иллюстрациях заметна тенденция Шестидесятых к абсурдистской игре, которая, в том числе, проявилась в жанре "старые сказки на новый лад". Заяц там — охотник, волк — творческая натура, медведь — дачник. А лиса — селянка. Так что в ярославской книжке — типичный шестидесятнический "Колобок". Для других эпох он будет уже инородным.

Худ. А.Кочетков (1984)

А это из моих книжек: "Колобок. Русские народные сказки". — Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1984. Худ. А.Е.Кочетков (сведений о художнике на Фантлабе нет). Подал заявку на внесение книжки в базу Фантлаба.

Книжка скромная, не полноцветная. Но очень декоративная.

Чёрно-белая гамма с красными вкраплениями отсылает к старой полиграфии, в рамках которой создавались шедевры модерна.

Позы фигур, витиеватая шёрстка зверей тоже указывают на модерн как на источник вдохновения. Была у нас в Восьмидесятые мода на ретро.

Кстати, можно обратить внимание и на Колобка — он очень гармонично сконструирован (ножки, ручки), характер имеет простой, но чёткий. Почти готовый вариант для символа эмодзи.




Не перестаю удивляться высокому уровню регионального творчества в СССР — и часто интересным концептуальным задумкам рядовых провинциальных художников (по сравнению с рядовыми столичными художниками).


Страницы: [1] 2  3  4  5  6  7  8  9 ... 65  66  67




  Подписка

Количество подписчиков: 54

⇑ Наверх