---
---
Жанр: большое космическое приключение (sandbox ролевой шутер плюс космосим)
Разработчик: Deep Shadows (серия Xenus)
Издатель: Руссобит-М
Дата выхода: 4 декабря
---
---
Пожалуй, если попытаться как-то внятно определить идеальную игру, рисующуюся в подсознании отечественной аудитории, то среди главных ее характеристик обязательно будут гаргантюанский масштаб и универсальность швейцарского ножа: «чтоб огромный мир, да с ДУШОЙ, да со свободой; и сюжет с тыщей квестов и грабежом караванов, и биллионы монстров; и шоб в одной руке – меч, а в другой – бластер!». Это для затравки. При этом от гигантомании не защищены и разработчики: практически любая студия в начале пути радостно берется за безумный жанровый винегрет, лишь к середине работы теряя энтузиазм и осознавая непомерность задачи.
О скитаниях вечных. Не на Земле
«Предтечи» уже с момента анонса в 2005 г. обратили на себя внимание именно воистину вселенскими амбициями; Deep Shadows взялись спаять ролевой шутер с космосимом в цельное sci-fi приключение с классической, starwars-inspired подборкой планет (каждую из которых можно было бы довести до отдельной игры) и возможностью отдохнуть от гравитации в гостеприимном космосе, торгуя или пиратствуя; в общем – с будоражащим простором для импровизаций. Далее игра неоднократно переносилась (что видно по графике предыдущего поколения, вполне, впрочем, симпатичной), первоначальные наполеоновские замыслы подверглись огранке, но 4 декабря «Предтечи» с вложенными в коробку билетами в межзвездный тур все же появились на полках. Deep Shadows взяли поставленную планку, на высоте пусть и не олимпийской, но для рекорда России – достаточной.
Само название «Предтечи», экзотическое для игры, смутно похоже на заглавие внушительного космооперного цикла старой закалки и отсылает сразу ко множеству работ о вымерших звездных цивилизациях. Разработчики открыто признаются, что корни проекта следует искать, прежде всего, в творчестве Андре Нортон (где фигурируют свои Предтечи), а также в жанровой киноклассике; а один из трейлеров к игре козыряет ссылками еще и на знаковые вещи Брэдбэри, Азимова и Шекли (влияние которых на «Предтечи», правда, не столь очевидно и больше касается декоративной стороны).
Породистость, стремление к преемственности традиций золотого века фантастики, воссозданию духа вольного межзвездного странствия ясно чувствуются и в деталях местного универсума, и в сценарии, знакомом до последней черточки. Молодой выпускник школы пилотов, принадлежащий к расе амарнов, возвращается на родную планету Голдин (умилительно похожую на Таутин) и, конечно, тут же попадает в водоворот таинственных событий, как-то связанных с его народом, технологичными Чужими и мистическими древними космопроходцами. В поисках ответов он путешествует по довольно замысловатому маршруту между семью разнокалиберными планетами, каждую из которых в тех или иных вариациях мы не раз видели и на киноэкране, и на книжных страницах: здесь есть пустынный Голдин, тропический Гли, постапокалиптический Ярент; полузаброшенный и подконтрольный контрабандистам Реандоре… Как раз в стопроцентной узнаваемости игровых пейзажей и ситуаций и состоит особенное удовольствие для бывалого эскаписта, наконец дорвавшегося до полноценного виртуального воплощения милых сердцу космооперных миров; вышедших из-под мягкой обложки со скафандрами, бластерами и рептилоидами, прямо по ГОСТу 1950-1970-х гг.; в их чистом, неразбавленном излишними оригинальностями виде. В этом есть что-то простое, светлое, ностальгическое – спустя годы вернуться туда, где подолгу бродил в юности; узнавая каждую щербинку вдоль и поперек исхоженных дорог.
Парад планет
Основной козырь и страховка интереса к "Предтечам" на протяжении всей игры — посещаемые планеты в их многообразии; сменяемость картинки, возможность освежиться в джунглях после надоевшей пустыни с навязшим в зубах песком. Ценнее же всего то, что каждый из миров, внушительных, кстати, по размеру, изготовлен и раскрашен вручную, а не текстурами по готовому трафарету; и предлагает более-менее уникальный опыт, с собственными задачами, флорой и фауной (над монстрятником трудились опытные вивисекторы и робоконструкторы) и парком транспортных средств (к примеру, на планете людей-птиц Гли внедорожником служит нечто вроде страуса); к слову, бодрое утреннее сафари на багги (или всеобщий массакр на танке – по настроению) – один из самых приятных способов времяпрепровождения в игре.
Подобной широты вариантов слегка недостает по части NPC, вытесанных в большинстве из одного бревна; зато все в порядке с побочными заданиями, которые суть плоть и кровь сэндбокса (а «Предтечи» — именно что огромная песочница с открытым, как космос, геймплеем): их масса, и они варьируются в пределах пусть и не очень широких, но приличных для ролевого шутера (впрочем, большая часть сайд-квестов – боевой направленности, без многоходовых интриг и сложных моральных дилемм). Ролевая часть традиционно для проектов Deep Shadows представляет собой систему перков, приобретаемых после каждого левел-апа. Опыт Xenus развивает и система фракций, описывающая противостояние нескольких альянсов, на которые раскололась человеческая раса. Что до шутерной основы, то любопытнее всего здесь тасовка тактики боя в зависимости от места дислокации, будь то джунгли, степи или городские руины.
Но если есть семь планет, то нужно и как-то перебираться с одной на другую? И стоит впервые улететь с Голдина, как «Предтечи» перевоплощаются в бодрый космосим, которому нечем удивить тех, кто налетал сотни часов в Freelancer, но доступный и по-настоящему аддиктивный для всех остальных: самостоятельные, в реальном времени, межпланетные перелеты со всяческими сюрпризами в процессе здорово освежают впечатления и расслабляют. При желании можно вообще почти не покидать бесшовных просторов космоса, отстреливая пиратов в задорных аркадных стычках, нанимаясь в патруль к торговцам, или, напротив, тихо корсарствуя, а то и просто успокаивающе фланируя в звездной тишине, лишь изредка приземляясь на орбитальных станциях за пачкой свежих заданий, новым двигателем для корабля (деньги здесь нужны всегда и без дела не лежат), или, скажем, чтобы перевести дух в местном баре (со спиртным, дурью и инопланетным стриптизом). Главное – не угодить в случайную черную дыру, где может произойти все, что угодно: от разрушения звездолета до его внезапного тотального апгрейда.
---
Вердикт: Высококалорийный микс из многогранного ролевого шутера и энергичного космосима; мощное, по-хорошему старорежимное космическое путешествие, в котором легко найти, чем заняться. Для всех, кто хоть раз спасал галактику (пусть даже в шестом классе школы, пряча на уроке книжку Нортон под учебник физики).