…Одинокий путник в чистой одежде путешествует, разговаривая со зрителем. Он хороший стрелок, что наглядно демонстрирует, он то и дело восхваляет себя, но широкая улыбка его начинает казаться жестоким оскалом, а распеваемые им веселые песни – издевательством. Задаешься вопросом – кто положительный герой в этой истории, если тот, кто считает себя таковым, хладнокровно убивает или калечит, а потом убивает всех, кто хоть как-то выскажет недовольство его присутствием. Ведь что ему за бесчинства будет – он же самый быстрый стрелок на Диком Западе. Или нет?..
…Ограбление здания банка, одиноко стоящего посреди равнины. Один служащий. Все просто, вошел, вышел с деньгами, дело на пару минут. Но случается та еще нелепая комедия. Удача отворачивается от грабителя, потом улыбается в самый неожиданный момент. И еще раз – в самый опасный. Кажется, дела налаживаются. Или нет?..
…Калека-артист, который может разве что наизусть пересказывать классические трагедии, чтобы заработать хотя бы пару монеток на еду. Он покоряет слушателей своим голосом, своим талантом. Только, в действительности, могут ли эти слушатели испытывать хоть что-то, кроме жалости и неловкости при виде артиста? Эта возвышенность, и эта поэзия – нужна? Нет?..
… Красивейшие горные пейзажи, луга без намека на стада коров, прозрачные реки, полные рыбы. И золота. Вот престарелый старатель отчаянно ищет крупицы, тут копнёт, там копнёт – нет драгоценного металла. Размеренные, упорные поиски все же дают результат, но есть и другие люди, охочие до найденных богатств. Так что же теперь – пуля в спину и быть старателю закопанным в яме, вырытой собственными руками? Или?..
…Поездка через прерии родственников, совершенно не приспособленных не только к условиям дикой местности, но и просто к жизни, оборачивается чередой несчастий. Казалось бы, некоторые из них легко предотвратить, но старания прикладываются совсем в ином направлении. Находятся добрые люди, искренне готовые поддержать. А в то же время, и лик свой суровый показывает Запад. Что же будет в итоге – добропорядочность и взаимовыручка спасут? А может?..
…Дилижанс. Пять пассажиров. Разные темы для бесед, дабы скоротать время. Кто-то жил с туземкой, кто-то азартный игрок. Одни ждут не дождутся воссоединения с семьей, другие ждут оплаты за работу. Разные взгляды на человеческую суть. Упрямые мнения на этот счет, из-за которых готова вспыхнуть ссора (без драки, здесь же цивилизованные по большей части люди). Однако, так ли важны перечисляемые качества, определяющие степень любви, преданности, морали и тому подобное, если в конечном итоге все обернется прахом? Двое пассажиров-компаньонов как раз и расскажут об этом. Наглядно. Расскажут откровенно, тем самым породив сомнения – у прочих пассажиров, у зрителя – в истинном положении дел.
Таким образом, заметно, что истории становятся все мрачнее и мрачнее, и вот уже шутки про повешение не в первый раз сменяются философствованиями о мгновениях перед неминуемой смертью из уст охотника за головами.
Атмосфера плавно изменяется, из черной комедии превращаясь в нечто мистическое.
Это неоспоримое достоинство фильма.
А ведь есть и другие.
Окружение/визуальный ряд – типичное для всех мало-мальски значимых ковбойских фильмов. Бандиты немытые, обвешанные патронташами; салун и пианино, на котором играет толстый усатый мужчина в котелке; заснеженные горы и дремучие леса. Быстрые дилижансы, и отчаянные погонщики. Суровые мужчины и утонченные женщины. Джентльмены и леди. Не нагромождение всех этих образов, а четкое распределение по эпизодам, добавляющее достоверности, и не отвлекающее внимание от героев.
При этом акцент на минимуме деталей в каждой сцене с одной стороны, подчеркивает некую театральность происходящего, с другой – точно передает мысль, идею, заложенные в них.
Актеры – почти все именитые, идеально подобранные и, конечно, отменно сыгравшие своих персонажей. А некоторые еще и спевшие вживую. Замечательно, искренне.
Режиссеры — Джоэл Коэн и Итан Коэн. И нужно ли что-то еще добавлять тут?
Музыка – в те моменты, когда никто не поет, она просто правильно дополняет атмосферу, добавляет ей глубины и оттенков, как говорится.
И можно дальше восхвалять фильм, грозя вновь свалиться в спойлеры, так что лучше остановиться и закончить так:
«Баллада Бастера Скраггса» — сборник историй о Диком Западе, показывающих, каким он может быть, и каковы люди по своей природе, решившие стать его частью. Высочайшего качества сборник, обязательный к просмотру и неоднократному пересмотру.