Вадим Панов Продавцы


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «sergeigk» > Вадим Панов "Продавцы невозможного"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Вадим Панов «Продавцы невозможного»

Статья написана 11 декабря 2009 г. 13:39

Диву даешься, когда то тут, то там проскакивают утверждения, что цикл «Анклавы» — это киберпанк. Словечко модное, и многие употребляют его не к месту, руководствуясь известными только им мотивами. Используя подобные меры, к киберпанку можно отнести все произведения, где хоть раз используются понятия «виртуальная реальность», «компьютер», «процессор» или «хакер».

Но разве «Анклавы» об этом?

Думаю, нет и, надеюсь, со мной многие согласятся.

Тогда о чем? О нашем мире, к которому мы, возможно, придем, лет этак через двести-триста-пятьсот. О людях, которые играют свои весомые роли в расстановке сил в этом почти антиутопическом обществе. О религии, так знакомой нам, но, часто, изменившейся до неузнаваемости. О новейших технологиях и адептах древних мистических сил.

Забавно, но для себя я так и не сделал однозначного вывода о том, хочу ли я жить в подобном мире.

Фантазии Вадиму Юрьевичу не занимать.

Пусть его произведения, будь то «Тайный город» или «Анклавы», скроены по одному лекалу. Десять сюжетных линий, пересекающихся и расходящихся на протяжении всей книги, ведущие куда-то или обрывающиеся на середине, герои среди которых и главных-то выделить сложно, но неизменно обладающие харизмой и живым характером или «сумма» всех технологий…

Фантазия у автора отличная, а вкупе с безумно запутанной многоходовой интригой, так и вообще достойна всяческих похвал.

Но это так, общие слова, а если быть ближе к конкретике, то речь идет о недавно увидевшем свет романе Вадима Панова – «Продавцы невозможного».

Все те же лица, что и в предыдущих, те же злодеи и… не злодеи. Вообще, с понятием «положительного героя» у Вадима Юрьевича явная напряженка. Методы у его персонажей, даже у тех, которым читатель вроде как должен симпатизировать, часто переходят границы дозволенного и норм современной морали. Его герои преследуют некие цели, в подавляющем большинстве случаев даже неясные читателю. Подобный подход, несомненно, оправдан, так как ожидание итогового «бум», держит в напряжении. Иногда, правда, бывает обидно, что автор доносит мотивы поступков героев лишь незначительными намеками или вскользь брошенным словом, заставляя нас играть в своего рода «угадайку», где ничего нельзя понять однозначно. Но, что уж поделать, такова структура и стилистика его романов.

Итак, сюжет, фундамент которого заложен еще в «Московском клубе», продолжает свое развитие. Вот только интересно, логическое ли оно? Несмотря на изданные к настоящему времени четыре книги цикла, каждая из которых имеет более или менее отдельный и законченный сюжет, они воспринимаются как единое целое. Ощущение целостности вызывает приоткрытие многочисленных тайн и недоговорок, заявленных еще в предыдущих романах. Однако, после прочтения «Продавцов невозможного», которые резко меняют курс с пропитанной мистицизмом технологической фантастики на разборки в стиле проамериканского параноика Тома Клэнси, изредка появляются смутные догадки, что когда писалась первая книга, то о подобном развитии своего детища автор даже и не думал.

Есть определенная уверенность, что Вадим Панов закладывал несколько иной смысл в происходящее, нежели тот, который можно увидеть, читая роман. Однако, общее направление сюжета тянут за собой многочисленные перестрелки, похищения людей и феноменальные способности некоторых лиц, также использующие эти свои способности исключительно в драках или убийствах.

Основным двигателем стал тот самый экшен, которого одним вечно не хватает, а другие его не приемлют. Хорошо, когда все в норме и без перевесов в ту или иную сторону.

Опять же, ни в коем случае не хочется упрекнуть в чем-то подобном автора, в книге хватает и мордобоя и заумных философских диспутов. Но те эпизоды, действие которых происходят в кабинетах за закрытыми дверями, приносят значительно больше удовольствия, чем те, где гремят взрывы и раздаются звуки выстрелов.

Та самая, мозголомная интрига стала описываться и развиваться иным, отличным от предыдущих книг способом и взяла курс на нечто новое.

Плюсом книги, как части цикла, является собирание многих линий в одну. Становится понятно, что это предпоследняя книга и в пятом романе нас ждет уже кульминация. На горизонте замаячила Станция, работающая на новом виде энергии, Пэт двигается вверх по лестнице своей Традиции, а Грязнов и Мертвый все так же вносят смуту, плетут мировые заговоры и стремятся к далеким трансцендентальным слоям мироздания. Мы немного, чисто символически, заглянем за высокий забор Мутабора, и поприсутствуем на разговоре мудрецов с генералом Ляо. Все это, несомненно, интересно, многообещающе, но, к великому сожалению, всего лишь подготовка к финалу.

Сказать, что книга не удалась нельзя. Она, несомненно, достойна. Попросту дело в том, что она не привнесла в цикл ничего нового. Поклонникам «Анклавов» будет интересно прочитать о новых приключениях героев, но «Продавцы» прежде всего, напоминают ту стадию шахматной партии, когда после нескольких ходов игроки уже вывели фигуры на стратегически важные позиции и вот-вот начнется битва за центр шахматной доски, за доминирование, результатом которого станет не пресная ничья, а только объявленный мат.

Читать обязательно!





73
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх