Ким Стэнли Робинсон Красная


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «primorec» > Ким Стэнли Робинсон "Красная Луна": дракон покидает гнездо
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Ким Стэнли Робинсон «Красная Луна»: дракон покидает гнездо

Статья написана 31 мая 2019 г. 08:45

И это случилось: Китай все чаще становится даже не место действия, а его главным героем. Красный дракон подрос, и, в данном конкретном случае, вылетел из гнезда в открытый Космос. Красные флаги на Луне уже не новость, тем более что они там уже есть не только в фантастических романах.

Стоит ли читать и кому? Стоит тем, кто следит за творчеством Робинсона, любит отслеживать различные умозрительные сценарии развития нашей жизни ближнего прицела и вполне адекватно воспринимает чуждые ему взгляды и мнения. Им я рекомендую: Ким Стэнли Робинсон «Красная Луна»

Для тех, кто думает, что речь опять, как в трилогии про Марс, пойдет о колонизации с примесью социальной проблематики, спешу сообщить: в этот раз все будет наоборот, и социальное займет большую часть содержания. Процентов так 70. Еще 20 отведем на политику. И только 10 процентов собственно на освоение Луны, колонизацию, научные отступления и описания технологий.

Поэтому не стоит ожидать, что Красная Луна повторит историю про Красный Марс. Потому что не стоит забывать, что у слова "красный" множество смыслов, часть из которых в толковые словари записал двадцатый век. Да, да, в красный Луну в данном случае окрасила определенная политическая ориентация. И не так много осталось в мире стран с чисто красными флагами, чтобы не догадаться с одного раза, о каком государстве пойдет речь в этой истории.

В последнее время Китая в литературе много. Веление времени: красно-золотой дракон неожиданно для всех вырос и уже не просто пробует силы- вызывает на бой самых признанных лидеров мира. И Робинсон не мог пройти мимо такой суперактуальной темы.

Недалекое будущее, в котором Китай и США -главные соперники в политике, экономике, науке и технологиях. Луна активно осваивается обеими странами, но Дракон явно опережает Орла. Именно здесь начинается история, и начинается она весьма многообещающе: с громкого убийства высокопоставленного китайского чиновника, в котором оказываются замешаны три главных героя.

Выбор героев на первый взгляд весьма странен. Невозможно представить себе более разных людей, оказавшихся в одной компании: специалист по квантовым технологиям , молодой американец Фред Фредерикс, весьма неприятная в своем "красном" фанатизме, избалованная и своевольная революционерка Чан Ци и пожилой репортер и знаток традиций Китая Та Шу. Но именно они должны вытаскивать основную идею романа: нет таких разногласий, которые не могли бы преодолеть разумные люди, просто слушая и пытаясь понять друг друга.

Но чтобы развить эту идею требуется достаточно долгое повествование, которое не слишком изобилует действием. В основном это различные бытовые зарисовки жизни людей на Земле- непосредственно в Китае, где на них давят политика, идеология и неимоверно долгая история социальной несправедливости и жесткого контроля. И противопоставляемые им сцены из жизни первых поселений на Луне, где агрессивная среда и постоянная опасность отодвигают на задний план политические игры, идеологические разногласия и экономическое соперничество. И, как примеры, два способа построения нового общества- китайская колония- технологическая идиллия с лотосами, тихими прудами с золотыми карпами и пагодами, воплощение полотен старых мастеров, и супертехнологичное поселение сообщества богатых мечтателей и футуристов, пытающихся построить под прозрачным куполом(в который раз в истории людей) прекрасную, но очень хрупкую утопию для немногих избранных.

Но хватит о содержании. Об удачах и неудачах. После "Марса" с огромным количеством героев и не менее огромными задействованными пространствами и временами, "Красная Луна" поражает скромным набором действующих лиц, линейным сюжетом и скромными пространственно-временными рамками. Это позволяет полностью изжить схематичность "Марса" и тщательно прописать характеры главных героев. Вторая безусловная удача — описания мест и наполнение их деталями, строгое следование имеющимся на сегодня научным теориям и фактам.

Однако портит впечатление вот что. Китай для автора (как и для большинства прочих жителей Земли) во многом остается территорией неизвестной. Стандартный набор: Китайская стена, фэн-шуй, кунг-фу, Конфуций, Мао и события на площади Тяньаньмэнь. Из современности Си Цзиньпин и китайская экономическая угроза. Порой кажется, что все, что автор знает о Китае и его жителях подчерпнуто из СМИ и интернета. Отсюда странные представления о том, как думают и ведут себя жители этой страны, о чем они говорят на своих кухнях, какие книги читают и о чем мечтают. Такой подход сильно упрощает, а порой, делает почти карикатурными самые главные для сюжета эпизоды.

И, конечно, оказалась не слишком интересной традиционная для автора тема народной демократии, как единственного средства для достижения социальной справедливости. И, несмотря на смену времени и места действия, подача этой темы, оправдывающая любые насильственные меры "угнетенных" масс ради свободы и справедливости, практически не изменилась. А мне бы у такого опытного автора все же хотелось бы видеть эволюцию взглядов, новые подходы и идеи. Мир не стоит на месте и привычной мантры уже недостаточно, чтобы решить его проблемы.

Но все же это было полезное чтение. Оно, как и прочие романы Робинсона, дает представление, нет, не о современных процессах, которые как не крути, но влияют и нашу жизнь, но о том, как эти процессы понимаются и воспринимаются огромных количеством людей. И, кстати, мне бы хотелось продолжения истории. Очень уж интересно узнать, сможет ли автор описать такие условия, при которых задуманные утопии- лунные и земные- выдержали бы испытания жизнью.

Фото: общедоступные ресурсы yandex.ru


И снова в мир Светлого Арда — Тэд Уильямс "Корона из ведьминого дерева"





288
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх