Роман О Дивова


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Рецензии на фантастические книги» > Роман О. Дивова "Техподдержка" как текст-микрофиш
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Роман О. Дивова «Техподдержка» как текст-микрофиш

Статья написана 24 июля 2019 г. 00:49

Дивов О. Техподдержка. М.: ЭКСМО, 2019. 416 с. 5.000 экз.

https://fantlab.ru/work1114074


Любопытная технология сборки у этого романа. В сущности, «Техподдержка» это роман-микрофиш. Таких вещей у Олега Дивова уже есть несколько штук, некоторые получше, некоторые похуже, в целом же они ему чаще удаются.

Что такое текст-микрофиш? Это текст, в котором сюжетное начало искусственно укорочено и, более того, развивается не линейно, а с многочисленными флэшбэками и отскоками в боковую ветвь, в «обстоятельства действия» (а не само действие). Нарочитая недоразвитость сюжета компенсируется медленным, плотным, ироничным «накачиванием» текста сведениями по ТТХ вторичной реальности романа. Впоследствии это выводит на одну-единственную, но рассмотренную со всех углов социальную или философскую проблему.

В сущности, у «Техподдержки», вещи романного объема, сюжет — на рассказ, не больше. Но Дивов насыщает текст психологическими или же квази-профессиональными диалогами, размышлениями главного героя о том, что было в локации действия в старые времена, о том, куда развиваются войны и военное дело, о том, что такое офисная этика в российском раскладе, о том, как рождался боевой шагоход и т.п. Плюс — рассказы «старших товарищей» о том же самом. Автор также добавляет немного (немного!) высококачественной боевки, пару щепоток приятной, но не обременительной любовьки... И получает он в итоге вещь, которую можно, рассматривая, двигать влево-вправо, вперед-назад без потери в понимании сюжета, но с постепенным углублением в «ситуацию». А «ситуация» уже сама по себе вводит в фокус читательского интереса проблему «войны Шрёдингера», т.е. иначе названной «гибридной войны», доразвивавшейся к 2049 году (время действия романа) до абсурда.

Да, конечно, стреляют танки, пушки, боевые шагоходы, на цель заходят самолеты и вертолеты, палит изо всего навешанного на экзоскафы пехота... но это всё второстепенно. А первостепенно то, как стороны конфликта или вообще какие-то «стороны», официально не воюющие, но, как говорится, «интересанты проекта» поработают с масс медиа. Медийные оплоты и определят, кто победил, каковы потери, да и была ли война вообще. «Война Шрёдингера» это такая штука, когда в джунглях какой-нибудь эээ... пятки мира днями, неделями, годами идет бойня, гибнут, быть может, тысячи или десятки тысяч людей, но формально никакой войны нет. Там может быть «полицейская операция», «серия несчастных случаев», «временная хаотизация социума», «инциденты неясной направленности» и т.д. А потом выяснится, что война была, и что победил, скажем, «красный деспот» или «подлинно демократический режим», или... да какая разница! Кого назовут, тот и победил. А потом война опять исчезнет, ее опять не было... и опять была... и опять, и опять, и опять... — по мере надобности.

Ну и кто после войны за Новороссию скажет, что эта схема «неработающая»?

Роман доводит идею до логического завершения, и читатель поневоле чувствует: безумие чем дальше, тем больше принимает статус социальной нормы. То ли еще будет ой-ёй-ёй...

Олегу Дивову за эту вещь спасибо: легкая, изящная, увлекательная, остроумная. И по делу.

Да! Для тех, кто не в курсе: микрофиширование — способ фотокопирования, принятый в нашем архивном деле времен СССР. Какое-нибудь архивное дело фотографируется так, чтобы все кадры попали в сильно уменьшенном виде на прямоугольный фрагмент фотопленки, так, чтобы они оказались размещены во много рядов и во много столбцов. Этот фрагмент и есть микрофиш. Для чтения микрофиша применяется особый прибор с небольшим, хорошо освещенным предметным столиком под сильным увеличителем. Столик двигается вправо-влево, вперед-назад, и через увеличитель можно прочитать все кадры микрофиша.





889
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх